Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Giovanni Battista Guarini) — итальянский поэт (1537-1612), получивший широкую известность в Италии своей пасторальной драмой "Il pastor fido" (сюжет заимствован из "Aminta" Tacco). Она принадлежала долгое время к числу самых любимых итальянцами пьес, выдержала множество изданий и представлений и переведена почти на все европейские языки. В этой драме всего более выразились высокие достоинства художественного таланта Г. — изящество стиля и яркость красок. Из других его произведений заслуживают упоминания: "Rime", "La idropica" "Il segretario", "Lettere" и "Trattato della politica liberta". Г. писал мало и большую часть жизни провел на службе у герцога Альфонса II Феррарского, исполняя различные дипломатические миссии при чужестранных дворах и принимая участие в придворных интригах, которые навлекли на него множество процессов и преследований. Он, между прочим, ездил в Польшу агитировать в пользу Альфонса. Ср. исследование о Г. Rossi (Турин, 1886).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Гвари́ни

    Гуарини (Guarini) Баттиста (10.12.1538, Феррара, — 7.10.1612, Венеция), итальянский поэт, теоретик литературы и искусства. Автор изысканных мадригалов и «трагикомической пасторали» «Верный пастух» (1580—83, постановка 1590), в которой выведены условные образы пастухов, наделённых манерами и психологией итальянской аристократии 16 в. Появление пасторали Г. знаменовало разрыв с гуманистическими идеями Возрождения, отказ от ренессансной простоты. Пьеса была переведена при жизни Г. почти на все европейские языки. В "Учебнике трагикомической поэзии" (1601—02) Г. защищал развлекательную, далёкую от общественных проблем поэзию.

    Соч.: Opere, a cura di L. Fasso, Torino, 1950.

    Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., т. 2, М., 1964; Pasquazi S., Battista Guarini, Mil., [1958].

    И. Н. Голенищев-Кутузов.

    II

    Гвари́ни

    Гуарини (Guarini) Гварино (17.1.1624, Модена, — 6.3.1683, Милан), итальянский архитектор. Работал в Риме, Модене, Мессине, Париже, с 1666 — в Турине. В творчестве Г. (церковь Сан-Лоренцо, 1668—87, дворец Кариньяно, начат в 1679, в Турине, и др.) беспокойная динамика итальянской архитектуры Барокко достигает своего апогея; сложнейший математический расчёт сочетается с мистической иррациональностью архитектурных образов, причудливостью и крайней напряжённостью форм, изощрённостью криволинейных планов.

    Лит.: Portoghesi P., Guarino Guarini, Mil., 1956.

    Г. Гварини. Церковь Сан-Лоренцо в Турине. 1668—87. Интерьер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Гварини

    ГВАРИНИ (правильнее Гуарини) Джамбаттиста (Giambattista Guarini, 1538—1612) — итальянский поэт. Родом из знатной феррарской семьи; был потомком знаменитого гуманиста XV века Гуарино. Образование получил в падуанском университете; вернувшись в Феррару, занял кафедру риторики в местном Атенее и стал писать стихи. Как один из самых блестящих представителей искусства был привлечен ко двору д’Эсте; долгое время занимал придворные должности и исполнял поручения герцога. Позднее служил у великого герцога Тосканы и у герцога Урбинского. Г. писал много. От него остались лирические стихотворения, комедия «La idropica» (Больная водянкой), огромное количество писем, посвященных разным вопросам искусства и культуры, трактат «Compendio della poesia tragicomica» (Учебник теории трагикомической поэзии). Но слава его основана на драматической пасторали «Pastor Fido» (Верный пастух), «пастушеской трагикомедии», как он сам ее называл. Цель, поставленная себе Г., — написать произведение, не уступающее «Аминте» Тассо, — была достигнута: и у современников и у потомства «Pastor Fido» имел огромный успех наравне с «Аминтой». Между 1590 и 1830 вышло не меньше 170 изданий пьесы; в переводах она была напечатана 50 раз по-французски, 18 — по-немецки, 15 — по-английски, 9 — по-голландски и пять раз по-испански и по-гречески. Кроме того она вызвала множество подражаний. Этим пьеса обязана действительно большим лит-ым достоинствам и еще больше тому, что она очень хорошо отвечала запросам своего времени и того общества, для к-рого ее писал Г. Итальянской лит-ре и раньше была известна «L’egloga rappresentativa» (Инсценированная эклога), кустарно изготовлявшаяся малообразованными придворными для постановки на празднествах; была также известна «La commedia pastorale» (Пасторальная комедия), возникшая в кругах средней и мелкой буржуазии; Г. вслед за Тассо приспособил драматизированную пастораль к изысканному вкусу аристократического общества, получившего вновь силу и влияние благодаря наступившей в Италии феодальной реакции. Тонкая внешняя отделка и изящная сентиментальность сюжета, красивые, но очень далекие от жизни, не претендующие на реальность фигуры пастушков и пастушек, словом — стилизация для придворных нужд одного уголка крестьянской жизни — таким только и могло быть изображение народного быта, к-рое нравилось аристократическому обществу эпохи феодальной реакции.Библиография:

    Rossi V., Guarini ed il «Pastor Fido», studio biografico-critico coi documenti inediti, Torino, 1886; Saviotti A., Guariniana, Pesaro, 1888; Marsan J., La Pastorale dramatique en France a la fin du XVI-е et au commencement du XVII-е siecle, P., 1905; Sannino G., La pastorale drammatica, «L’Aminta» e il «Pastor Fido», Napoli, 1906; Olschki L., Giambattista Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1909; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909.

  5. Источник: Литературная энциклопедия