Большая Советская энциклопедия

    Купер (Cooper) Джеймс Фенимор (15.9.1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси, 14.9.1851, Куперстаун), американский писатель. Учился в Иельском университете, в 180611 служил на флоте. Мировую известность приобрёл циклом романов (пенталогия), объединённых Натти (Натаниэль) Бумпо, выступающим под именами: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин («Пионеры», 1823, русский перевод 1832; «Последний из могикан», 1826, русский перевод 1833; «Прерия», 1827, русский перевод 1829; «Следопыт, или Озеро-море», 1840, русский перевод 1841; «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841, русский перевод 1848). Большой интерес представляют также морские романы К. «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828) и др. Начав с восхваления «американских свобод», К. переходит во 2-й половине 30-х гг. к резкой критике американской действительности (социально-политическая сатира «Моникины», 1835, русский перевод 1953, и др.). В антибуржуазной утопии «Кратер» (1847) выразился пессимизм К. Во многом связанное с просветитительной литературой 18 в. творчество К. принадлежит к раннему периоду американского романтизма. Выразительно изображая социальные и расовые конфликты США, К. ввёл новые этнографические мотивы, раскрывавшие быт и нравы американских аборигенов-индейцев, на специфическом американском материале отразил типичный для романтизма антагонизм природы и искусственной цивилизации. Наследие К. вошло в золотой фонд детской литературы.

    Соч.: The works, v. 133, N. Y., 18951900; в рус. пер. Соч., т. 125, СПБ. 186580; Избр. соч., предисл. А. А. Елистратовой, т. 16, М., 196163.

    Лит.: История американской литературы, т. 1, М. Л., 1947; Боброва М., Дж. Ф. Купер, Саратов, 1967; Spiller R. Е., Blackburn P. С., A descriptive bibliography of the writings of James Fenimore Cooper, N. Y., 1934; Walker W. S., James Fenimore Cooper. An introduction and interpretation, N. Y., 1962 (библ. с. 12733); House К. S., Cooper's Americans, Columbus (O.), [1965]; Dekker G., James Fenimore Cooper the novelist, L., 1967.

    А. Н. Николюкин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КУПЕР Джеймс Фенимор (1789-1851) - американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях ("Шпион", 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. "Последний из могикан", 1826, "Зверобой", 1841; "Лоцман", 1823). Социально-политическая сатира (роман "Моникины", 1835) и публицистика (памфлетный трактат "Американский демократ", 1838).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Cooper, James Fenimore)

    (1789-1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. Родился 15 сентября 1789 в Берлингтоне (шт. Нью-Джерси). Детство провел в приграничном Куперстауне, основанном его отцом, У.Купером. Учился в Йельском университете, служил на флоте. Женившись в 1811, посвятил себя семье и сельскохозяйственным и общественно-политическим интересам Куперстауна. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание, и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк, где вскоре сделался видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.

    Вобравший события куперстаунской жизни роман Пионеры (The Pioneers, 1832) открыл тему американского фронтира и впервые представил Натти Бампо, единственного в своем роде американского героя. Наиболее популярные романы Купера Зверобой (Deerslayer, 1841), Последний из могикан (The Last of the Mohicans, 1826), Следопыт (The Pathfinder, 1840), Пионеры и Прерия (Тhe Prairie, 1827), образующие эпопею о Кожаном Чулке, повествуют о неудержимом бегстве охотника и следопыта Натти Бампо от надвигающейся колонизации.

    Роман Лоцман (The Pilot, 1823), с его незабываемым героем, верзилой Томом Коффином, был первым из многочисленных произведений Купера о приключениях на море. Вышедшая позже История американского флота (History of the Navy of the United States, 1839) свидетельствовала о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.

    Его политическая аллегория Моникины (The Monikins, 1835), пять томов путевых заметок (1836-1838), памфлет Американский демократ (The Аmerican Demoсrat, 1838) и социальные романы, например роман о земельной ренте Сатанстоу (Satanstoe, 1845), свидетельствуют о том, что он был проницательным критиком американской жизни в ее переломный период.

    Последние двенадцать лет жизни, самые зрелые и плодотворные в его творчестве, писатель провел в Куперстауне. Семнадцать объемных литературных произведений, написанных им за это время, посвящены трем интересующим его темам: морю, границе и общественной критике. Умер Купер 14 сентября 1851.

    ЛИТЕРАТУРА

    Купер Дж.Ф. Избранные сочинения, тт. 1-6. М., 1961-1963

    Боброва М.Н. Дж.Ф.Купер: Очерк жизни и творчества. Саратов, 1967

    Купер Дж.Ф. Шпион; Последний из могикан. М., 1975

    Иванько С.С. Фенимор Купер. М., 1990

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Ку́пер Джеймс Фенимор

    (1789—1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы, развивающие традиции В. Скотта, о Войне за независимость в Северной Америке («Шпион», 1821; русский перевод 1825), об эпохе романтического фронтира, где зарождались многие национальные черты американского народа (пенталогия о Кожаном Чулке, в том числе «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841), морских путешествиях («Лоцман», 1823) со временем стали классикой детской литературы. Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлет в форме трактата «Американский демократ», 1838).

    * * *

    КУПЕР Джеймс Фенимор

    КУ́ПЕР Джеймс Фенимор (1789—1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира(см. ФРОНТИР), морских путешествиях («Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823). Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838).

    * * *

    КУ́ПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15 сентября 1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк), американский писатель.

    Первые шаги в литературе

    Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак(см. БАЛЬЗАК Оноре де), читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей(см. ТЕККЕРЕЙ Уильям Мейкпис) ставил Купера выше Вальтера Скотта(см. СКОТТ Вальтер), повторив в этом случае отзывы Лермонтова(см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) и Белинского(см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), который вообще уподоблял его Сервантесу(см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) и даже Гомеру(см. ГОМЕР). Пушкин(см. ПУШКИН Александр Сергеевич) отмечал богатое поэтическое воображение Купера.

    Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир(см. ФРОНТИР)» — понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое — между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг — пионеров-скваттеров(см. СКВАТТЕРСТВО), индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте — сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826—1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.

    Натти Бампо

    Своей всемирной славой Купер обязан не так называемой трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), и не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Это вообще злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть — ведь позади остался «Шпион» (1821) — явно патриотический роман из времен американской революции. «Моникинов» даже сравнивают с «Путешествиями Гулливера», но Куперу явно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроумия, здесь слишком явно проступает тенденция, убивающая всякую художественность. Вообще, как ни странно, Купер более успешно противостоял своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Действительно, он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо — Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному — Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький(см. ГОРЬКИЙ Максим), герой Купера «бессознательно служил великому делу... распространения материальной культуры в стране диких людей и — оказался неспособным жить в условиях этой культуры...».

    Пенталогия

    Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним — «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

    В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен(см. ТВЕН Марк) в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».

    Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом — конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.

    С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757—1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.

    Чингачгук

    Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия — племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком. Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса — последнего из могикан. Эта утрата катастрофична. Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму. Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа — мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.

    Боль писателя

    Человек перед судом природы — вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное — схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. — это только антураж.

    Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение — это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему — тайная вера в продолжение, не имеющее конца.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    Ќ́УПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (1789—1851), амер. романист. В России стал известен в рус. и франц. переводах с сер. 20-х гг. 19 в. Особую популярность получили цикл романов о Кожаном Чулке — «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826) и др. — и т. н. «морские романы». По свидетельству И. И. Панаева, В. Г. Белинский после свидания с Л. в Ордонансгаузе (апр. 1840) рассказывал, что Л. в беседе «... перешел от Вальтер Скотта к Куперу и говорил о Купере с жаром, доказывал, что в нем несравненно более поэзии, чем в Вальтер Скотте, и доказывал это с тонкостью, с умом и... даже с увлечением» (Воспоминания, 1972, с. 242, 245). В. П. Боткину Белинский писал в апр. 1840, что был «без памяти рад», услышав такое мнение Л. о К. (XI, 509). Д. П. Якубович полагал, что в передаче Белинского и Панаева восхищение Л. амер. романистом в ущерб В. Скотту было преувеличено.В рец. на «Героя...», написанной в 1841 после смерти Л., Белинский сообщал, ссылаясь на разговор с Л., что тот «...замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие и некоторое единство, по примеру куперовской тетралогии, начинающейся «Последним из могикан»...» (V, 455). Об аналогичном замысле Л. сообщал — со слов М. П. Глебова — и П. К. Мартьянов (Дела и люди века, т. 2, СПБ, 1893, с. 93—94).Лит.: Якубович Д. П., с. 267—68; Боброва М. Н., Романтизм в амер. лит-ре XIX в., М., 1972, с. 119.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: