Большая Советская энциклопедия

    памятник русской архитектуры 16—17 вв. в г. Костроме. Основан около 1330 Мурзой Четом, принявшим христианство, — родоначальником фамилии Годуновых (см. Борис Годунов). 14 марта 1613 представители Земского собора объявили находившемуся в И. м. Михаилу Фёдоровичу (См. Михаил Фёдорович)Романову об избрании его на царство.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Троицкий) мужской - в Костроме. Основан ок. 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Федоровичу Романову было объявлено об избрании его царем. Ипатьевский монастырь упразднен после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16-17 вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (17 в.), звонницу (17 в.), Келарские кельи (т. н. Палаты Романовых, 16 в., 19 в.). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества - церкви Богородицы из с. Холм (16 в.), Спасо-Преображенская из с. Спасс-Вежи (17 в.) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ипа́тьевский монасты́рь

    (Троицкий) мужской, в Костроме. Основан около 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Фёдоровичу Романову было объявлено об избрании его царём. Ипатьевский монастырь упразднён после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (XVI—XVII вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (XVII в.), звонницу (XVII в.), Келарские кельи (так называемые Палаты Романовых, XVI в., XIX в.). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества — церкви Богородицы из села Холм (XVI в.), Спасо-Преображенская из села Спас-Вежи (XVII в.) и др.

    * * *

    ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь), в Костроме(см. КОСТРОМА (город)), памятник русской архитектуры 16—17 веков; расположен на стрелке между реками Волгой и Костромой.

    Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописях под 1432, но основан значительно раньше. Территория монастыря состоит из двух частей — Старого и Нового города. Оба города обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Центр монастыря — пятиглавый Троицкий собор и звонница.

    По преданию монастырь был основан около 1330 татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды(см. ЗОЛОТАЯ ОРДА) к Ивану Калите(см. ИВАН I Калита) и принявшим в Москве христианство под именем Захария. На месте будущего монастыря ему было видение Божьей матери с апостолом Филиппом и мучеником Ипатием, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за исцеление, на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и дубовые стены.

    Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 владимирский великий князь Василий Ярославич Квашня (брат Александра Невского), предпочитавший жить в Костроме. После упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых. В 16 веке Годуновы заняли первостепенное место при царском дворе и монастырь вступил в эпоху бурного развития. Вместо деревянных церквей и стен были воздвигнуты сооружения из камня, в том числе Троицкий собор. В монастыре была создана живописная мастерская, собрана большая библиотека книг и рукописей (в том числе Ипатьевская летопись(см. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ)). В монастыре были похоронены отец и мать Бориса Годунова(см. БОРИС ГОДУНОВ), а также Иван Сусанин(см. СУСАНИН Иван Осипович). Ипатьевский монастырь известен и как место ссылки братьев Иоанникия и Софрония Лихудов(см. ЛИХУДЫ Иоанникий и Софроний).

    В кельях монастыря, построенных в 1583, более шести лет жили изгнанные Годуновым Михаил Федорович Романов(см. РОМАНОВ Михаил Федорович) со своей матерью монахиней Марфой. 14 марта 1613 в Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобрел новых могущественных покровителей. По указу царя Михаила Романова был выстроен Новый город, обнесенный стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство.

    Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель. В 1910—1913, по случаю празднования трехсотлетия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены реставрационные работы. Во время празднования юбилея в 1913 в монастырь приезжал Николай II(см. НИКОЛАЙ II Александрович) и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведенном за стенами монастыря.

    После Октябрьской революции, в 1918, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. В 1958 на территории Ипатьевского монастыря был создан Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, начались реставрационные работы. Монастырь снова стал действующим 23 ноября 1989.

    Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16—17 вв.), Троицкий собор (1586, 1650—1652) с росписями Г. Кинешемцева (17 в.), звонницу (1603—1605), Келарские кельи (Палаты Романовых; 16 в., 19 в.), Архиерейский корпус (18 в.), Братский корпус (18 в.).

    К территории Ипатьевского монастыря примыкает музей деревянного зодчества, включающий такие памятники, как церковь Богородицы из села Холм (16 в.), Спасо-Преображенскую церковь из села Спасс-Вежи (17 в.).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: