(Питер de Hooghe) — голландский живописец (1630-1677). По труднообъяснимым причинам этот значительный художник долгое время находился почти в полном забвении; не только обстоятельства его жизни были неизвестны, но и картины нередко были известны под чужим именем. Любимые его сюжеты крайне просты: домашний быт и даже иногда, по малому значению фигур, почти одна домашняя обстановка. Способ исполнения таких сюжетов ведет, однако, к возбуждению величайшего интереса в зрителе, так как освещение сосредоточено на немногих частях картины, причем не бросается в глаза умышленность такого приема и светотень не кажется придуманной для целей автора. Красивые тона, решительная, но не грубая техника живописи характеризуют картины Г. Многие из картин могут быть названы домашними (разговоры, концерты и т. п.), фигуры в них прекрасно написаны и правильно нарисованы, но выражение лиц и вообще внутренняя духовная жизнь не играет большой роли в произведениях Г., как и у многих голландских художников. Он живописец по превосходству, а психический мотив в большинстве случаев: спокойствие домашнего быта. Из картин его упомянем: "Женщина и младенец в колыбели", "Чтение письма" (Дрезд. галерея), "Прачка" (у Ротшильда в Париже), "Внутренность голландского дома" (Лувр); его картины есть в Мюнхене, Амстердаме, Лондоне и многих других местах. Остался портрет Г., писанный им самим. В Эрмитаже — две его картины: "Дама и кухарка" и "Концерт".
Ф. П.
(Gogh)
Винсент ван (1853—90), голландский живописец; см. Ван В.
и го́га.
гог и маго́г, го́га и маго́га, гог-маго́г, го́га-маго́га о ком-, чем-л. всемогущем или внушающем страх, ужас (по имени свирепого царя Гог и его народа Магог или двух мифических диких, свирепых народов, упоминаемых в библейской и мусульманской религиозной литературе). — Это очень важно, что вы теперь познакомитесь с Савинским; это гога и магога всего поляковского дела. Гарин-Михайловский, Инженеры. Управляющий труппой был «гог и магог»: от него зависело приглашение и увольнение актеров и распределение ролей. Юрьев, Записки.
ГОГ и ГОГА. Только в выражениях: гог и Магог, гога и магога, гог-магог, гога-магога (Г и М пишут также прописными) (разг. устар.) - о ком-чем-нибудь страшном, внушающем ужас или о ком-нибудь сильном, влиятельном, воротиле. «Он (губернатор) да еще виц-губернатор - это Гога и Магога.» Гоголь. (По имени легендарного свирепого царя Гог и его народа Магог, упоминаемых в библейских пророчествах).
(возм.,"драгоценный,золотой предмет"):
1) рувимлянин, сын Шемая и отец Шимея (1Пар 5:4);
2) князь Роша, Мешеха и Фувала, к-рый, согл. пророчеству Иезекииля, в конце времен вторгнется во главе огромного войска в Палестину с севера, нападет на вернувшихся из рассеяния израильтян, погибнет и будет погребен в "долине полчища Гога" (Иез 39:11; ср. Иез 38; 39). Г. олицетворяет собой языч., богопротивную мировую державу. В этом же смысле его имя и связанное с ним пророчество упоминаются в Откр 20:7. Г. пытались отождествить с лидийским царем Гигесом (680-652 гг. до Р.Х.; в клинописных текстах - Гуту) или придать его имени значение "обитатель севера" на том основании, что в док-тах Эль-Амарны встречается слово, созвучное имени Г. Упоминаемые в Иез 38:17 более ранние пророчества, видимо, не имеют отношения ни к одному из описываемых в Библии историч. событий.
—
а) (1Пар.5:4 ) — аналог. Ваал,д;
б) (Иез.38:2,3,14,16,18; Иез.39:11,15; Отк.20:7 ) — князь Роша, Мешеха и Фувала, то есть предводитель диких языческих стран севера (Иез.38:15; Иез.39:2 ). Его варварские полчища не раз проникали через Кавказские горы и опустошали страны юга. В 626 г. до-РХ от одного из таких набегов особенно сильно пострадала Сирия, Палестина и прилегающие страны (Иер.4:6 ). Варвары дошли тогда почти до Иерусалима. В последнее время они в числе других народов (а может быть и во главе их) предпримут отчаянное наступление на народ Божий (Отк.20:7 ). Под словом Рош подразумевают Россию, под словом Мешех — Москву или Московию, а под словом Фувал — племена по берегам Черного моря. (см. Магог, Мешех,а, Рош,б, Фувал).
:
а) (1Пар.5:4 ) - сын Шемаи, сына, Иоиля, из потомства патр. Рувима, первенца Иаковлева;
б) (Отк.15:7 ) св. ап. и ев. Иоанн Богослов, говоря о временах антихриста, также употребляет названия: Гог и Магог, по-видимому, разумея под оными не имена начальствующих, а земли, народы и все царства, имеющие восстать в последние времена мира, по обольщению диавола, против святых Божиих и Царства Христова, и долженствующие погибнуть вместе с их обольстителем в озере огненном и серном. Само собою разумеется, что это относится к самым последним временам мира и Церкви;
в) (Иез.38:39 ) название народа, поселившегося на земле Магога. По свидетельству Плиния (V, 25), именем Гога и Магога назывались цари ассирийские и соседних с Ассириею стран.