Большая Советская энциклопедия

    Ануй, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконченное юридическое образование. Первые драмы А. («Горностай», 1934; «Путешественник без багажа», 1937; «Дикарка», 1938) построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их в цикл «чёрные пьесы». В «новые чёрные пьесы» (1946) включены трагедии на библейский («Иезавель»), а также на шекспировский («Ромео и Джульетта») и античные («Медея», «Антигона») сюжеты. Герои А. во имя этического принципа отвергают компромисс и гибнут («Антигона», пост. 1943, изд. 1944); эта идея в пьесах 40-х гг. носит характер безнадёжности и выражена в духе экзистенциализма. К «чёрным пьесам» примыкает цикл «костюмированные пьесы» (1960): исторические драмы «Жаворонок» (1953), где народная героиня Жанна д'Арк утверждает своё человеческое достоинство, спасая от порабощения народ Франции; «Беккет, или Честь божья» (1959). Иронически-лирические комедии А. объединены в циклы «розовые пьесы» (194?, «Ужин в Санлисе», «Леокадия» и др.) и «блестящие пьесы» («Сесиль, или Урок отцам», 1951, и др.), герои которых находят счастье, отгораживаясь от мира страдания и жестокости, хотя условная театральность комедий подчёркивает иллюзорность этого счастья. Сатирические комедии А. объединены в цикл «колючие пьесы» (1956): «Орнифль, или Сквозной ветер»; «Бедняга Битос...», где тенденциозно пародируется образ Робеспьера и проводится мысль, что любое насилие является злом. Разнообразие и новизна сюжетов, непринуждённость диалога, действенность и эмоциональность, юмор всё это определяет яркую театральность пьес А.

    Соч.: Théâtre complet, [t. 16], P., 1962; La foire d'empoigne, P., 1961; в рус. пер. Пьесы, т. 12, [Послесл. Л. Зониной], М., 1969.

    Лит.: Зонина Л., Жан Ануйль, в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Luppé R. de, Jean Anouilh, P., [1959]; Borgal C., Anouilh, la peine de vivre, [P.], 1966 (имеется библ.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Anouilh, Jean)

    (1910-1987), французский драматург. Родился 23 июня 1910 в Бордо, образование получил в Париже. Учился на юридическом факультете в Сорбонне, не закончил курса и поступил на работу в рекламное агентство. Стал сочинять короткие сценки в возрасте 10 лет, в 16 лет написал свою первую пьесу и всерьез занялся драматургией с целью поправить финансовое положение: продал несколько комических сюжетов кинопродюсерам и поставил 10-минутный скетч Немой бедняк (Humulus le muet, 1929; опубл. 1945). С учетом одноактовых представлений является автором более двух десятков пьес и около дюжины сценариев. Ему принадлежат также два балетных либретто - Ночные барышни (Les Desmoiselles de la nuit, 1948) и Волк (Le Loup, 1953). Умер Ануй в Лозанне (Швейцария) 3 октября 1987. Среди его пьес - Пассажир без багажа (Le voyageur sans bagages, 1937), Бал воров (Le Bal des voleurs, 1938), Эвридика (Eurydice, 1942), Антигона (Antigone, 1943), Приглашение в замок (L'Invitation au chteau, 1947), Вальс тореадоров (La Valse des tordors, 1952), Жаворонок (L'Alouette, 1953), Беккет (Becket, 1960) и Не будите, Мадам (Ne Revillez pas, Madam, 1970). Остроумие, веселье и безудержная фантазия сочетаются в них с горечью и пессимизмом.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ануй Ж. Пьесы. М., 1958 Ануй Ж. Пьесы, тт. 1-2. М., 1969 Эсенбаева Р. Национальные традиции в творчестве Жана Ануя. - В кн: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Л., 1973 Зингерман Б. К проблеме характера в пьесах Ануя. - Театр, 1977, № 1

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ану́й Жан

    (Anouilh) (1910—1987), французский драматург. В пьесах «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (пост. 1938) и др. — трагический конфликт героя с жестокостью окружающего мира. Лирико-иронические комедии («Ужин в Санлисе», 1942, и др.). В трагедии «Антигона» (постановка 1943), исторических драмах («Жаворонок», 1953, «Беккет, или Честь Божья», 1959) — гибель нравственно-бескомпромиссного героя. В многочисленных комедиях 1950—1980-х гг. («Подвал», 1961) высмеивается мещанство и несправедливость социальных отношений.

    * * *

    АНУЙ Жан

    АНУ́Й (Anouilh) Жан (1910—87), французский драматург. В пьесах «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (поставлена 1938) и др. — трагический конфликт героя с жестокостью окружающего мира. Лирико-иронические комедии («Ужин в Санлисе», 1942, и др.). В трагедии «Антигона» (поставлена 1943), исторических драмах («Жаворонок», 1953, «Бекет или Честь божья», 1959) — гибель нравственно-бескомпромиссного героя, утверждающего свое человеческое достоинство. В многочисленных комедиях 1950—80-х гг. («Подвал», 1961) высмеивается мещанство и буржуазность.

    * * *

    АНУ́Й (Anouilh) Жан (полн. имя Жан Мари Люсьен Пьер) (23 июня 1910, Бордо — 3 октября 1987, Лозанна) французский драматург.

    Первые пьесы

    Семья Ануй переехала в Париж, когда Жан был подростком. В Париже он изучал право и некоторое время работал рекламным агентом. Однако в возрасте 18 лет, увидев драму Ж. Жироду(см. ЖИРОДУ) «Зигфрид», открыл для себя театр и поэтический язык, который определил его дальнейшую судьбу. Ануй поступил секретарем к известному актеру и режиссеру Л. Жуве(см. ЖУВЕ Луи).

    Первая пьеса Ануя «Горностай» была поставлена в 1932. Но успех драматургу принесла вторая пьеса «Пассажир без багажа» (1937; русский перевод 1969), за которой последовала «Дикарка» (1938; русский перевод 1969). Позднее Ануй объединил их в цикл-сборник «Черные пьесы» (1942), добавив драму «Эвридика» (1942; русский перевод 1969). В этих пьесах жестко очерчен бездуховный мир, в котором достоинство личности, ее ценности и надежды терпят поражение, а прекрасное обречено на гибель.

    Собственный почерк

    Ануй отвергал в творчестве как натурализм, так и реализм; он отстаивал то, что было позднее названо «театрализм», т. е. стремился вернуть на сцену поэзию и воображение. Для творчества Ануя характерно жанровое многообразие: от стилизации греческого мифа до перифраза исторического эпизода, от комического балета до современной комедии характеров. Характерные драматургические приемы Ануя — «пьеса в пьесе», перемена ролей, ретроспекция и проекция в будущее. Не являясь последовательным идеологом, каким был экзистенциалист Ж. П. Сартр(см. САРТР Жан Поль), Ануй выработал собственный взгляд на жизнь, поставив во главу угла реалии человеческого существования, неоднозначные взаимоотношения между добром и злом. Ключевым для драматурга был вопрос о том, как далеко может зайти личность в своем компромиссе с истиной ради обретения счастья. Его героям приходится переживать утрату безмятежного мира детского счастья. Некоторым из персонажей удается примириться с неизбежным; другие, подобно легкомысленным героям «Бала воров» (1938), живут фальшивой жизнью; для третьих, таких как Антигона из одноименной пьесы (1943; русский перевод 1958) — предательство идеалов неприемлемо.

    Поворот

    Начиная с «Приглашения в замок» (1947; русский перевод 1969) атмосфера пьес Ануя становится более мрачной. Стареющие пары в «Вальсе тореадоров» (1952) оказываются вовлеченными в танец смерти. В исторической драме «Жаворонок» (1953; русский перевод 1960) показан духовный поиск Жанны д"Арк, которая, подобно Антигоне и Терезе Тард из «Дикарки», является бунтаркой, восстающей против существующего миропорядка с его жалким и пошлым пониманием счастья. В другой исторической пьесе «Бекет, или Честь Божья» (1959; русский перевод 1969), показан смертельный исход борьбы героя, утверждающего в обстановке политических интриг свое человеческое достоинство.

    В 1950-х в драматургии Ануя появляются элементы политической злободневности: «Бедняга Битос, или Обед знаменитостей» (1956) и некоторые другие пьесы.

    В последние годы жизни

    В 1960-е творчество Ануя многими начало восприниматься как устаревшее, утратившее актуальность, особенно в сравнении с работами мастеров театра абсурда Э. Ионеско(см. ИОНЕСКО Эжен) и С. Беккета.(см. БЕККЕТ Сэмюэл) Пьеса Ануя «Булочник, булочница и маленький подмастерье» (1968) была принята холодно, однако ряд последовавших за ней произв. подтвердил славу драматурга: «Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (1969), «Золотые рыбки, или Этот герой, мой отец» (1970), «Не будите госпожу» (1970), «Директор оперы» (1972), «Арест» (1975), «Сценарий» (1976), «Да здравствует Генрих IV» (1977), «Штаны» (1978).

    Ануй написал также несколько киносценариев и перевел на французский ряд пьес англоязычных драматургов.

  5. Источник: Энциклопедический словарь