Большая Советская энциклопедия

    двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, совершающего вращательное или вращательно-возвратное движение относительно корпуса. Идея создания Р. д., известного также как коловратный или роторно-поршневой, была впервые выдвинута в 16 в. Зарегистрировано несколько тыс. патентов на Р. д.

    Первая попытка постройки действующего образца Р. д. относится к 1799, однако практически пригодные двигатели появились лишь в 1957 (Ванкеля двигатель).

    В процессе работы объёмы полостей, формируемые поверхностями ротора и корпуса, периодически изменяются — непрерывно повторяются циклы сжатия и расширения рабочего тела. Т. о., в Р. д. возможны те же рабочие процессы (двух- и четырёхтактные), которые характерны для поршневых двигателей внутреннего сгорания.

    Современные Р. д. выполняются как с одной, так и с двумя и тремя рабочими секциями (2 или 3 ротора, сидящих на общем эксцентриковом валу).

    Лит.: Ханин Н. С. и Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторно-поршневые двигатели, М., 1964; Мотоцикл. Теория, конструкция, расчет, М., 1971.

    Л. М. Шугуров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический политехнический словарь

    двигатель, например внутр. сгорания, у к-рого внеш. поверхности ротора и внутр. поверхности статора образуют камеры, объём к-рых периодически изменяется при вращении ротора (см., например, Ванкеля двигатель). Будучи по принципу действия машиной объёмного типа (как и поршневая) с циклическим изменением параметров рабочего тела, Р. д. тем не менее по равномерности вращения вала ротора приближается к лопастным машинам вследствие отсутствия кривошипно-ползунного механизма с возвратно-движущимся поршнем и наличия неск. рабочих камер по окружности ротора.

  3. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь