Большая Советская энциклопедия

    I

    Ста́сов

    Василий Петрович [24.7(4.8).1769, Москва, — 24.8(5.9). 1848, Петербург], русский архитектор, представитель позднего Классицизма. В 1783—1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 1790-х гг. работал самостоятельно. В 1802—08 изучал архитектуру во Франции и Италии. С 1808 работал в Петербурге. Академик Петербургской АХ (1811). С 1816 — один из основных членов Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е гг. выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для провинции. Среди наиболее значительных построек С. 1810-х — начала 1820-х гг.: казармы Павловского полка (ныне «Ленэнерго»; 1817—20) — монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля (См. Марсово поле); Конюшенное ведомство (ныне гараж; 1817—23) и Ямской рынок (1817—19) — все в Петербурге; чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» (1817—21), Манеж (1819—21), Большая оранжерея (1820—1823) и Конюшенный корпус (1823) — в Царском Селе (Пушкине); Провиантские склады в Москве (проект—1821, строительство закончилось в 1835). В конце 20-х — 30-е гг. С. возвёл в Петербурге два больших собора — Преображенский (1827—1829) и Троицкий (1828—35; скульптурный декор — С. И. Гальберг); Нарвские (1833; медная колесница — П. К. Клодт, С. С. Пименов; скульптурный декор — М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и чугунные Московские (1834—38; скульптурный декор — Б. И. Орловский) триумфальные ворота — величественные символы победы над Наполеоном; достроил собор и западные корпуса келий Смольного (См. Смольный) монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832—35), восстановил после пожара 1837 фасады, парадные залы и церкви Зимнего дворца (1838—39).

    Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа рус. классицизма — Ампира, С. особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа. В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812, темы воинской героики и доблести, государственного могущества.

    Лит.: Архитектор В. П. Стасов. Материалы к изучению творчества, [отв. ред. А. В. Щусев], М., 1950; Пилявский В. И., Стасов-архитектор, Л., [1963]; его же, Зодчий В. П. Стасов. 1769—1848, [Л., 1970].

    В. П. Стасов.

    II

    Ста́сов

    Владимир Васильевич [2(14).1.1824, Петербург, — 10(23).10.1906, там же], русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный член АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и общественно-политической жизни (его отец — архитектор В. П. Стасов). Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности, но вскоре всецело посвятил себя искусству. С 1872 заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Главным делом своей жизни С. считал художественную и музыкальную критику. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе, искусству, музыке. Деятель энциклопедического типа, С. поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклористики и др.). Придерживаясь передовых демократических взглядов, С. в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики рус. революционных демократов — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. С. боролся против далёкого от жизни академического искусства (см. Академизм), официальным центром которого в России была Петербургская императорская АХ, за реалистическое искусство, за демократизацию художественной жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, С. был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакционной официальной критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников (См. Артель художников), Товарищества передвижников (См. Передвижники), композиторов «Новой русской музыкальной школы», названной им «Могучей кучкой» (См. Могучая кучка). С. первым оценил и поддержал творчество М. М. Антокольского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ. Анализируя художественные образы произведений, С. обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократические идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. С. последовательно отстаивал самостоятельные национальные пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетических и творческих принципов «Могучей кучки». Был исследователем и пропагандистом творчества М. И. Глинки (более 30 работ, в том числе обстоятельная монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах М. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А. А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. Н. Крамском, Н. Н. Ге, М. М. Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского искусства (О. А. Петров, А. Г. Рубинштейн). С. поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых С. начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия рус. художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, Мусоргского). Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи. Он пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Статьи С. публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художественным явлениям. Несмотря на это С. внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистической эстетики. Заботой о русском искусстве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды С. принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.

    Соч.: Собр. соч., т. 1—4, СПБ, 1894—1906; Избр. соч., т. 1—3, М., 1952; Письма к родным, т. 1—3, М., 1953—62.

    Лит.: В. В. Стасов. Сб. статей и воспоминаний, сост. Е. Д. Стасова, М. — Л., 1949; К изучению наследия В. В. Стасова, «Советская музыка», 1974, №7; Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1976.

    Ю. В. Келдыш, А. К. Лебедев.

    В. В. Стасов. Портрет работы художника И. Е. Репина. 1883. Русский музей. Ленинград.

    III

    Ста́сов

    Дмитрий Васильевич [20.1(1.2).1828, Петербург, — 28.4.1918, там же], русский общественный деятель, адвокат. Сын архитектора В. П. Стасова, брат В. В. и Н. В. Стасовых. Окончил Училище правоведения (1847) в Петербурге, до 1861 служил в Сенате. В 1858 организовал юридический кружок, из которого вышли некоторые деятели судебной реформы 1864 (См. Судебная реформа 1864). Был одним из организаторов и директоров Русского музыкального общества (1859). В годы революционной ситуации 1859—61 С. близок к революционным демократам. В 1859 содействовал встрече Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена в Лондоне. С 1866 занимался адвокатурой, был первым председателем Петербургского совета присяжных поверенных. Выступал защитником на политических процессах по делам ишутинцев, нечаевцев, И. М. Ковальского (См. Ковальский), на «процессе 193-х» (См. Процесс 193-х), «процессе 17-ти» (См. Процесс 17-ти). Находился под секретным надзором полиции, подвергался арестам в 1861 и 1879. В конце 19 — начале 20 вв. помогал в революционной деятельности своей дочери Е. Д. Стасовой (См. Стасова). В квартире С. в июне — июле 1917 скрывался В. И. Ленин. С. — автор «Музыкальных воспоминаний» («Русская музыкальная газета», 1909, № 11—15) и записок о каракозовском процессе («Былое», 1906, № 4).

    И. Н. Сабова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СТАСОВ Василий Петрович (1769 - 1848), архитектор, представитель русского ампира. Торжественные, строгие сооружения: Преображенский (1827 - 29) и Троицкий (1828 - 35) соборы, Нарвские (1827 - 34) и Московские (1834 - 1838) ворота в Сант-Петербурге, Провиантские склады (1821 - 35) в Москве.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Строительный словарь

    , Василий Петрович (1769-1848). Русский архитектор, после завершения учебы в Италии в 1807 году, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св.Луки. В 1810 году строит здание Царскосельского лицея, корпус Российской Академии на Васильевском острове, здание Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге, Провиантские склады в Москве. С 1817 по 1820 год восстановил и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме около 850 комнат. Греческая классика - основная направляющая стилистики его многочисленных построек.Источник:"Архитектурный словарь"

  7. Источник: Строительный словарь



  8. Литературная энциклопедия

    Стасов

    СТАСОВ Владимир Васильевич (1824—1906) — историк искусства и литературы, музыкальный и художественный критик и археолог. Сын известного архитектора В. П. Стасова. Окончил курс в императорском училище правоведения.

    Научная и критическая деятельность С. очень разнообразна (русская история, фольклор, история искусств). Основная историко-литературная работа С. — «Происхождение русских былин» — вызвала большую полемику в научных кругах. В ней С., опираясь на теорию Бенфея, развивал ту мысль, что русские былины не имеют в себе ничего действительно русского и являются перенесением на русскую почву восточных (индийских и др.) тем и мотивов через посредство тюркских и монгольских народов. Основная цель работы, как указал сам автор, — борьба со славянофильской трактовкой образов былинных героев как воплощений истинно-русской народной души. Работа вызвала ожесточенные нападки на автора (Гильфердинг, О. Миллер, Бессонов и др.). Но точка зрения С. нашла поддержку у В. Ф. Миллера и особенно у Г. Н. Потанина. С. действительно переоценил значение восточных мотивов в былинах, допуская часто поверхностные и схематические сближения русских произведений с воссточными. Однако его работа сыграла в свое время большую роль в разрушении славянофильской трактовки русского фольклора, показав необходимость учета международных связей при изучении истории русской устной поэзии.

    В многочисленных критических статьях, охватывающих область музыки, театра, живописи и литературы, С. всегда на первое место ставил идейность и правдивость произведения. Враг всяких внешних эффектов, С. считал основной задачей художника воссоздавать «те характеры, типы, события ежедневной жизни, которые первый научил видеть и создавать Гоголь». В соответствии с этим С. явился литературным выразителем художественной идеологии «новой русской музыкальной школы», прозванной им «могучей кучкой», творческая практика к-рой содержала в себе элементы народничества и реализма. В области живописи С. явился горячим защитником передвижничества. В литературе С. высоко ставил Толстого и жестоко критиковал раннего Тургенева за «тепленькую водичку кротости и смирения», хотя последующие его произведения, в частности «Новь», ошибочно ставил очень высоко.

    Сторонник национальной самобытности русского искуства, С. хотя и был чужд реакционно-славянофильской трактовке самобытности, однако, одновременно враждебно относился к революционно-демократическому ее пониманию. Поэтому Стасов и не смог понять подлинную природу русской народной эпической поэзии.Библиография:

    I. Собрание сочинений, т. I—IV, СПБ, 1894—1901; Избранные сочинения в двух томах, изд. «Искусство», т. I, М. — Л., 1937.

    II. Вл. Каренин, Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1 и 2, изд. «Мысль», Л., 1927; Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка. 1878—1906. Ред. и примечания В. Д. Комаровой и Л. Б. Модзалевского, изд. «Прибой», Л., 1929.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Философская энциклопедия

    СТА́СОВ

    Владимир Васильевич [2(14) янв. 1824 – 10(23) окт. 1906] – рус. художеств. и муз. критик, историк иск-ва; идеолог крупнейших объединений деятелей реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 в. – "Товарищества передвижных художественных выставок" ("передвижников") и кружка музыкантов, названного С. "Могучая кучка". В 1836–43 учился в Училище правоведения, одновременно изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1851–54 жил за границей, гл. обр. в Италии. По возвращении в Петербург работал в Публичной б-ке, с 1872 возглавляя ее художеств. отдел.

    Ранние статьи С. 1840–50-х гг. отмечены влиянием классицизма и его нормативной теории, преодолению к-рой способствовало, в частности, знакомство С. с соч. Лессинга и Гёте. Окончат. формирование мировоззрения С., его материалистич. и демократич. убеждений происходило в обстановке обществ. подъема 50–60-х гг. под влиянием идей революц. демократов – Белинского, Герцена, Огарёва и Чернышевского. В многочисл. статьях, монографиях и особенно в обзорно-критич. работах – "25 лет рус. иск-ва" ("Вестн. Европы", 1882, кн. 11–12, 1883, кн. 2, 6, 10), "Тормозы нового рус. иск-ва" (там же, 1885, кн. 2–5), "Иск-во 20 века" (СПБ, 1901) – С. выступает как поборник материалистич. эстетики, проводит идеи реализма, народности, обществ. служения иск-ва. "Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то по крайней мере уж наверное всегда бессильно" (Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894, с. 149). Воплотить "действительные чувства и мысли народа" способно только идейное, "тенденциозное" иск-во.

    Рассматривая "литературность" живописи и музыки как качество их идейного содержания, С. считал "сюжетность" и "повествовательность" в живописи и программность в симфонич. музыке ведущими принципами этих иск-в; в противовес академизму выдвигал на первый план бытовой жанр в живописи. Известная ограниченность идейно-художеств. позиций С., связанная с его чисто просветит. подходом к явлениям обществ. жизни, проявилась в непонимании им социально-историч. обусловленности разложения классич. художественных форм в позднебурж. обществе и связанной с этим сложности художеств. процесса 90–900-х гг. С. ошибочно восхвалял псевдорус. стиль в архитектуре, отрицательно оценивал ряд явлений прошлого и современного ему иск-ва (доглинковскую музыку, творчество Брюллова, Венецианова, Чайковского, А. Рубинштейна), преувеличивал роль перс. инд. и монг. влияний в создании рус. нар. эпоса и развитии прикладного иск-ва; с сер. 80-х гг. во взглядах С. появляются элементы позитивизма. Однако в целом С. сыграл выдающуюся роль в распространении демократич. идей в рус. эстетике и критике 2-й пол. 19 в., утверждении идеалов новой реалистич. живописи и музыки.

    Соч.: Собр. соч., 1847–1886, т. 1–4, СПБ, 1894–1906; Избр. соч., т. 1–3, М., 1952; Статьи и заметки, т. 1–2, М., 1952–54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1, М., 1962.

    Лит.: Незабвенному В. В. Стасову. Сборник воспоминаний, СПБ, [1908]; Каренин В., В. Стасов. Очерк жизни и деятельности, ч 1–2, Л., 1927; Гельдштейн С. Н., Комментарии к избр. соч. В. В. Стасова, М.–Л., 1938; Ситник К. Α., С. – художеств. критик, в кн.: Вопросы теории сов. изобразит. иск-ва, М., 1950; Оголевец А. С., В. В. Стасов, М., 1956; Ливанова т.н., С. и рус. классич. опера, М., 1957; Лебедев А. К., С. и рус. художники, М., 1961.

    Н. Беспалова. Москва.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Советская историческая энциклопедия

    Владимир Васильевич (2.I.1824 - 10.Х.1906) - рус. художеств. и муз. критик, историк иск-ва, археолог, прогрессивный обществ. деятель. Почетный академик (1900). Из дворян. Сын архитектора акад. В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1836-43). С сер. 50-х гг. сотрудничал в Публичной б-ке в Петербурге, с 1872 стоял во главе ее Художеств. отдела, ведя большую собирательскую и исследовательскую работу. Под влиянием зап.-европ. просветителей (Д. Дидро, Г. Лессинг) и рус. революц. мыслителей (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев) С. стал демократом-просветителем, страстным критиком крепостничества и его пережитков, противником самодержавия, врагом реакции. Сочувственно отнесся к Парижской Коммуне 1871, к 1-й рус. революции, выступал в защиту М. Горького.

    С. начал печататься с 1847. В сер. 50-х гг. написал по поручению М. А. Корфа (не для печати) неск. ист. работ о царствовании Николая I. Со 2-й пол. 50-х гг. стал выступать в печати как историк искусства и культуры, археолог. Ему принадлежат многочисл. работы по декоративно-прикладному искусству (история и техника рус. кружев, история эмалей зап.-европейских, византийских и русских; др.-рус. одежды и оружия; народной рус. утвари); разбор исследования Д. А. Ровинского о рус. народных (лубочных) картинах, статьи об орнаментах, миниатюрах, заглавных буквах др.-рус. рукописей. Крупное значение имел альбом С. "Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени" (1887). Археол. работы С. касаются отдельных комплексов находок ("Владимирский клад", "Изв. имп. археологич. об-ва", 1868, т. 6), памятников Др. Руси, древностей Сев. Причерноморья и Кавказа. Исследование С. "Происхождение рус. былин" ("BE", 1868, кн. 1-4, 6, 7), вызвавшее науч. полемику (С. отказывал былинам в оригинальности, пытался вывести их целиком из вост. эпоса), является ярким образцом сравнительно-ист. метода.

    С. был крупнейшим и первым в истории рус. культуры профессиональным художеств. и муз. критиком. Убежденно боролся за демократич. реалистическое и нац. начало в рус. искусстве, за принципы демократич. эстетики в живописи, скульптуре и музыке, полемизируя с реакц. публицистами А. С. Сувориным, M. H. Катковым и др. Поддерживал "Могучую кучку", "Артель художников", "Товарищество передвижных художеств. выставок" (передвижников). Много сделал С. для развития ист. тематики и бытового жанра в рус. живописи.

    Соч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания, т. 1-2, М., 1952-54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1-2, М., 1962-67; Толстой Л. Н. и Стасов В. В. Переписка. 1878-1906, Л., 1929; Переписка П. М. Третьякова и В. В. Стасова. 1874-1897, М.-Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка, т. 1-3, М.-Л., 1948-50; Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-1962.

    Лит.: Каренин В. (Комарова В. Д.), В. Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Незабвенному В. В. Стасову. Сб. воспоминаний, СПБ, 1906; В. В. Стасов. 1824-1906, М.-Л., 1949, Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1966; В. В. Стасов. Мат-лы к библиографии. Описание рукописей, М., 1956.

    С. С. Дмитриев. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия