(от греч. а — отрицательная частица и лат. moralis — нравственный)
имморализм, принцип практической или идейной ориентации, включающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, эстетическими или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родоплеменных отношений, отделением нравственности от автоматически действующих обычаев, традиционных норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В античном обществе, когда резко ускоряется ломка традиционных родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицательном отношении к ценностям общественной культуры (киники, некоторые софисты). В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистического общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим А., а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у некоторых идеологов молодой буржуазии и феодальной церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политическим задачам, ради осуществления которых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С середины 19 в. в условиях духовного кризиса буржуазной культуры получают развитие идеи т. н. эстетического имморализма у Ф. Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду нравственности (под последней же понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее циничной и человеконенавистнической форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «упразднить» принципы общечеловеческой нравственности (См. Нравственность), например объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.
В антагонистическом обществе эксплуататорские классы не заинтересованы в соблюдении принципов нравственности, даже когда они декларируются официальной идеологией, если эти принципы не отвечают узкокорыстным целям классового господства.
О. Г. Дробницкий.
-а, м.
Отрицание морали и общепринятых норм поведения, отказ от нравственных принципов.
АМОРАЛИ́ЗМ, аморализма, мн. нет, муж. (книжн.).
1. Отсутствие моральных правил, аморальное поведение.
2. Философское учение, считающее, что в основе исторического процесса и поведения человека лежит чистая целесообразность и что понятия морали, нравственного долга и блага должны быть оставлены в стороне при объяснении социальной действительности (филос.). Аморализм - характерная черта макиавеллизма.
м.
Отрицание морали, возведение в принцип безнравственности.
АМОРАЛИЗМ (имморализм) - отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.
(имморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, неприязненное отношение ко всяким нравственным принципам.
(от греч.? — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип практич. или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарнопрагматич., конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений, отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении к ценностям общественной культуры (киники, некоторые софисты).
В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у некоторых идеологов молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради осуществления которых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кризиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей нравственности, под которой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.
АМОРАЛИ́ЗМ -а; м. Возведение безнравственности в принцип; отрицание морали.
* * *
аморали́змимморализм, отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.
* * *
АМОРАЛИЗМАМОРАЛИ́ЗМ (имморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.
(от a - отрицат. частица и лат. moralis - нравственный) - англ. amoralism; нем. Атог-alismus. Принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.
(от греч. а - отрицательная частица "не", "без" и лат. moralis - нравственный) - 1. Обществ.-историч. явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей. 2. Принцип практич. или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистич. отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а также в политике, проводимой определенными группами людей или политич. партиями. 3. Характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь, обман и т. п.). В теории "вдохновителем" А. выступают, как правило, концепции этич. релятивизма, в к-рых обосновывается полная относительность и условность всех принципов и норм морали. Формы проявления А. на практике многообразны: преднамеренное игнорирование моральных правил и таких "контролеров" человеческого поведения, как совесть и честь, анархич. бунты, псевдогуманное смирение, терпимость по отношению к преступным античеловеч. и антисоц. действиям, человеконенавистничество и т. д. Суть А. раскрывается в использовании (и признании законными) любых, прежде всего безнравственных, средств для достижения политич. и др. целей ("цель оправдывает средства"). А. может быть связан с соц. противоречиями, с культурной и нравственной неразвитостью человека. А. возник в процессе разложения родоплеменных отношений, отделения морали от традиционно действующих обычаев, норм поведения и развития рефлекторного уровня сознания человека по поводу существующих нравов, устоявшегося уклада жизни. А. в этих условиях проявляется в пренебрежительном отношении к нормам морали (в теории данную позицию выразили киники, напр. Диоген из Синопа, и софисты: Горгий, Критий, Пиррон, Секст-Эмпирик). Нигилистическое отношение к конкретно историч. видам морали нередко переходит в неприятие общечеловеческих ценностей и норм поведения. А. особенно распространяется в периоды кризисов и упадка того или иного об-ва. В сущности, к А. ведет всякая попытка "опорочить" принципы общечеловеческой нравственности, тем более объявить предрассудком совесть, честность, любовь к человеку, уважение его достоинства. В теоретич. концепциях философов Нового времени идея относительности моральных норм и принципов обосновывается преимущественно у Т. Гоббса и Д. Юма. В современной зап. этике открытыми теоретиками А. выступили Ф.Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей нравственной оценке; идеологи фашизма Дж. Джентиле и А. Розенберг с культом фюрера, освобождающего своих подчиненных от "химеры совести". Идеи А. содержатся в этич. учениях неопозитивизма, неопротестантизма, эмотивизма, в концепциях "потребительской" и "нигилистической" морали и нек-рых др. А. проявился в теории и практике сталинизма, деятели к-рого "упразднили" на практике нормы законности и гуманистич. принципы нравственности в государственной политике и внутренней жизни. Лит.: Пазенок B.C. Апология аморализма: критический очерк буржуазного этического релятивизма. М., 1982; Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990. М.А. Макаревич
(от a - отрицат. частица и лат. moralis - нравственный) - англ. amoralism; нем. Атог-alismus. Принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.