Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч.), т. е. краткий на обоих концах — название трехсложной стопы, у которой средний слог долгий, а первый и третий короткий: , напр. сухая крапива.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. amphíbrachys, буквально. — короткий с обоих концов)

    в силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными (

    В античной метрике А. — трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога между ними.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. амфибра́хий;
    2. амфибра́хии;
    3. амфибра́хия;
    4. амфибра́хиев;
    5. амфибра́хию;
    6. амфибра́хиям;
    7. амфибра́хий;
    8. амфибра́хии;
    9. амфибра́хием;
    10. амфибра́хиями;
    11. амфибра́хии;
    12. амфибра́хиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    АМФИБРА́ХИЙ, -я, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

    | прил. амфибрахический, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м. лит.

    Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается между двумя неударными, например:

    После́дня|я ту́ча | рассе́ян|ной бу́ри! | Одна́ ты

    | несе́шься | по я́сной | лазу́ ри (Пушкин, Туча).

    [греч. ’αμφίβραχος]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    АМФИБРА́ХИЙ, амфибрахия, муж. (греч. amphibrachys, букв. короткий с обеих сторон) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, напр.: «Боец, не | любивший | покоя.» Некрасов.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    АМФИБРАХИЙ (греческое amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не ветер бушует над бором", Н.А. Некрасов). Смотри Сильное место и слабое место.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    м. лит. amphibrach.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м лит.

    Amphibrachys m неизм.

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    амфибрахий м лит. Amphibrachys m неизм.

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. лит.

    amphibraque m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. лит.

    anfíbraco m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Литературная энциклопедия

    Амфибрахий

    АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа античной метрики, длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого между ними слога: «U—U»; в силлабо-тоническом стихосложении — стопа, состоящая из трех слогов: двух безударных и одного ударного между ними слога: «U U U», например:

    «усталый закат над Парижем».

  29. Источник: Литературная энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    АМФИБРА́ХИЙ -я; м. [греч. amphiibrachys - с обеих сторон краткий]. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными. (например: После́дня́я ту́ча / рассе́ян́ной бу́ри! / Одна́ ты / несёшься / по я́сной / лазу́ри).

    Амфибрахи́ческий, -ая, -ое. А. размер.

    * * *

    амфибра́хий

    (греч. amphíbrachys, буквально — с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге схема ; например, «Не ве́тер бушует над бором»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — 4-стопный (с начала XIX в.) и 3-стопный (с середины XIX в.).

    * * *

    АМФИБРАХИЙ

    АМФИБРА́ХИЙ (греч. amphibrachys, букв. — с обеих сторон краткий), стихотворный метр(см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами(см. СТОПА) с сильным местом на 2-м слоге (схема И — И; напр., «Не вЕ́тер бушУ́ет над бО́ром»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. ampibraxys, букв. - короткий с обоих концов).

    1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование лёгкой, тяжёлой и снова лёгкой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться, на слабых долях возможны местные акценты:

    Й. Гайдн. Симфония No 104, менуэт.

    А. может завершаться и на второй, тяжёлой доле (см. конец примера); характерный затакт позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. А. широко распространён в музыке. Он отличается уравновешенностью частей и связан с несколькими муз. жанрами, основанными на метрич. трёхдольности (менуэт, скерцо, баркарола, гондольера). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым вторым тактом.

    2) По аналогии с антич. метрикой А. называют фигуру из короткого, долгого и короткого звуков, типа

    .

    В. Н. Холопова.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия