Большая Советская энциклопедия

    («О́пера спасе́ния»)

    «опера спасения и ужасов», жанр французской оперы, получивший развитие в годы Великой французской революции; см. в ст. Опера.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "ОПЕРА СПАСЕНИЯ" - жанр французской оперы в период Великой французской революции. Характерные черты - нагнетание драматического напряжения к концу оперы, но всегда благополучная развязка (отсюда название.).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    "ОПЕРА СПАСЕНИЯ", французский оперный жанр, возникший в период Французской революции конца 18 в. Характерны идея борьбы с тиранией, героические сюжеты с драматическими коллизиями и благополучной развязкой - "спасением" (отсюда название). Главный представитель - Л. Керубини. В традициях "Оперы спасения" - "Фиделио" Л. Бетховена (1805).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ОПЕРА СПАСЕНИЯ

    «О́ПЕРА СПАСЕ́НИЯ», жанр французской оперы в период Великой французской революции(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Характерные черты — нагнетание драматического напряжения к концу оперы, но всегда благополучная развязка (отсюда название.).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    "опера спасения и ужасов", - разновидность оперы во Франции, сложившаяся накануне и получившая развитие в годы (и несколько позднее) Великой франц. революции. Родственная сентименталистской комедии и бурж. мелодраме (но не большой опере с её историко-мифологич. сюжетами и условной обстановкой действия), "О. с." отличается ярким муз. воплощением сюжетов определ. рода - с нагнетанием драм. напряжения к концу, с возрастанием опасности (часто смертельной) для положит. героев, но всегда с благополучной развязкой. Героизация (порой романтическая) совр. сюжетов комич. оперы была вызвана напряжённой обществ. атмосферой эпохи.

    Черты "О. с." явственно проступают уже в "Дезертире" Монсиньи (1769) и "Ричарде Львиное сердце" Гретри (1784). Наиболее же типичные образцы - "Ужасы монастыря" Бертона (1790), "Пещера" Лесюэра (1793, по роману О. Лесажа "Жиль Блаз"), "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794) и "Водовоз" (1800) Керубини. На традицию "О. с." опирался Л. Бетховен в "Фиделио" (1805). Для музыки "О. с." характерны драматическая выразительность (патетическая мелодия, острые гармонии, умение создать напряжение в орк. партии), соединение героич. и жанровых элементов с целью приближения к реальной действительности, стремление к единству композиции (лейтмотивы, характерные тембры и фактурные приёмы), а также передача колорита времени и места действия (т. е. конкретизация происходящего).

    Литература: Ферман В., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.-Л., 1940; Хохловкина A. A., Музыка французской революции XVIII в., в кн.: Музыка французской революции XVIII в. Бетховен, М., 1967; Grйtry A. E. M., Mйmoires, ou Essais sur la musique, P.-Liиge, 1789 (рус. пер. - Гретри А. Э. M., Мемуары или очерки о музыке, т. 1, М.-Л., 1939); Radlguer H., Histoire dp la musique..., в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. - Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).Т. Н. Соловьёва.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: