Большая Советская энциклопедия

    Константин Александрович [12(24).2.1892, Саратов, – 15.7. 1977, Москва], русский советский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Член-корреспондент Германской академии искусств (1958). Родился в мещанской семье. Детство и юность провёл в Саратове. Окончил Московский коммерческий институт (1914). Начало 1-й мировой войны 1914–18 застало и задержало Ф. в Германии. Вернувшись в 1918, Ф. редактировал в Сызрани местную газету (1919), во время Гражданской войны – газету 7-й армии. С 1921 участник литературной группы «Серапионовы братья». Ранние литературные опыты Ф. опубликовал в 1913–14. Первая книга – сборник рассказов «Пустырь» (1923). Роман «Города и годы» (1924: одноименный фильм, 1930 и 1973) – о путях интеллигенции в революции и Гражданской войне. Революционная воля олицетворена здесь в образе «железного» большевика, который вершит над героем романа, растерянным и бездействующим интеллигентом, исторический суд. Усложнённая композиция романа соответствует духу бурного времени и напряжённости раздумий писателя, который ищет пути к новому пониманию гуманизма. В 1925–26 опубликовал рассказы и повести о крестьянстве («Утро в Вяжном», «Трансвааль», «Мужики»), в 1927–28 – роман «Братья», в котором раскрыто единство национального и нового, революционного искусства, поставлена проблема борьбы за это искусство. Романы «Похищение Европы» (кн. 1–2, 1933–35) и «Санаторий «Арктур»» (1940) посвящены критике политических и нравственных устоев буржуазного мира.

    Во время Великой Отечественной войны 1941–45 Ф. написал пьесу «Испытание чувств» (1942), рассказы-очерки, вошедшие в циклы «Несколько населённых пунктов» (1943) и «Свидание с Ленинградом» (1944). Начал работать над трилогией «Первые радости» (1945; одноименный фильм, 1956), «Необыкновенное лето» (1947–48; одноименный фильм, 1956; за оба романа Государственная премия СССР, 1949), «Костёр» (кн. 1–2, 1961–65). В этих романах – история становления рус. революционного характера, идея закономерности революционного обновления рус. общества. Роман «Первые радости», действие которого начинается в 1910, проникнут ожиданием резкой спасительной перемены; его многогранное содержание объединено мыслью о том, что только борьба за переустройство мира формирует внутренне значительную, цельную личность. События «Необыкновенного лета» развёртываются на Волге в 1919. Крупным планом даны образы большевиков, рабочего и интеллигента, как руководителей мощного исторического движения, людей, чей богатый внутренний мир находится в согласии с небывалыми общественными задачами. Показаны судьбы старой художественной интеллигенции, которая, освобождаясь от кастовой замкнутости, находит путь к новой России. В «Необыкновенном лете», как и в романе «Костёр», действие которого развёртывается в годы Великой Отечественной войны 1941–45, широко введён историко-публицистический материал. В книге «Писатель, искусство, время» (1957; доп. изд. 1961) Ф. рисует портреты как своих современников (в т. ч. М. Горького, С. Цвейга, Р. Роллана, Л. Франка), так и писателей прошлого, размышляет о писательском труде, о мастерстве. В мемуарной книге «Горький среди нас» (1941–68) передан характер литературно-общественной жизни 20-х гг., созданы художественные портреты Горького, А. Блока, Ф. Сологуба, А. Ремизова, Вс. Иванова, Н. Тихонова, М. Зощенко и др.

    Сочетание эпической изобразительности с лирикой и сатирой, конкретности деталей с философскими раздумьями – эти особенности произведений Ф. связаны с его общим отношением к искусству как к творческой силе, которая в процессе многостороннего отражения жизни осознаёт и проверяет свои пути и задачи. «Человечность нового мира» – ведущая идея творчества Ф., верность которой рассматривается им как верность писателя своему призванию. Произведения Ф. переведены на языки народов СССР и многие иностранные. языки.

    Ф. – первый секретарь (1959–71) и председатель правления (с 1971) СП СССР. Депутат Верховного Совета СССР 6–9-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями, а также 2 орденами ГДР.

    Соч.: Собр. соч., т. 1–10, М., 1969–73.

    Лит.: Брайнина Б., Константин Федин. Очерк жизни и творчества, 5 изд., М., 1962; Бугаенко П.. Мастерство Константина Федина, Саратов. 1959; Заградка М., О художественном стиле романов Константина Федина, Прага, 1962; Творчество Константина Федина. Статьи. Сообщения. Документальные материалы. Встречи с Фединым. Библиография, М., 1966; Кузнецов Н. И., Константин Федин. Очерк творчества, М., 1969; Оклянский Ю., Константин Федин. Встречи с мастером, М., 1974; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.

    Б. Я. Брайнина.

    К. А. Федин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Федин

    ФЕДИН Константин Александрович (1892—), советский писатель. Р. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин-те. С 1914 по 1918 — гражданский пленный в Германии. С 1918 работал в Наркомпросе, редактировал ряд газет и журналов, служил в Красной армии. С 1921 занялся исключительно лит-ой работой. В этом же году вступил в литературное объединение «Серапионовы братья». С 1934 — член президиума ССП.

    Первые литературные опыты Ф. относятся к 1910. В 1913—1914 в «Новом сатириконе» напечатал «Мелочи». Широкую популярность Ф. приобрел после выхода из печати романа «Города и годы» (1924). В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Путь творческого развития Ф. во многом типичен для ряда советских писателей. Начав с отрицания мира прошлого, Ф. пришел к утверждению революции, дающей выход из «окуровских» тупиков, из глухих, заброшенных «пустырей».

    Первый сборник Ф. носит символический заголовок «Пустырь» (1923). На бесплодных «пустырях» уездных городов старой России живут, или, вернее, прозябают жалкие обыватели, чудаки, неудачники. Галлерею этих людей, искривленных жизнью, с их мелкими, порой ненормальными, страстишками и зарисовывает Ф. в своих ранних рассказах («Анна Тимофевна», «Рассказ об одном утре» и др.). В этих произведениях, выдержанных преимущественно в манере сказа, своеобразно сочетаются простые народные образы с вычурными, декадентскими. Это эклектическое соединение различных стилистических приемов особенно ярко проявилось в повести «Анна Тимофевна» (1923).

    «Города и годы» — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, «с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его». Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью.

    В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д. Пацифистское осуждение войны, романтическое восприятие революции характерно для Ф. на данном этапе его творческого пути.

    Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман «Города и годы» представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в к-рых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.

    Следующий цикл произведений Федина по своей идейно-тематической сущности резко отличается от романа «Города и годы». В рассказах «Наровчатская хроника», «Мужики», «Тишина» и др. (1925—1926) Ф. возвращается к миру и героям «Пустыря». Сплетение анекдотического и трагического характерно для этих рассказов. Вне времени, вне исторической действительности живут эти чудаки — обыватели провинциальных городов. Несмотря на революцию, они не меняют облика, не нарушают своей жизни и привычек.

    Особенно выделяется рассказ «Трансвааль» с монументальной фигурой кулака-культуртрегера Сваакера, соединившего в себе, по словам Ф., «черты Фомы Опискина и Квазимодо». Образ фединского кулака, который «все может», который держит в повиновении всех соседних крестьян, вырастает в рассказе Ф. в абстрактно-символический образ. В «Трансваале» Ф. искаженно представляет послереволюционную деревню, противопоставляя «всемогущество» кулака якобы обезличенной, пассивной толпе крестьян.

    К теме «интеллигенция и революция» Ф. возвращается в романе «Братья» (1928), посвященном в основном проблемам искусства. Центральная фигура романа — один из братьев, музыкант Никита Карев — близок Андрею Старцеву. Как и Старцев, он живет в своем замкнутом, «обособленном» мирке. Но если в «Городах и годах» Ф. с самого начала подчеркивает обреченность Старцевых, то для индивидуализма Никиты Карева писатель находит оправдание. Одиночество музыканта, его «скорбный музыкантский послух» дают ему возможность создать величайшую «симфонию-роман, запечатлевшую на себе все то великое, что принесла нам революция».

    Тезис об особом «избранническом» пути художника, о трагедийности подлинного искусства является идейным стержнем романа. Роман «Братья», композиционно напоминающий «Города и годы» (те же временные сдвиги, многопланность, лирические отступления автора и т. д.), построен по принципу стилевых контрастов. Реалистически-бытовая струя, к-рая особенно ярко выявляется в описании семейства Каревых, «смурского мира», контрастирует с мистико-трагической линией романа, связанной с судьбой Никиты Карева, живущего в постоянном предчувствии, «в молчаливом ожидании катастроф».

    Роман Ф. «Похищение Европы» (1934—1935) отражает борьбу двух миров, двух систем, двух культур, оканчивающуюся победой социалистического мира над капиталистическим. Интерес Ф. к социальным проблемам в этом произведении выступает еще резче, чем в прежних. Личная интрига здесь в большей степени, чем в ранних произведениях, подчинена общественно-политическим вопросам. Мир обреченной на гибель капиталистической Европы (I кн.) показан «глазами большевика» Рогова. Мир обновленной, крепнущей Страны Советов (II кн.) дан в восприятии капиталиста, голландского короля леса Ван-Россума. Образ Филиппа Ван-Россума получился значительно полнокровнее, чем нечеткий образ Рогова, этого интеллигента, готового участвовать в строительстве социализма, но еще не утратившего своих индивидуалистических черт. Картины Западной Европы — кризиса, безработицы, забастовки, биржевого ажиотажа — в романе вышли рельефнее, чем изображение строительства Страны Советов.

    Имеющиеся в повествовании полемические диалоги, рассуждения, речи отчетливо обнажают идейный замысел произведения, но органически не врастают в его художественную ткань. Этот недостаток романа особенно остро чувствуется во второй книге.

    В последнем своем произведении «Я был актером» (1937), построенном на автобиографическом материале, Ф. возвращается к теме Германии периода империалистической войны, теме, затронутой в «Городах и годах». Но уже не сложная социально-философская проблематика, а реалистическое живописание быта немецкого захолустного городка, полубогемных, полумещанских нравов провинциального театрика в центре внимания автора.

    В последних произведениях Ф. постепенно освобождается от «орнаментализма», «увлечения словесной игрой», от «ритмической прозы», «легкого бреда сказом» — этой, по выражению самого Ф., «литературной кори», к-рой «переболело большинство писателей» его «поколения», и переходит к более простому, свободному от вычурности и витиеватости языку. Усиление реалистических тенденций — такова закономерная эволюция творчества Ф., характерная для ряда советских писателей.Библиография:

    Собр. соч. в 4-х тт., изд. «Прибой», Л., 1927; то же, ГИХЛ, М. — Л., 1929—1930 (т. I. Пустырь. Повести и рассказы; т. II. Города и годы. Роман; т. III. Трансвааль. Повести и рассказы; т. IV. Братья. Роман); Трансвааль. Рассказы, Гиз, М. — Л., 1927; Старик, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1930; Повести и рассказы, Изд-во писат. в Ленинграде, (Л.), 1933; изд. 2-е, «Сов. писатель», М., 1936; Похищение Европы. Роман, кн. I, Л., 1934, и кн. II, Л., 1935 (неск. изд.). Я был актером. Повесть, «Сов. писатель», 1937. Статьи: Как я работаю, «Литературная учеба», 1930, № 4; Язык литературы, «Литературная учеба», 1933, №№ 3—4; Автобиография: «Писатели», Под редакцией В. Лидина, «Современные проблемы», М., 1926.

  3. Источник: Литературная энциклопедия