Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Павел Orosius) — историк, родился в испанском городе Тарраконе в конце IV века по Р. Хр. В начале V века он получил сан пресвитера и принял участие в борьбе против присциллианистов и пелагиан. По просьбе блаж. Августина, который в это время работал над своим сочинением "De civitate Dei", О. принялся за исторический труд " Historiarum, ad versus paganos libri VII" и окончил его в 417 г. Этот труд был написан им в духе Августина, с целью подтвердить фактами положения учителя; он проводит мысль, что введение христианства нисколько не ухудшило исторической жизни народов. Соч. О. представляет собой прагматическую хронику событий от Адама до готского периода, причем заметно широкое пользование латинскими историками и плохое знакомство с греческими и восточными, а также произвольный и тенденциозный выбор материала. Из других сочинений О. известны: "Liber apologeticus de arbitrii libertate" (трактат против Пелагиевой ереси) и "Consultatio sive Commonitorium ad Augustinum de errore Priscillianistarum et Origernstarum". Первое изд. соч. О. предпринято J. Schüssler'ом в Аугсбурге в 1471 г.; след. издания: G. Bolsuinge (Кельн, 1526), Fabricius (Кельн, 1561), Havercamp (Лейден, 1738 и 1767; одно из лучших), Zangemeister (Вена, 1882, в V т. "Corp. Scr. Eccl. Lat".); сокращенный перевод истории на англо-сакс. яз. в IX веке сделан королем Альфредом (изд. Sweet, 1883). См. Beck, "De Orosii historici fontibus et auctoritate" (Марбург, 1832); Mörner, "De Orosii vita eiusque historiarum libris VII adversus paganos" (Берлин, 1844); Mejean, "Paul Orose et son apologétique contre les paiens" (Страсбург, 1862); Teuffel, "Geschichte der Römischen Litterature (Лпц., 1892).

    Н. Обнорский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Orosius)

    Павел (около 380 — около 420), римский историк. Испанец по происхождению, священник, ученик Августина. В сочинении «История против язычников в 7 книгах» (охватывало события с древнейших времён до 417), написанном по указанию Августина с целью обличения язычников и еретиков, О. стремился доказать, что христианство явилось спасением для человечества, что бедствия, переживаемые Римом в начале 5 в., — расплата за злодеяния прошлых веков. Периодизацию всемирной истории О. устанавливает по четырём «мировым царствам»: Вавилонскому, Македонскому, Карфагенскому, Римскому. Труд О. представляет собой компиляцию из хроник Евсевия Кесарийского (См. Евсевий Кесарийский), Сульпиция Севера и римских языческих авторов. Большой интерес представляют те книги О., где использованы не дошедшие до нас отрывки из сочинений Тита Ливия (См. Ливий) и Тацита, а также не известные по другим источникам сведения о Причерноморье 2—1 вв. до н. э. Сочинения О. было широко известно в средние века.

    Соч.: Historiarum adversum paganos libri VII, ed. С. Zangemeister, Lipsiae, 1889; в рус. пер. — [Отрывки из соч. О.], «Вестник древней истории», 1949, № 4, с. 263—64.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Оро́зий

    (Orosius) (около 380 — около 420), римский историк, священник. «История против язычников в 7книгах» написана по указанию Августина с целью доказать, что христианство явилось спасением для человечества.

    * * *

    ОРОЗИЙ

    ОРО́ЗИЙ (Orosius) (ок. 380 — ок. 420), римский историк, священник. «История против язычников в 7 книгах» написана по указанию Августина(см. АВГУСТИН Блаженный) с целью доказать, что христианство явилось спасением для человечества.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Orosius), Павел (ок. 380 - ок. 420) - рим. историк. Испанец по происхождению, священник, ученик Августина. В соч. "История против язычников в 7 книгах" (очерк всемирной истории от "сотворения мира" до 417), написанном по указанию Августина с целью обличения язычников и еретиков, О. стремился доказать, что христианство явилось спасением для человечества, что бедствия, переживаемые Римом в нач. 5 в., - расплата за злодеяния прошлых веков. Периодизацию всемирной истории О. устанавливает по четырем "мировым царствам": Вавилонскому, Македонскому, Карфагенскому и Римскому. Труд О. представляет собой компиляцию из хроник Евсевия, Сульпиция Севера и рим. языч. историков. Большой интерес представляют те книги О., где использованы не дошедшие до нас отрывки из Тита Ливия и Тацита, а также неизвестные из др. источников сведения о Причерноморье 2-1 вв. до н. э. Соч. О. было широко известно в ср. века.

    Соч.: Historiarum adversum paganos libri VII, ed. С. Zangemeister, Lipsiae, 1889.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Реальный словарь классических древностей


    • Orosius, Paulus,

    христианский пресвитер, родившийся в Тарраконе в Испании. Он был современником и ревностным приверженцем Августина, к которому он ездил в Африку в 413 г. По поручению Августина он был в Палестине у Иеронима и оттуда через Африку возвратился в свое отечество. От него осталось и сохранилось до нашего времени сочинение под заглавием Historiarum libri VII adversus paganos, представляющее очерк всемирной истории от Адама до 410 г. от Р. X. В этом сочинении он доказывает, что бедствия того времени и стесненное положение империи не может быть приписываемо отпадению от древней языческой религии и введению христианства, что, напротив того, земля постоянно была местом превратностей и порока, а потому скорби и несчастий, которые до христианства еще в большей степени господствовали на ней. Главными источниками, которыми он пользовался, были: Юстин, реже Ливий и Светоний; слог его неровный и по большей части напыщенный. Ed. pr. I. Schüssler'a (1471), позднейшие: Fabricius (1561), Haverkamp (1738 и 1761). Монографии: Beck (1832), Mörner (1844), E. Mejean (1862).

  9. Источник: Реальный словарь классических древностей



  10. Античные писатели

    Орозий, Orosius, ум. до 423 г н. э., латинский христианский писатель. Убегая из родной Испании в Африку под натиском вандалов, молодой священник О. в 414 г. н. э. прибыл к Августину. В 415 г. через Египет он попал в Палестину, где в Иерусалиме выступил против Пелагия. В 416 г. возвратился в Африку и там умер. — Сохранились два полемических сочинения О. В трактате Предостережение от заблуждений присциллиан и последователей Оригена (Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum) О. изложил в форме письма, адресованного Августину, свои взгляды на душу и ее происхождение, в сочинении В защиту веры против пелагиан (Liber aoplogeticus contra Pelagianos) он обосновал занятую им в 415 г. позицию противника Пелагия. Славу О. принесло написанное ок. 417 г. историческое произведение Семь исторических книг против язычников (Historiarum adversus paganos libri VII). Августин убедил О. некоторым образом дополнить его собственное историософское произведение О граде Господнем примерами из всемирной истории с целью доказать, что разного рода несчастья, выпадавшие людям в дохристианский период, были еще более суровыми, чем теперь. Таким способом О. пытался опровергнуть мнение язычников, что причиной всех трудностей и поражений Рима было забвение древней римской религии и победа христианства. Числовая символика раскрывается в делении произведения на 7 книг, по образцу семи дней творения. Хронологическое построение ( кн. I-VI — история до рождения Христа, кн. VII — история до эпохи О.) было ориентировано прежде всего на Хроники Евсевия и Иеронима. О. использовал также сочинения Ливия, Тацита, Светония, Флора, Юстина, Евтропия. Значительное влияние на О. оказал Августин.. О. отбирал то, что свидетельствовало в пользу его тезисов, а в его сочинениях можно найти множество неточностей и ошибок вследствие поспешности, большое количество риторических преувеличений. Но О. не был только переписчиком, как об этом свидетельствует самостоятельно написанное окончание произведения, являющееся важным источником изучения эпохи О. Сочинение О. также дополняет наши сведения о тех периодах, сведения о которых находились в утраченных частях произведений Ливия или Тацита. Однако нужно помнить, что О. был не столько историком, сколько апологетом. Его произведение отодвинуло в тень более ранние исторические сочинения Флора и Юстина и оказало влияние на позднейших историков. Иордан или Исидор Севильский использовали работу О., которая была учебником всемирной истории вплоть со средневековья. В IX в. король Альфред составил староанглийскую версию, а в X в. был выполнен арабский перевод. Историческое произведение О. сохранилось в большом числе рукописей, оно рано было напечатано и к концу XVII в. выдержало уже 25 изданий.

  11. Источник: Античные писатели