Словарь Брокгауза и Ефрона

    Iначатый в 1881 г. с целью соединения вод Атлантического океана с Тихим и избежания длинного объезда через Магелланов пролив — прорывается на П. перешейке в том месте, где Колумб, во время своего четвертого путешествия, искал проезда к вост. части азиатской Индии. Сокращение пути тем значительнее, чем отдаленнее место от мыса Горна: путешествие из Ливерпуля в Окланд (в Новой Зеландии) сокращается на 8170 км, в Вальпарайзо — на 4535 км, в С.-Франциско — на 9527 км. Мысль о прорытии междуокеанского канала явилась вследствие развития мировой торговли и успешного прорытия Суэзского канала. С этой целью предпринимались две экспедиции: 1-я — под руководством Люциана-Наполеона-Бонапарта Уайз, 2-я — под руководством Армана Реклю, по поручению международного общ. междуокеанского канала, находившегося под председательством ген. Тюра. Было представлено на рассмотрение парижского географического конгресса несколько проектов, между прочим проект Никарагуаского канала, канала между зал. С.-Блаз и истоком р. Баяна, канала между Дариенским зал. и Чиричирибаией и, наконец, проект П. канала. Большинство членов конгресса высказалось за прорытие последнего. В конце 1879 г. Фердинанд де Лессепс, строитель Суэзского канала, отправился, со штабом инжереров различных национальностей, в Панаму. Инженеры эти представили к 1880 г. отчет, по которому выполнение канала на уровне океана объявлялось осуществимым. Расходы, принимая в расчет необходимость выкопать и удалить массу в 75 млн. куб. м, были высчитаны в 843 млн франк. Но при составлении этой сметы не были приняты в расчет % на затраченную сумму, расходы по реализации и расходы по надзору за работами, которые должны были составить почти такую же сумму, по позднейшему разъяснению самого Лессепса. Акционерное общество для постройки канала, состоявшее как из крупных, так и из мелких франц. капиталистов, приступило к работам уже в 1681 г. Предполагалось на протяжении 73 км прорезать перешеек открытым каналом на одном уровне с океаном, причем наибольшая высота над Атлантическим ок. = 102 м, ширина канала среди гор должна была равняться 28 м, а в равнине 50 м, глубина у атлантического входа 8,5 м, а у Тихого ок., где во время прилива вода поднимается на высоту от 2 до 6 м выше уровня при отливе — 10,54 м. От г. Колона канал должен был следовать жел.-дорожному пути, проложенному в 1850—56 гг., через 10 км достичь Рио-Шагрес у Габуна, воспользоваться этой рекой до р. Обиспо (46 км до Колона) и следовать по ней на протяжении 7 км. Далее он должен был пересечь р. Кулебра, на расстоянии 54 или 55 км от Колона, и, пользуясь равниной Рио-Гранде, выйти в П. залив. Так как у Колона прилив наступает на 5 час. позже, чем в Панаме, и разница в уровне во время отлива и прилива здесь очень значительна, то казалось необходимым у Колона построить двойные приливные шлюзы, а у Панамы — отливные и приливные шлюзы. У С.-Пабло, южнее Кулебры, П. канал должен был идти под землей. Скоро оказалось, что недостанет полученных средств для проведения канала на морском уровне. Камень обрушивался и заваливал ночью работу, сделанную днем; в одну ночь обвалилось 80000 км с боков канала, который пришлось бы сделать по крайней мере втрое шире, чтобы он был, на будущее время обеспеченным от подобных катастроф. Тогда было решено, якобы временно, отказаться от постройки канала на уровне с океаном и продолжать П. канал, как шлюзный, с перенесением железной дор. между Бохио-Сольдадо и Кулеброй на вост. сторону канала. От уровня Атлантического ок. двойные шлюзы, № 1 и 2, должны были вести от Бахио-Сольдадо (в 24 км от Колона) на высоту +17; двойные шлюзы № 3 и 4 у Мамеи (в 37 км от Колона и 2 км на В от С. — Пабло) должны были поднимать воду на высоту +35; затем, на расстоянии 1,5 км на ЮВ от Кулебры, повышение оканчивалось и, посредством двойных шлюз № 5 и 6 у Парайзо и шлюз № 7 у Педро-Мигуэля и № 8 у Мирафлорес, на расстоянии 57, 59,4 и 62 км от Колона, предполагалось достигнуть уровня Великого ок. Рабочие сильно страдали от убийственно жаркого и нездорового климата. Смертность среди европейских строителей достигала 6,4 %, а среди рабочих, по большей части негров и туземцев — 7,2 %. Большей частью умирали от болотной лихорадки. Большие затруднения представлял отвод горных потоков Рио-Шагрес; для этого требовалось проведение побочных каналов, которые необходимо было защищать на большом протяжении дорогими плотинами. В 1888 г. было уже израсходовано 1400 млн франк., а едва 1/3 работ окончена; собственно судоходно было только расстояние от Колона до Габуна. Дальнейшая утайка положения дел была невозможна уже потому, что Лессепс нуждался в новых капиталах. Предприятие, несмотря на все старания поправить его, рухнуло; акционерное общество не могло в 1888 г. уплатить по декабрьским купонам и принуждено было ликвидировать дело. Ликвидатор Брюнэ потребовал отчет комиссии, который появился в июне 1890 г. Отчет этот рекомендовал проведение шлюзного канала и признавал необходимым для этого 900 млн франк, и от 7 до 8 лет работы. Правда, Уайз добился нового договора с Колумбией, который продолжал срок концессии, истекавший в 1889 г., до 1903 г.; но образование нового акционерного общества с солидными капиталами замедлилось. П. кризис имел важные политические последствия (см. Франция). Машины и нивелировочные инструменты частью погребены под сором и илом, и крупные суммы потребуются для восстановления дела. В 1894 г. основано было в Париже новое общество: "Compagnie Nouvelle du Canal de Panama", с капиталом в 56 млн. франк., и работы снова начаты в Кулебре 1 октября того же года. В 1897 г. должна отправиться на перешеек техническая комиссия, для представления отчета о том: возможно ли доведение дела до конца. Большие суммы предполагалось затратить на устройство верфей в Колоне и Ла-Бока.

    II (дополнение к статье)После краха Панамского общества, основанного Лессепсом, в Париже, в 1894 г., было основано второе Панамское общество (см.), и работы в Панаме начались, но медленно. Число рабочих колебалось между 2000 и 3600, и к 1 янв. 1900 г. было вырыто всего 5000000 куб. ярдов земли (тогда как первое общество успело вырыть 72 милл.). В 1902 г. конгресс Соединенных Штатов решил приобрести права и имущество второго Панамского общества, но вместе с тем приступить к прорытию канала через Никарагуа. По договору, заключенному президентом Соединенных Штатов с республикой Панама 17 ноября 1903 г., Соединенные Штаты приобрели за 10 милл. долларов в собственность полосу земли, по которой идет канал. Вместе с тем было куплено за 40 милл. долл. имущество ликвидировавшего свои дела Панамского общества. Имущество это представляло весьма малую ценность, так как прорытые участки были заброшены и отчасти заросли целыми лесами, отчасти засыпаны песком и илом; многие строения разрушены или испорчены, машины частью испорчены или засыпаны. Тем не менее работы возобновлены правительством Соед. Шт. См. Sonderegger, "L'achèvement du canal de P." (Цюр., 1902).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Проходит в пределах особой зоны, находящейся под юрисдикцией США (см. Панамского канала зона).

    Идея прорытия канала относится к началу 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили Клейтона - Булвера договор 1850, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство П. к. в скандальную авантюру (см. «Панама») и привела к банкротству компании. Испано-американская война 1898 усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 они заключили с Великобританией новый договор (см. Хея - Паунсфота договор 1901), согласно которому США получили исключительное право сооружения П. к. Воспользовавшись национально-освободительным движением Панамского народа, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 августа 1914, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй.

    Длина П. к. 81,6 км, в том числе 65,2 кмпо суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине р. Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину р. Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра 87 мнад уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м. Гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок П. к., большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На П. к. имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 Х 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через П. к. 7—8 ч, минимальное 4 ч. Средняя пропускная способность 36 судов, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) 48 судов в 1 сут.

    П. к. избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5—3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

    В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших 121 млн. т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 млн. т и из Тихого в Атлантический океан 52 млн. т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность П. к. уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т —крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала. Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к З. от существующего П. к. Сроки строительства ещё не определены. Вдоль П. к., между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.

    Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 о П. к. и зоне П. к. В 1973 этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН. В 1974 была подписана совместная декларация «Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения нового договора о Панамском канале». С подписанием этой декларации переговоры между Панамой и США о П. к., ведущиеся с 1971, вступили в новую фазу.

    Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914—1939, Panama, [1940]. см. также лит. при ст. Панама.

    В. М. Гохман.

    Панамский канал.

    Панамский канал.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПАНАМСКИЙ канал - проложен через Панамский перешеек в его наиболее низкой части, на территории Панамы; соединяет Тихий ок. у городов Бальбоа и Панама с Атлантическим ок. у городов Кристобаль и Колон. В сер. 19 в. Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция, воспользовавшись их противоречиями, начала строительство (1879), но в связи с крахом французской компании (см. "Панама") право на сооружение Панамского канала в 1901 (по англо-американскому договору) перешло к США (см. Американо-панамские договоры). Первое судно прошло в 1914. Официальное открытие - в 1920. Длина 81,6 км (в т. ч. 65,2 км по суше и 16,4 км по дну бухты Лимон Карибского м. и Панамского зал.), гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м, ширина 150-305 м; 12 шлюзов. Ежегодно через Панамский канал проходит св. 14 тыс. судов; объем перевозок - св. 150 млн. т.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    der Panamakanal-s

  7. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  8. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    Canal de Panamá

  9. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  10. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    Canale del Panama

  11. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  12. Энциклопедический словарь экономики и права

    - судоходный канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Правовой статус П.к. определяется вступившими в силу 1 октября 1979 г панамо-американским договором о Панамском канале и Договором о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала с Протоколом к нему. Срок действия договоров - до 2000 г. По договору о П.к. подтверждается суверенитет Панамы над каналом, в зоне канала действует панамская административно-судебная юрисдикция, однако на период действия договора США предоставляется право управлять, эксплуатировать и обслуживать канал, а т.ж. обеспечивать упорядоченный транзит через него. В целях имплементации договора Конгресс США принял в сентябре 1979 г. Закон о Панамском канале. В соответствии с Договором о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала он как международный транзитный путь является постоянно нейтральным и открыт как в мирное, так и в военное время для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства. Суда, следующие транзитом, не могут быть подвергнуты инспекции, обыску или наблюдению. На основании поправок к этому двустороннему договору США присвоили себе особые права, в частности право в случае закрытия канала или вмешательства в его функционирование принимать меры, включая применение в Панаме вооруженных сил, для открытия канала или возобновление его функционирования.

  13. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  14. Энциклопедия Кольера

    шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Атлантический и Тихий океаны. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского - Бальбоа и Панама. Длина панамского канала от глубокой до глубокой воды - 81,6 км, минимальная ширина - 150 м, гарантийная глубина - 12 м, размер камер парных шлюзов - 305 на 33,5 м. Водораздельный участок канала длиной 51 км лежит на высоте 25,9 м над у.м. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов Гатун в искусственное озеро Гатун, которое образовано плотиной Гатун через реку Чагрес и лежит на высоте 25,9 м над у.м. В 1935 объем водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 м над у.м.), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7-8 часов. Двустороннее движение невозможно только для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки.

    ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

    ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

    Первым из европейцев Панамский перешеек пересек в 1513 испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа. В колониальную эпоху неоднократно возникали так и не реализованные планы строительства трансокеанского канала. Интерес США к идее строительства канала обозначился во время калифорнийской золотой лихорадки 1848. В 1850 США и Великобритания заключили договор Клейтона - Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. В 1878 Франция получила от Колумбии, куда до 1903 входила Панама, концессию на 99 лет для строительства канала. В 1879 была создана компания под руководством Фердинанда Лессепса, строителя Суэцкого канала, и спустя два года начались работы. Однако в 1887 компания обанкротилась из-за высоких цен, финансовых афер и высокой смертности рабочих. В то время США зондировали возможность прокладки трансокеанского канала через территорию Никарагуа, и специально созданная в 1899 комиссия через три года пришла к выводу, что этот вариант более рационален. Свободу действий США получили в 1901, когда заключили с Великобританией договор Хея - Паунсфорта, аннулировавший предыдущий договор. Французская компания опасалась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через Никарагуа и предложила США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. долларов. Североамериканская комиссия рекомендовала принять эти условия, и в 1902 конгресс одобрил проект и начал переговоры с Колумбией. В 1903 при президенте Рузвельте между США и Колумбией был подписан договор Хея - Эррана о строительстве канала. Однако сенат Колумбии отказался ратифицировать договор. Тогда США стали оказывать поддержку панамским сепаратистам и не позволили колумбийским войскам высадиться на перешейке, чтобы подавить восстание. В результате 3 ноября 1903 Панама провозгласила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного государства. Уже 18 ноября 1903 США и правительство новообразованной республики подписали договор Хея - Бюно-Варильи, согласно которому североамериканцы получали полный контроль над зоной шириной в 10 миль, проходящей полосою через весь перешеек. США заплатили Панаме 10 млн. долларов и обязались выплачивать еще 250 000 долларов ежегодно. При этом Панама фактически становилась протекторатом США. В 1914 США подписали с Колумбией договор Томпсона - Уррутии, обеспечивший за определенную компенсацию признание Колумбией независимости Панамы. Сенат США отложил ратификацию договора, и только в 1921 Колумбия получила обещанные 25 млн. долларов. В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал построить безшлюзовый канал, однако конгресс принял проект шлюзового канала. Вначале работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. В его ведении находился и врачебный контроль над санитарными условиями и лечением тропических болезней. Французы, начинавшие строительство, осуществили выемку 23 млн. куб. м земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 млн. куб. м. Первое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914, но фактически канал вступил в строй после официального открытия 12 июня 1920. По правительственным источникам, сооружение канала обошлось в 380 млн. долларов.

    Зона Панамского канала. Договор Хея - Бюно-Варильи 1903 отдавал во владение США в общей сложности 1432 кв. км панамской территории, включая озера Гатун и Алахуэла, позже переименованное в озеро Мадден. Вплоть до 1979 управление зоной канала было тесно связано с администрацией самого канала. Губернатором зоны был генерал инженерного корпуса армии США, а в зоне функционировали собственные полицейские и пожарные части, суд, почта, медицинские учреждения и школы с преподаванием на английском языке.

    Панамский канал в международных отношениях. В дипломатических отношениях Панамы и США на передний план всегда выходили проблемы, связанные с зоной канала. Панама стремилась расширить свое участие в управлении каналом, увеличить свою долю прибыли, протестовала против дискриминации работавших в зоне панамцев. По договору Хьюлла - Альфаро 1936 были отменены и пересмотрены некоторые кабальные положения договора 1903. В частности, США отказались от права военного вмешательства во внутренние дела Панамы и от монополии на коммуникации через перешеек, предоставляли панамцам право торговли в зоне канала и увеличили ежегодные выплаты до 430 тыс. долларов. Договор Эйзенхауэра - Ремона 1955 передавал Панаме собственность США вне зоны канала стоимостью в 24 млн. долларов, увеличивал ежегодную арендную плату до 1 млн. 930 тыс. долларов, обязывал США построить мост через канал (завершен в 1962) и наладить водоснабжение городов Колон и Панама, лишал ряда льгот североамериканских предпринимателей, ограничил дискриминацию панамцев, занятых в зоне канала, предоставил правительству Панамы право взимать налоги со своих граждан, работающих в зоне, и с иностранцев (кроме американцев), работающих вне зоны. В 1959 в зоне канала произошли стычки панамцев с полицией США. После переговоров 1960 США согласились вывесить на границе зоны флаги двух государств - США и Панамы. По дальнейшим договоренностям 1962 США позволили проносить панамский флаг через зону и согласились продолжить дискуссии по другим вопросам, в том числе о равной оплате труда в зоне канала для американцев и панамцев. В январе 1964, после того как американские студенты отказались нести панамский флаг вместе со своим флагом, произошли новые беспорядки, которые привели к разрыву дипломатических отношений. Панама вновь потребовала пересмотреть условия договора 1903. В апреле 1964 дипломатические отношения были восстановлены. В 1967 был разработан проект договора о суверенитете Панамы над зоной канала и создании объединенного управления каналом, но в 1970 Панама отвергла этот проект. Переговоры, возобновившиеся в 1971, привели к подписанию в 1977 двух соглашений, согласно которым 1 октября 1979 зона канала переходила под юрисдикцию Панамы, а к 2000 США обязались передать Панаме сам канал. Впрочем, североамериканцы оставили за собой право военного вмешательства при необходимости защиты канала и сохранения его нейтралитета. Согласно договоренностям, для эксплуатации канала создана комиссия Панамского канала. До 1990 во главе Комиссии стоял гражданин США, назначаемый президентом США, после 1990 и вплоть до передачи канала в декабре 1999 ее возглавлял гражданин Панамы, также назначавшийся президентом США.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гонионский С. Панама - панамцам. М., 1963 Кравец Н. Панама. М., 1968 Лазарев М., Лунин В. Договор Торрихоса-Картера: важный шаг на длинном пути. - Латинская Америка, 1978, № 2 Мерин Б. Панама борется. М., 1978 Латинская Америка. Энциклопедия, т. 1. М., 1982

  15. Источник: Энциклопедия Кольера



  16. Дипломатический словарь

    - см. Каналы международные.

  17. Источник: Дипломатический словарь



  18. Энциклопедический словарь

    Пана́мский кана́л

    проложен через Панамский перешеек в его наиболее низкой части, на территории Панамы; соединяет Тихий океан у гг. Бальбоа и Панама с Атлантическим океаном у гг. Кристобаль и Колон. В середине XIX в. Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция, воспользовавшись их противоречиями, начала строительство (1879), но в связи с крахом французской компании (см. «Панама») право на сооружение Панамского канала в 1901 (по англо-американскому договору) перешло к США. Первое судно прошло в 1914. Официальное открытие — в 1920. Длина 81,6 км (в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну бухты Лимон Карибского моря и Панамского залива), гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м, ширина 150—305 м; 12 шлюзов. Ежегодно через Панамский канал проходит свыше 14 тыс. судов; объём перевозок свыше 150 млн. т.

    * * *

    ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

    ПАНА́МСКИЙ КАНА́Л, проложен через Панамский перешеек в его наиболее низкой части, на территории Панамы; соединяет Тихий ок. у городов Бальбоа и Панама с Атлантическим около у городов Кристобаль и Колон. В середине 19 в. Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция, воспользовавшись их противоречиями, начала строительство (1879), но в связи с крахом французской компании (см. «Панама»(см. ПАНАМА (афера))) право на сооружение Панамского канала в 1901 (по англо-американскому договору) перешло к США (см. Американо-панамские договоры(см. АМЕРИКАНО-ПАНАМСКИЕ ДОГОВОРЫ 1903, 1936, 1955)). Первое судно прошло в 1914. Официальное открытие — в 1920. Длина 81,6 км (в т. ч. 65,2 км по суше и 16,4 км по дну бухты Лимон Карибского моря и Панамского залива), гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м, ширина 150—305 м; 12 шлюзов. Ежегодно через Панамский канал проходит св. 14 тыс. судов; объем перевозок — св. 150 млн. т.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Советская историческая энциклопедия

    искусств. водный путь, прорытый в Центр. Америке через Панамский перешеек, соединяющий Атлантич. ок. с Тихим. Идея прорытия канала относится к нач. 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (б. Новая Гранада) неравноправный договор, по к-рому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек, "гарантировав" взамен нейтралитет перешейка и суверенитет Колумбии над ним. Вынужденные считаться с влиянием Англии в Центр. Америке, США заключили Клейтона-Булвера договор 1850, по к-рому стороны отказались приобретать исключит. права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-амер. противоречиями, Франция в 1879 учредила "Всеобщую компанию по строительству межокеанского канала", однако решит. противодействие США и невиданная коррупция, превратившая строительство П. к. в скандальную авантюру (см. "Панама"), привели в 1889 к банкротству компании. В 1894 была создана "Новая компания Панамского канала". Испано-американская война 1898 усилила стремления США построить канал в целях борьбы за господство в Зап. полушарии. В 1901 они заключили с Англией новый договор (см. Хея-Паунсфота договор 1901), согласно к-рому США получили исключит. право сооружения П. к. Воспользовавшись стремлением панамского народа к независимости, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве т. н. компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 воен. мин-во США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 авг. 1914, но офиц. открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй. За время строительства погибло более 60 тыс. рабочих. Общая дл. канала 81,6 км, из них 16,4 км проложены по дну Панамской и Лимонской бухт, а 65,2 км - по суше. На большей части трассы шир. канала св. 100 м, глубина - ок. 13,5 м. На канале сооружено 6 шлюзов, они парные, что позволяет пропускать суда одновременно в обоих направлениях. Проводка судов через шлюзы производится с помощью электровозов. Среднее время прохождения судна через канал - 8-11 часов, минимальное - ок. 4 часов. Макс. пропускная способность - 48 судов в сутки. П. к. имеет огромное стратегич. и экономич. значение. Сооружение П. к. явилось важным этапом борьбы США за установление господства в Лат. Америке. Канал сократил в 2,5 раза коммуникации между Сев. и Юж. Америкой. Эксплуатация П. к. и пром. предприятий, находящихся в зоне П. к., приносит огромные прибыли. Поскольку П. к. не отвечает совр. требованиям (имеет громоздкую систему шлюзов и не пропускает суда водоизмещением более 40 тыс. т, объем перевозок непрерывно растет, а пропускная способность используется уже почти полностью), США с нач. 60-х гг. стали активно рассматривать вопрос о строительстве бесшлюзного канала. Пр-во США в данном вопросе преследует и политич. цели, пытаясь заставить народ Панамы отказаться от своих требований национализации канала.

    —***—***—***—

    Таблица [s]ПАНАМ_КАКНАЛ.JPG[/s]

    Источн.: "Historical Statistics of the United States. Colonial time to 1957. A Statistical Abstract Supplement", p. 454, U. S. Department of Commerce. "Statistical Abstract of the United States 1966", p. 605, U. S. Department of Commerce.

    Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914-1939, Panama, (1940). См. также лит. при ст. Панама.

    C. А. Гонионский. Москва.

  21. Источник: Советская историческая энциклопедия



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: