Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Jacobi) — немецкий философ (1743—1819). Был членом, потом президентом баварской акд. наук. Знакомство с Виландом и Гете в 1771—74 г. оказало большое влияние на литературную деятельность Я. Свои религиозно-философские воззрения он первоначально пытался проводить в двух романах: "Woldemar" (Фленсб., 1779 и Лейпциг, 1826) и "Eduard Allwills Briefsammlung" (Бреславль, 1781 и Лпц., 1826). В своих философских трудах Я. полемизирует с рационалистическими учениями Канта, Фихте и Шеллинга, оставаясь на почве строгого атеизма. Источником познания внешнего мира Я. считает чувственное восприятие. Одно чистое умозрение недостаточно для познания Бога, необходима еще вера; как наш глаз, вооруженный телескопом, различает в туманном млечном пути небесные светила, так наш разум, вооруженный верой, делается способным познать божество. Главные труды Я.: "Ueber die Lehre des Spinoza in Briefen an Mendelssohn" (Бресл., 1785; 1789); "Dav. Hume über den Glauben, oder Idealismus und Realismus" (1787); "Sendschreiben an Fichte" (Гамб., 1799); "Von den göttlichen Dingen und ihrer Offenbarung" (Лпц., 1811; 2 изд. 1822). Собрание его сочинений издано в 1825—1827. После его смерти Рот издал его переписку под загл. "Auserlesener Briefwechsel" (1825—27); позже появились: "Briefwechsel zwischen Goethe und Jacobi" (1847); "Briefwechsel Jacobis mit Hamann" (в V т. "Hamanns Leben und Schriften", Gildemeister'a); Zöppritz, "Aus Friedr. Heinr. Jacohis Nachlass" (Лпц., 1869); "Briefe W. v. Humboldts an Fr. Heinr. Jacobi" (Галле, 1892). Ср. Kuhn, "Jacobi und die Philosophie seiner Zeit" (Майнц, 1834); Deycks, "Jacobi im Verhältniss zu seinen Zeitgenossen" (Франкф., 1849); Fricker, "Die Philosophie des Fr. Heinr. Jacobi" (Аугсб., 1854); Zirngiebl, "Jacobis Leben, Dichten und Denken" (Вена, 1867); Harms, "Ueber die Lehre von Fr. Heinrich Jacobi" (Берл., 1876), Levy-Bruhl, "La Philosophie de Jacobi" (П., 1894).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Якоби (Jacobi) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюссельдорф, ‒ 10.3.1819, Мюнхен), немецкий писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг И. В. Гёте и К. М. Виланда, автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (1775‒76) и «Вольдемар» (1779). Президент Баварской АН (1807‒12). В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Б. Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант). Критикуя Канта, выявил одно из основных противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Д. Юмом Я. полагал, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Я. называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержанием веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и спасённым в изначальной основе своей субъективности. Кантовскому категорическому императиву Я. противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввёл самый термин). Иррационалистическая философия Я. предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.

    Соч.: Neue Gesamtausgabe der Werke, des Nachlasses und des Briefwechsels (in 14 Banden), Darmstadt, 1968 ‒ ; в рус. пер. ‒ О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

    Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., М., 1965; Фейербах Л., Якоби и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, М., 1967; Lévy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, P., 1894; Bolinow 0. F., Die LebensphilosophieF. Н. Jacobis, Stuttg. ‒ B., 1966; Baum G., Vernunftund Erkenntnis. Die Philosophie F. Н. Jacobis, Bonn, 1969.

    В. Ф. Асмус.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Jacobi, Friedrich Heinrich) (1743-1819), немецкий мыслитель, представитель философии "чувства и веры". Родился в Дюссельдорфе 25 января 1743. Получил образование в Женеве с намерением заняться коммерческой деятельностью, однако отказался от карьеры коммерсанта. Обладая блестящим умом и огромным личным обаянием, Якоби играл важную роль в литературных и философских собраниях и вместе с К.Виландом основал литературный журнал "Немецкий Меркурий" ("Der Teutsche Merkur"), в котором появились некоторые из его первых сочинений. Опубликовал роман Из писем Эдуарда Альвиля (Eduard Allwils Briefsammlung, 1775-1776), за которым последовал роман Вольдемар: редкий случай из естественной истории (Woldemar: ein Seltenheit aus der Naturgeschichte, 1777); оба произведения сочетали литературу и философию. В 1779 он встретился с Лессингом, благодаря которому занялся философией Спинозы. В первой собственно философской работе Об учении Спинозы, в письмах к господину Мозесу Мендельсону (ber die Lehre des Spinoza, in Briefen an den Herrn Moses Mendelssohn, 1785) предпринял критику догматического, "рассудочного" рационализма Спинозы. Не устраивала его и система абсолютного субъективного идеализма Канта, которая, на его взгляд, не способна постичь последнюю реальность. В своем труде Дэвид Юм о вере, или Идеализм и реализм (David Hume ber den Glauben, oder Idealismus und Realismus, 1787) утверждал, следуя Юму, что истина постигается в интуитивном чувстве, а последняя реальность является предметом инстинктивного убеждения, или веры. Философия Якоби подчеркивает, в противовес рациональной и субъективной традиции Канта и Спинозы, значение интуитивного и чувственного. Рассудок ограничен своим собственным непосредственно данным материалом, в то время как откровение истины в опыте, интуитивном чувстве и вере безгранично. Среди других важных философских трудов Якоби - Послание к Фихте (Sendschreiben an Fichte, 1799); О попытке критицизма привести разум к рассудку (ber das Unternehmen des Kriticismus, die Vernunft zu Verstande zu bringen, 1801) и О божественных вещах (Von gttlichen Dingen, 1811). В 1807-1812 Якоби был президентом Баварской академии наук.

    Умер Якоби в Мюнхене 10 марта 1819.

    ЛИТЕРАТУРА

    Якоби Ф. О трансцендентальном идеализме. - В кн.: Новые идеи в философии, сб. 12. СПб, 1914

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Философская энциклопедия

    ЯКОБИ Фридрих Генрих

    (1743—1819) — нем. писатель, философ и эссеист, один из представителей т.н. философии чувства и веры. С 1772 на государственной службе; в 1807—1812 — президент Академии наук в Мюнхене. Автор романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (1792) и «Вольдемар» (1796), многочисленных полемических сочинений на философско-религиозные темы, обширного эпистолярного наследия.

    Творчество Я., проникнутое антипросветительскими настроениями, не раз становилось предметом оживленных дискуссий, повлиявших на духовную атмосферу Германии предромантического и романтического периодов. Основной мотив филос. сочинений Я. — демонстрация ограниченности, беспочвенности и моральной несостоятельности рационализма. В переписке и публичной полемике с М. Мендельсоном по поводу спинозизма Г.Э. Лессинга, давшей начало т.н. спору о пантеизме (1785), Я. выступил как непримиримый противник рационалистической метафизики и яростный поборник теизма. Согласно Я., систематическое оформление рассудочного знания неизбежно ведет к пантеизму, т.е. к отрицанию свободы, а в пределе — к атеизму. Высоко оценив критический потенциал философии И. Канта, Я., однако, не принял ее основных принципов: понятие «вещи в себе» отверг как заведомо противоречивое, а категорический императив сурово осудил как рассудочную схему, не вмещающую всего многообразия нравственной жизни. Оценку романтического идеализма Я. высказал в язвительных памфлетах против И.Г. Фихте и раннего Ф.В.Й. Шеллинга, где охарактеризовал этот тип философии как «перевернутый солипсизм» и «нигилизм» (термин, введенный им впервые).

    Различным версиям рационализма Я. противопоставлял апологию непосредственного знания, которое называл «чувством», «верой», «откровением». Наличие непосредственного знания вытекает из потребности рассудка, с одной стороны, в первичном материале, а с др. — в металогической основе принципов рационального доказательства. Т.о., предметами непосредственного знания могут быть реальность абсолютного, как объекты чувственного созерцания, так и сверхчувственная реальность абсолютного, безусловного, бес-конечното. Это парадоксальное сочетание эмпирической и религиозно-мистической тенденции дало Г.В.Ф. Гегелю основание упрекать Я. в склонности к расплывчатым абстракциям. Опора на непосредственное переживание внерационалистических истин привела Я. к отрицанию самой возможности систематических построений в философии, поскольку всякая фиксация переживания ведет к его ограничению и, следовательно, искажению. Именно эта черта мировоззрения Я. была позитивно переосмыслена в после-гегелевской философии (у позднего Шеллинга, В. Дильтея, Л. Фейербаха и др.) и обусловила интерес к нему представителей разных направлений философии 20 в. Наибольшее влияние идеи Я. оказали на академическую философию жизни, а также на различные версии интуитивизма.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Яко́би Фридрих Генрих

    (Jacobi) (1743—1819), немецкий писатель, философ, президент Баварской АН (1807—12). Представитель «философии чувства и веры». В молодости друг Г. Э. Лессинга и И. В. Гёте; автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (1775—76) и «Вольдемар» (1779). В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Б. Спинозы (1785) выступил против «рассудочного рационализма» Просвещения.

    * * *

    ЯКОБИ Фридрих Генрих

    ЯКО́БИ (Jacobi) Фридрих Генрих (25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен), немецкий писатель и философ-иррационалист.

    Дружил с Г. Э. Лессингом(см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), К. М. Виландом(см. ВИЛАНД Кристоф Мартин); автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (1775—1776), «Вольдемар» (1779). В противовес рационализму развил т. н. философию чувства и веры. 1807—1812 занимал должность президента Баварской АН.

  9. Источник: Энциклопедический словарь