(греч.), т. е. краткий на обоих концах — название трехсложной стопы, у которой средний слог долгий, а первый и третий короткий: , напр. сухая крапива.
(от греч. amphíbrachys, буквально. — короткий с обоих концов)
в силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными (
В античной метрике А. — трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога между ними.
АМФИБРА́ХИЙ, -я, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
| прил. амфибрахический, -ая, -ое.
-я, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается между двумя неударными, например:
После́дня|я ту́ча | рассе́ян|ной бу́ри! | Одна́ ты
| несе́шься | по я́сной | лазу́ ри (Пушкин, Туча).
[греч. ’αμφίβραχος]
АМФИБРА́ХИЙ, амфибрахия, муж. (греч. amphibrachys, букв. короткий с обеих сторон) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, напр.: «Боец, не | любивший | покоя.» Некрасов.
м.
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.
АМФИБРАХИЙ (греческое amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не ветер бушует над бором", Н.А. Некрасов). Смотри Сильное место и слабое место.
м. лит. amphibrach.
м лит.
Amphibrachys m неизм.
амфибрахий м лит. Amphibrachys m неизм.
м. лит.
amphibraque m
м. лит.
anfíbraco m
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа античной метрики, длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого между ними слога: «U—U»; в силлабо-тоническом стихосложении — стопа, состоящая из трех слогов: двух безударных и одного ударного между ними слога: «U U U», например:
«усталый закат над Парижем».
АМФИБРА́ХИЙ -я; м. [греч. amphiibrachys - с обеих сторон краткий]. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными. (например: После́дня́я ту́ча / рассе́ян́ной бу́ри! / Одна́ ты / несёшься / по я́сной / лазу́ри).
◁ Амфибрахи́ческий, -ая, -ое. А. размер.
* * *
амфибра́хий(греч. amphíbrachys, буквально — с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге схема ; например, «Не ве́тер бушует над бором»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — 4-стопный (с начала XIX в.) и 3-стопный (с середины XIX в.).
* * *
АМФИБРАХИЙАМФИБРА́ХИЙ (греч. amphibrachys, букв. — с обеих сторон краткий), стихотворный метр(см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами(см. СТОПА) с сильным местом на 2-м слоге (схема И — И; напр., «Не вЕ́тер бушУ́ет над бО́ром»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
(от греч. ampibraxys, букв. - короткий с обоих концов).
1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование лёгкой, тяжёлой и снова лёгкой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться, на слабых долях возможны местные акценты:
Й. Гайдн. Симфония No 104, менуэт.А. может завершаться и на второй, тяжёлой доле (см. конец примера); характерный затакт позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. А. широко распространён в музыке. Он отличается уравновешенностью частей и связан с несколькими муз. жанрами, основанными на метрич. трёхдольности (менуэт, скерцо, баркарола, гондольера). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым вторым тактом.
2) По аналогии с антич. метрикой А. называют фигуру из короткого, долгого и короткого звуков, типа
.
В. Н. Холопова.