Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Corno di basetto) — духовой инструмент полнозвучного мягкого тембра и низкого строя, носящий еще название круммгорна (Krummhorn) вследствие своей изогнутой формы; этот инструмент изобретен в 1770 г. в Пассау и усовершенствован Теод. Лотцем в Прессбурге в 1782. Б. в сущности есть тот же кларнет, но только больших размеров и изогнутый, и имеет схожую с ним аппликатуру и техническую сторону; способ вдувания воздуха тот же, что и в кларнете. Заключая в себе, подобно кларнету, 15 отверстий и клапаны, усовершенствованные новейшей техникой, Б. имеет сверх того приспособления для самых низких тонов С и D в малой октаве, тогда как простой кларнет идет только до Е в малой октаве. Ноты, написанные в партии Б., звучат квинтой ниже, вследствие чего объем этого инструмента в нотных знаках будет от С в малой октаве до F в третьей октаве, а на инструменте (звучащем квинтой ниже написанных нот) от F в большой октаве до В в третьей октаве.

    Реквиеме"; позднее Моцарта композиторы пользовались этим инструментом мало. Руководства к изучению Б. были написаны Мюллером. Хотя многие и называют Б. басскларнетом, но между ними существует разница, заключающаяся в том, что басскларнет звучит октавой ниже обыкновенного кларнета, и имеет объем более низкий, чем Б."

    На этом инструменте может быть исполнена хроматическая гамма. Особенно удачно был применяем Б. Моцартом, как, напр., в "Реквиеме"; позднее Моцарта композиторы пользовались этим инструментом мало. Руководства к изучению Б. были написаны Мюллером. Хотя многие и называют Б. басскларнетом, но между ними существует разница, заключающаяся в том, что басскларнет звучит октавой ниже обыкновенного кларнета, и имеет объем более низкий, чем Б.

    Гугенотах", во многих операх Вагнера и проч."

    Этот кларнет изобретен в 1828 г. в Геттингене Штрейтвольфом; применение его встречается у Мейербера в "Гугенотах", во многих операх Вагнера и проч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (нем. Bassethorn, от итал. bassetto — уменьшительное от basso — бас и нем. Horn — рог)

    альтовая разновидность Кларнета. В конце 18 в. состоял из 2 прямых колен, расположенных под углом, мундштука с одинарной тростью и раструба. Современный Б. сходен с бас-кларнетом, но меньше его. Тембр мягкий, густой, мрачноватый. В 18 и 1-й половине 19 вв. применялся как сольный инструмент и в оркестре. Со 2-й половины 19 в. используется редко.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Bassetthorn; итал. corno di bassetto, clarone; франц. cor de basset).

    1) Альтовая разновидность кларнета. Ранее состоял из 2 прямых расположенных под углом колеи и раструба. Совр. Б. сходен с бас-кларнетом, но несколько меньше его (дл. 750-900 мм). Изготовлялись Б. в строях es и f. Последний был наиболее употребительным; его диапазон F - с3. Тембр мягкий, густой, немного мрачный, но певучий и выразительный. Б. применялся в 18 и 1-й пол. 19 вв. (Моцарт - 12 дуэтов для 2 Б., "Милосердие Тита", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Реквием"; Бетховен - "Творения Прометея"; Мендельсон - 2 дуэта для кларнета и Б. с фп., и др.). Со 2-й пол. 19 в. используется эпизодически.

    2) Орг. регистр семейства язычковых. Входит в диспозицию педальной клавиатуры (8'). Отличается мягкостью звучания.

    Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, (т.) 1, М., 1953; Благодатов Г., Кларнет, М., 1965.С. Я. Левин, Л. И. Ройзман.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия



  6. Орфографический словарь-справочник

  7. Источник: