«Прототип»

Прототип в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Прототип»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Англо-русский словарь технических терминов
  13. Русско-английский словарь математических терминов
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Философская энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Начала современного естествознания
  23. Русско-английский политехнический словарь
  24. Dictionnaire technique russo-italien
  25. Энциклопедия социологии
  26. Толковый словарь по социологии
  27. Юридическая энциклопедия
  28. Словарь юридических международно-правовых терминов
  29. Словарь церковнославянского языка
  30. Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  31. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  32. Тезаурус русской деловой лексики
  33. Большой Энциклопедический словарь
  34. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    (от греч. protótypon — прообраз)

    реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения. Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры», воспроизводимой художником. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе. П. героя Алеши Горшка в одноименном рассказе Л. Н. Толстого был юродивый яснополянский повар. Но, включаясь в реализацию художественной идеи, образ яснополянского «полуидиота» развернулся в значительный, внутренне противоположный патриархально-смиренному Каратаеву (из «Войны и мира» Л. Н. Толстого) тип русского крестьянина, который проснулся от патриархальной спячки и видит мир в ореоле любви и счастья. Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности П., не только отражает порожденный эпохой тип личности: он — осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться «прообразом» особой породы людей в самой жизни («тургеневские женщины») или П. для произведений др. эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина). Роль П. меняется в зависимости от направления и жанра. Максимальное «равнение» на П. — в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и П., выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь» Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).

    Лит.: Альтман М. С., Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в., в сборнике: Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы. Горький, 1965; Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974.

    Е. П. Барышников.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. прототи́п.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж., греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, первообразцовый.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПРОТОТИ́П, -а, муж. Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. П. Анны Карениной.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Первоначальный образец; прообраз.

    Новгород был прототипом русской цивилизации и вообще форм общественной и семейной жизни древней Руси. Белинский, .

    Ведь у них [макрелей] даже появились на боках своеобразные углубления, в которые укладываются боковые плавники на быстром ходу; вот — настоящий прототип «убирающихся шасси» у современных быстроходных самолетов. Шулейкин, Дни прожитые.

    || лит.

    Лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора.

    Вообще это был настоящий богатырь, и это подало повод к рассказам, что именно он [П. Д. Баллод] послужил Чернышевскому прототипом к его Рахметову. Короленко, История моего современника.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    первообраз

    Ср. Прототипы гоголевского Кошкарова и так называемые тогда инвенторы в описываемое время уже встречались.

    М.И. Пыляев. Старое житье. Моды и модники. 5.

    Ср. Гоголь. Мертвые души. 2, 3. О Кошкарове.

    См. тип.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ПРОТОТИ́П, прототипа, муж. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора. см. прото…. Думают, что прототипом пушкинского Ленского был Кюхельбекер. Онегин - прототип Печорина. Прототипом Лопухина, героя "Что делать", считают известного физиолога Сеченова.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа.

    2.

    Первоначальный вид, форма какого-либо органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы.

    3.

    Кто или что-либо, являющиеся предшественником, образцом последующего.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ПРОТОТИП (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    прототи́п Через нем. Рrоtоtур (XVII в.; см. Шульц–Баслер 2, 709) или франц. рrоtоtуре от греч. πρωτότυπος, собственно, "первый отпечаток".

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. prototypeм. prototype.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Англо-русский словарь технических терминов

    prototype model, pilot model, preproduction model, mother, prototype

  23. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  24. Русско-английский словарь математических терминов

    m.prototype, pre-image, inverse image

  25. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Prototyp m; Urbild n(прообраз)

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    прототип м Prototyp m 1c; Urbild n 1b (прообраз)

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    prototype m

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    prototipo m

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    prototipo

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    Прототип

    ПРОТОТИП — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью домысливать человека. Литератор должен выучиться прививать, приписывать единице наиболее характерные черты ее класса». Процесс «домысливания» и есть процесс обобщения, типизации П. в художественном образе. На переработку П. в образ нельзя смотреть лишь как на выражение отношения автора к данному П. Так, образ Веры Павловны основным своим содержанием имеет не отношение Чернышевского к Сеченовой, к-рая послужила П. этой героини романа «Что делать?», а ставит проблему женского равноправия с точки зрения революционной крестьянской демократии 60-х гг. Отсюда ясна порочность попыток ряда представителей домарксистского литературоведения свести анализ образа только к сопоставлению его с П. и трактовать образ как выражение отношения писателя к одному из своих близких друзей, врагов и т. д. Такой подход в изучении П. подменял проблему отношения искусства к действительности анализом личных симпатий и антипатий писателя. Самый процесс переработки П. в образ не мог быть при этом научно осмыслен, т. к. классовые основы отношения писателя к действительности не могли быть вскрыты.

    Значение исследования П. зависит от характера самого П. Чем более ярким явлением общества и истории является П., тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, потому что в таком случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества. Маркс писал о правдивости в изображении политических вождей: «Было бы весьма желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партии движения, — до революции ли, в тайных обществах или печати, после нее ли, в качестве официальных лиц, — были, наконец, изображены суровыми рембрандтовскими красками во всей своей жизненной яркости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, том VIII, изд. ИМЭ, 1930, стр. 293).

    Такой П. настолько содержателен и типичен сам по себе, что, будучи показан писателем правдиво на основе исторически-передового классового мировоззрения, явится сам важным художественным обобщением. Но изучение и такого П., для типизации к-рого художнику многое приходится привносить, «домысливать», также имеет большое значение: оно дает возможность конкретнее прощупать связи произведения с действительностью, изучить методы творческой работы писателя, наконец убедительнее отметить те или иные искажения писателем действительности и тем самым определить особенности его классового мировоззрения. Так, сравнение Сваакера, героя рассказа К. Федина «Трансвааль», с действительным кулаком, послужившим П. для образа, помогло марксистской критике ярче вскрыть ошибки Федина в показе кулачества. Изучение П. романа «Мать» М. Горького — Заломова и его матери, — наоборот, позволяет понять обобщающую роль писателя при переработке им П. в литературный тип (см.). Самое отношение к П. определяется общими творческими позициями писателя; отсюда напр. у писателей-романтиков роль П. обычно невелика, наоборот, для реалистов П. имеет большое значение. Поэтому характер П. у того или иного писателя определим лишь в конкретном историко-литературном анализе.

    Своеобразен прототипизм советской и в первую очередь пролетарской литературы, для которой характерна глубокая связь с действительностью. Советские писатели и поэты пишут часто о конкретных людях нашей страны («Чапаев», «Феликс Дзержинский», «Люди С. Т. З.», герои «Разбега» Ставского и др.). В этом отношении наша литература коренным образом отличается от революционно-буржуазной, которая свои героические образы вынуждена была одевать в героические мантии прошлого, как это показал Маркс в «18 брюмера». Соц. строительство, предоставляя широчайший простор творческому развитию личности, рождает героев, к-рые являются живыми типами нашей эпохи. Естественно отсюда стремление изобразить этих людей во всей их жизненности. Весьма поучителен в этом отношении пример Ставского, к-рому удалось провести конференцию героев, выведенных им в «Разбеге». Понятно, что и здесь имеет место процесс осмысливания, обобщения, типизации, примером чего может служить образ Кожуха в «Железном потоке» Серафимовича, где автор типизирует черты героя гражданской войны, командира Таманской армии Ковтюха.Библиография:

    Указываем работы, посвященные установлению конкретных П.: Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума», Гиз, М.—Л., 1928; Кубиков И., Комментарий к повести А. Серафимовича «Железный поток», изд. «Мир», М., 1933; Его же, Комментарий к роману М. Горького «Мать», изд. «Мир», М., 1932; Бродский Н. Л. и Сидоров Н. П., Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать», изд. «Мир», М., 1933; Медведев П., В лаборатории писателя, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933, стр. 154 и сл. Др. указания см.: Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2, Гиз, М., (1924), стр. 256: разработка темы «Бытовые прототипы литературных героев»; Творческая история, Сб. Под редакцией Н. К. Пиксанова, «Никитинские субботники», М., 1927. Большой материал по установлению конкретных П. различных героев отдельных произведений рассеян по монографиям, анализирующим творчество отдельных писателей, их мемуарам, воспоминаниям о писателях (напр. воспоминания Кузьминской-Берс о Л. Толстом) и т. п.; Pappritz R., Don Carlos in der Geschichte und in der Poesie, Naumburg, 1913; Wallenstein P. R., Die dichterische Gestaltung der historischen Personlichkeit, gezeigt an der Wallensteinfigur, Wurzburg, 1934.

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Философская энциклопедия

    ПРОТОТИП

    — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства. Благодаря тому, что структуры человеческого знания и памяти включают в себя П. как абстрактные образные репрезентации, мы можем распознать образ, даже если он не тождествен П., а лишь подобен ему. Существование П. было надежно подтверждено результатами многочисленных экспериментов, которые выявили у испытуемых типичные рейтинги, отражающие степени соответствия примеров многих понятий своему «идеальному» П. Так, напр., согласно данным тестов, понятия «яблоко», «персик», «изюм», «винная ягода», «тыква» и «оливка» располагаются в данном списке в порядке убывающего соответствия понятию «фрукт». Аналогичная картина была зафиксирована и относительно примеров понятия «птица». Для понятия «четное число» прототипом служат числа 8 и 22, а для понятия «нечетное число» — 7 и 13.

    По-видимому, мы абстрагируем П. из когнитивной информации, содержащейся в нашей памяти, используя для этого неосознаваемые холистические стратегии правополушарного пространственно-образного мышления. Наиболее часто используемая здесь стратегия состоит в абстрагировании П. и сравнении степени различия между ним и соответствующими паттернами. Ряд проведенных когнитивными психологами экспериментов, в частности, показывают, что некоторые П. формируются на основе часто встречающихся признаков (напр., индивидуальные черты человеческого лица), которые имеют больше шансов сохраниться в памяти, если они чаще воспринимались. Мы также можем создавать П. на основе усредненных характеристик отдельных примеров или путем абстрагирования отдельных, перцептивно выделенных, «типичных» образцов. И, наконец, мы обладаем способностью формировать П. даже в условиях, когда сталкиваемся только с его разновидностями. Причем правила, соотносящие признаки в мысленном образе, не так хорошо удерживаются в памяти, как сами признаки. Поэтому можно предположить, что формирование П. включает в себя два относительно автономных процесса — выявление информации о признаках паттерна и информации об отношениях между признаками. Эти два процесса протекают с разной скоростью. Выявление взаимосвязей признаков — процесс более медленный, чем выявление самих признаков.

    В когнитивной психологии разработаны две теоретические модели формирования П. Первая — модель центральной тенденции — предполагает, что П. есть хранящийся в памяти абстрактный образ, представляющий собой нечто среднее из всех относящихся к нему примеров. Вторая — частотная модель — исходит из допущения, что П. содержит наиболее часто встречающееся сочетание признаков, свойственных некоторому набору паттернов (экземпляров). С этой т.зр. П. — это синоним «наилучшего примера» из некоторого множества паттернов. Обе модели нашли экспериментальное подтверждение, которое скорее всего свидетельствует о наличии у людей двух различных мыслительных стратегий формирования П. По-видимому, соотношение между этими стратегиями и относительное доминирование одной из них связано с когнитивной эволюцией, эволюцией пространственно-образного мышления.

  39. Источник: Философская энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    ПРОТОТИ́П -а; м.

    1. Книжн. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. в будущем. Установить п. породы рысаков. Послужить прототипом современных форм правления.

    2. Лит. Лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа. П. Анны Карениной Толстого. Кто послужил прототипом Рахметова?

    * * *

    прототи́п

    (греч. prōtótypon — прообраз), реальная личность, послужившая автору первоистоком при создании художественного образа.

    * * *

    ПРОТОТИП

    ПРОТОТИ́П (греч. prototypon — прообраз), реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Начала современного естествознания

    (от греч.prototypos — прообраз, отпечаток, оттиск) — первоначальный образец, прообраз, оригинал.

  43. Источник: Начала современного естествознания



  44. Русско-английский политехнический словарь

    prototype model, pilot model, preproduction model, mother, prototype

    * * *

    прототи́п м.

    prototype; primary standard

    прототи́п ме́тра, междунаро́дный — international prototype meter

    * * *

    mother

  45. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  46. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    prototipo m

  47. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  48. Энциклопедия социологии

    (от греч. prototypon - прообраз) - англ. prototype; нем. Prototyp. 1. Прообраз, образец, оригинал. 2. Объект, на к-рый переносится информация, полученная в результате изучения модели.

  49. Источник: Энциклопедия социологии



  50. Толковый словарь по социологии

    (от греч. prototypon - прообраз) - англ. prototype; нем. Prototyp. 1. Прообраз, образец, оригинал. 2. Объект, на к-рый переносится информация, полученная в результате изучения модели.

  51. Источник: Толковый словарь по социологии



  52. Юридическая энциклопедия

  53. Источник: Юридическая энциклопедия



  54. Словарь юридических международно-правовых терминов

  55. Источник: Словарь юридических международно-правовых терминов



  56. Словарь церковнославянского языка

  57. Источник:



  58. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  59. Источник:



  60. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  61. Источник:



  62. Тезаурус русской деловой лексики

  63. Источник:



  64. Большой Энциклопедический словарь

    ПРОТОТИП
    ПРОТОТИП (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  65. Источник:



  66. Толковый словарь Даля

  67. Источник: