Словарь Брокгауза и Ефрона

    Иоганн (Tauler, 1300—1361) — мистик и проповедник, родом из Страсбурга; отказался от значительного состояния и в 1318 г. вступил в доминиканский орден. Занимался преимущественно изучением произведений древней и новейшей мистики, особенно сочинений Эккардта; побывав в Кёльне, может быть и в Париже, сделался проповедником в Страсбурге. Несмотря на интердикт, наложенный на Страсбург Иоанном XXII, Т. вместе с другими доминиканцами продолжал проповедь, вследствие чего должен был в 1339 г. переселиться в Базель, где близко сошелся с "друзьями Бога". В конце сороковых годов Т. снова был в Страсбурге; здесь посетил его "друг Бога" из Оберланда; под влиянием последнего он в течение двух лет подвергал себя тяжелым аскетическим послушаниям. Впрочем, как это так называемое обращение Т., так и деятельность его во время интердикта подвергаются сомнению, и не без оснований. В 1352 г. он снова начал проповедовать в Страсбурге и других местах. Как мистик, Т. отличается от Эккардта тем, что гораздо меньше занимается философскими идеями, ведущими к пантеизму, а требует главным образом проявления христианского духа в практической жизни. Он настаивает на простоте веры, на осязательном проявлении духа, исполненного любви к Богу. Человек высокой нравственности, он беспощадно осуждал недостатки церкви — алчность, роскошь, жестокость и другие пороки светских и духовных. Из его сочинений и проповедей многие остались в рукописи. Его "Predigten" (Лпц., 1498) Гамбергер обработал на верхнегерманском наречии (2-е изд., Прага, 1872); избранные проповеди издал Лангдорф (Лпц., 1892). Денифле в своем издании "Buch von der geistlichen Armut" (Мюнхен, 1877) оспаривает принадлежность перу Т. "Nachfolgung des armen Leben Christi" (Франкф., 1833). Сомневаются также в подлинности духовных песен, приписываемых Т. — Ср. К. Schmidt, "Johann Т. von Strasburg" (Гамб., 1841); Basel, "Bericht von der Bekehrung T's" (изд. в Страсб., 1875); Jundt, "Les amis de Dieu au 14-eme Siécle" (Hap., 1879); Denifle, Bekehrung" (в "Quellen und Forschungen zur Sprach und Kulturgeschichte der germ. Völker", Страсб., 1879); Preger, "Geschichte der deutschen Mystik" (Лпц., 1893).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Tauler)

    Иоганн (около 1300, Страсбург, — 16.6.1361, там же), немецкий мыслитель-мистик, проповедник. Член доминиканского ордена, ученик Мейстера Экхарта. Идеям немецкой средневековой мистики (См. Мистика) Т. придал народный характер, уделяя наибольшее внимание деятельной нравственности и жизненно-социальной проблематике. Практический идеал общины «друзей божьих» Т. противопоставил формализму феодально-клерикальных институтов. Данная Т. интерпретация новозаветного учения о «внутреннем» и «внешнем» человеке оказала влияние на М. Лютера, а учение Т. о призвании человека к активности в борьбе за этические идеалы было воспринято и переосмыслено Т. Мюнцером.

    Соч.: Predigten, Bd 1—2, Jena, 1913; Predigten, Freiburg, 1961.

    Лит.: Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 547— 68; J. Tauler, ein deutscherMystiker, Gedenkschrift zum 600. Todestag, Essen, 1961.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ТАУЛЕР

    (Tauler)

    Иоганн (род. ок. 1300, Страсбург – ум. 16 июня 1361, там же) – нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению «друзей Бога»; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора «Немецкой теологии» и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию – от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его «Проповеди» («Predigten») изданы в 1923.

  5. Источник: Философская энциклопедия