Словарь Брокгауза и Ефрона

    Это слово имеет несколько значений: самое общее из них — народ, поколение. Означает оно также орду, военную дружину. Иногда это слово употребляется в смысле сословия; так, напр., "Хора-улус" — "черный, или подлый, люд", в отличие от "цагон иосу", сословия "белой (или знатной) кости". В Монголо-ойратском уставе 1640 г. У. имеет значение то жилого места вообще (Dorfschaft, по списку Палласа), то аймака, то родового союза, то целого племени. Чаще всего слово У. употреблялось у древних монголов и калмыков для обозначения определенной формы родового союза, составлявшего часть более обширной родовой группы — "племени" (Тангаги). В этом последнем смысле У. означал союз нескольких отоков (родов) и аймаков, ведущих свое происхождение от общего племенного корня. У., как обозначение особой формы родового союза, встречается исключительно у монгольских племен (монголов, калмыков и бурят), хотя сходные с ними родовые организации можно найти у всех азиатских кочевников. Характернейшая черта У. — это их подвижность. Это не прочные, прикрепленные к определенному месту поселения оседло-земледельческих народов, а своеобразные многолюдные родовые союзы кочевников, меняющих место пребывания в зависимости от времени года, урожая, кормов, обилия или недостатка воды в том или другом месте. Территории, по которым кочевали У., имели, конечно, границы, но в пределах этих очень больших по пространству территорий передвижение У., равно как отдельных их частей, было совершенно свободное, "безвозбранное". Этот взгляд на землю, как на общее достояние всех У., калмыки перенесли и в Россию, когда прикочевали на Волгу. Признавая всю степь общим владением У., они не установили ни определенных границ между У., ни определенных пространств для кочевки улусных родов. Бурятские поколения, перекочевавшие в XVI и XVII вв. из Монголии к Байкалу, также занимали земли целыми группами родов и владеют ими до сих пор сообща. В административном отношении монгольские и калмыцкие У. сохраняли очень долго (до начала XIX в.) те же основные черты, которые отличали улусное устройство монголов еще во времена Чингисхана: каждый У. составлял отдельную кочевую орду, управляемую своим родовым вождем — нойоном, находившимся в вассальной зависимости от тайши. Отношения нойонов к тайше определялись началами родового старейшинства, т. е. лучшим и обширнейшим У. владел сам тайша, а менее обширные он раздавал в управление наследственным нойонам, сообразно с их родовым старейшинством. Нойон или тайша управлял У. неограниченно, но произвол его в значительной степени регулировался издревле установившимся обычным правом, носителями и выразителями которого являлись лучшие улусные люди — почетные старики. Улусные люди — они же сородичи — обязаны были своему вождю послушанием и ратной службой; они вносили подати на покрытие разных нужд как общественных, так и личных тайши или нойона. Внутреннее устройство У. отмечено всеми чертами родового быта. У., как слишком обширный родовой союз, делился естественно на более мелкие родовые группы — отоки, аймаки и хотоны. Каждая из этих групп управлялась наследственным старейшим родоначальником, которому присваивались разные названия — зайсанга (глава отока), шуленги (глава аймака), ахха, или ага (глава хотона). Отвечая за благополучие и порядок в своих кочевьях перед нойоном или тайшой, старейшины содействовали тому, что такая подвижная, текучая общественная группа, как У., сохраняла свою целость, представляя собою прекрасно организованную как для самозащиты, так и нападения боевую орду. В видах большей боевой готовности У. делились еще на искусственные группы — сотни, сорока и десятки, а для сохранения его целости строго возбранялось родовичам откочевывать в чужие У. Всякий перебежчик по строгим началам ойратства подлежал возврату в старый его род, так как освященный веками обычай обязывал родовича стоять всю жизнь на страже своей родной ставки, своего куреня (хотона). Родовой характер улусного устройства у монгольских патриархальных племен сказывается в трех основных устоях его: родовой солидарности, ответственности и круговой поруке. Родовая солидарность одноулусных родовичей выражается в обязательном призрении бедных и взаимной помощи. По исконным обычаям монголов, всякий бедняк не только находил у своих одноулусников пищу и приют, но также радушный, братский приют. Богатый сосед всегда приходил на помощь бедному, снабжая его скотом, съестными припасами и всем нужным. Безвозмездный взаимный обмен услуг между родовичами считался обязательным. Круговая порука и ответственность членов одного У. перед членами другого вытекали из того основного начала родового быта, в силу которого всякий У. играл по отношению к чужому роду или У. роль одного коллективного лица. За вину родовича отвечал не только виновный, но все родовичи того союза, к которому он принадлежал. Если виновник какого-либо преступления не открывался, то штраф, или виру, платил весь род или весь У., на который падало подозрение. Напротив, очистительная присяга одного или нескольких одноулусников совершенно освобождала в некоторых случаях заподозренного родовича. Улусный суд, состоявший из правителя У. и почетных стариков, разбирал споры между одноулусниками; междуродовой суд решал дела, касавшиеся интересов нескольких У. или родов. Древнее улусное устройство потерпело значительные изменения у волжских калмыков в первой половине прошлого столетия (в 1834 г.). Главнейшие из них заключаются в том, что сильно были урезаны права владельцев улусов. У. были ограничены территориально; судебная власть нойонов перешла к суду "зарго", в котором рядом с депутатами от калмыцкого народа заседали также русские чиновники. У восточных монголов родовая организация У. сохранилась до сих пор в гораздо большей чистоте. У бурят, судя по некоторым историческим данным, улусное устройство в момент их перехода в русское подданство (в XVII в.) было совершенно тождественно с организацией У. у монголов; но с течением времени бурятский У. теряет свои первоначальные большие размеры и начинает означать небольшую группу близко-родственных хотонов, кочевавших вместе. Так, в степных законах селенгинских бурят (от 1823 г.) слово У. употребляется в смысле стойбища или небольшой группы юрт или кибиток, составляющих только малую часть рода. Еще 30 — 40 лет тому назад бурятский У. имел следующий внешний вид. Каждый У. состоял обыкновенно из нескольких жерденных загородей. В каждой загороди находилось несколько юрт с разными пристройками. В одной из этих юрт жил старший в семье бурят, старик со старухой, иногда с какими-нибудь сиротами-родственниками. В другой, рядом стоявшей юрте, жил сын этого старика с женой и детьми. Если у старика были еще женатые сыновья, то и они жили в особых юртах, но в той же загороди. У всего этого семейного родового круга пашни, покосы, скот были общие. Все члены загороди работали сообща. При всякой жаренине, при всяком сборе гостей все участвовали, как одна семья. Рядом, в другой подобной же изгороди, жили ближайшие родственники главы первой группы юрт, напр. его братья со своими семьями; и тут в одной общей изгороди, посредине, стояла юрта старшего в роде, по бокам — юрты его сыновей. В более отдаленных загородях жили дальние родственники, которые назывались соседями. Наконец, еще более отдаленные родственники обособлялись в новый У., имевший такое же устройство. Группа подобных соседних У. составляла род, родовую общину (Щапов). Внешний вид бурятского У., таким образом, был совершенно тождествен с видом большого калмыцкого У.; разница между ними была только в числе кибиток и в пространстве, занимаемом ими. Начала родовой солидарности и взаимной помощи сказывались у бурят в целом ряде обычаев и обрядов, происхождение которых относится к глубочайшей древности. Так, во всех улусных общинах безродные сироты и бедные ходили по юртам, как по своим родным жилищам, и находили там приют и пропитание. Они могли сами, без всякого спроса, взять, что увидят в юрте съестного. Если в какой-нибудь юрте закалывали барана, готовили жаренину, то буряты всех одноулусных юрт могли, не стесняясь, идти на жаренину, как на общую трапезу. К общеродовым и, следовательно, улусным обязанностям относятся также поднесение невесте подарков, когда она перед свадьбой объезжает своих родных; уплата калыма в складчину за бедного жениха; так наз. "нэшвер", заключающийся в том, что всякий раз, когда кто-нибудь устраивает у себя свадьбу, вечеринку и т. д., родственники-одноулусники, и даже из других У., обязаны привозить с собою мясо, молочные продукты и другие съестные припасы, служащие серьезным подспорьем для родовича, устроившего торжество. Круговая порука и ответственность у селенгинских бурят долго сохранялись в виде обязанности платить за украденную вещь или скотину, если воровской след привел к У. и последний не мог его отвести. Присяга одного или нескольких близких родственников, удостоверяющая добросовестность и честность заподозренного лица, освобождала его от наказания. Таких черт общеродовой солидарности и ответственности в бурятских У. в начале XIX в. было гораздо больше, но за последнее столетие улусное устройство бурят претерпело едва ли не еще более серьезные изменения, нежели устройство калмыков. Главные причины этих изменений — смешение родов, распространение среди бурят ламаизма, с одной стороны, и хлебопашества, с другой. В направлении, разлагавшем древнюю родовую организацию бурят, влияли также правительственные мероприятия последних десятилетий. Бурятские У. во многих местах обратились в неподвижные жилые места, с разнородным населением; древнее обычное право выходило из употребления и уступало место новым правоотношениям, а вместе с тем падали и те устои, которые придавали улусной организации такую крепость и единство.

    Ср. Pallas, "Sammlungen der historischen Nachrichten über die Mongolischen Völkerschaften"; Georgi, "Reisen"; M. Kroll, "Das Geschlechts- und Familienwesen der Transbaikalischen Burjäten" ("Zeitschrift für Social- und Wirtschafts-Geschichte", 1898); Леонтович, "Калмыцкое право"; его же, "Древний Монголо-Ойратский устав взысканий"; Голстунский, "Монголо-Ойратский закон 1640 г."; Самоквасов, "Сборник обычного права сибирских инородцев"; А. Щапов, "Бурятская улусная родовая община" ("Изв. Вост. Сиб. Отд. Имп. Рус. Географ. Общ.", 1875); M. Кроль, "Формы землепользования в Забайкальской области" ("Материалы по исследованию землевладения и землепользования в Забайкальской области", вып. 10).

    M. Кроль.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (монгольское — государство, народ, люди)

    группы семейств, подчинённых Нойонам и кочевавших на их землях (в период формирования Монгольского государства в начале 13 в.); собственно Монгольское государство Чингисхана; уделы чингисидов, ставшие со 2-й половины 13 в. самостоятельными государствами (ханствами). В 15 — конце 17 вв. в период феодальной раздробленности У.— крупное феодальное владение. После завоевания Монголии маньчжурами, разделившими территории на аймаки и хошуны, термин «У.» означал «народ». В настоящее время этот термин употребляется в значении «государство». До Октябрьской революции у бурят, калмыков и др. народов У. — феодальное владение, административная единица, род, поколение и др.

    Лит.: Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. улу́с;
    2. улу́сы;
    3. улу́са;
    4. улу́сов;
    5. улу́су;
    6. улу́сам;
    7. улу́с;
    8. улу́сы;
    9. улу́сом;
    10. улу́сами;
    11. улу́се;
    12. улу́сах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. у калмыков и сиб. инородцев, собранье жилых хижин, оседлых или кочевых, юрт, кибиток, веж; селенье, табор, башкир., киргиз. и кавк. аул; стойбище, становище; у батыевских татар, аул также назывался улусом, именем монгольским.

    | У якутов, равно у калмыков, улус, род, поколенье, колкно, под одним старшиною; у нас принято называть это волостью.

    | Улусы, мн., архан. ряд полей, пашен, в прямых межниках, правильные полосы, без недопашек и перепашек.

    | пск., твер. закоулки, зауголки; уловки; / скрытое пристанище. Улусные кочевники, улусники. Тем всем жалую вас, моих присяжников и улусников, ·летописн.>

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    УЛУ́С, -а, муж.

    1. У народов Центральной и Средней Азии, Сибири при феодализме: родо-племенное объединение.

    2. В царской России на восточных и северных окраинах: административно-территориальная единица в составе округа.

    3. У нек-рых народов Сибири и Средней Азии: селение.

    | прил. улусный, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Родо-племенное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири.

    2.

    В России административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.

    3. ист.

    Поселение, стойбище тюрко-монгольских народов в Приуралье и Сибири.

    По сторонам ее [долины] корабкались на склоны сопок русские деревушки и бурятские улусы. Гладков, Изгои.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    УЛУ́С, улуса, муж. (монг. ulus).

    1. Становище кочевников, табор кибиток.

    || У некоторых народов Сибири и юго-востока СССР - селение, аул.

    2. Прежде у некоторых народов Сибири и юго-востока европейской части России - род, родовая община и территория, ей принадлежащая.

    3. Административно-территориальная единица в Якутской АССР и Калмыцкой АССР с правами района (неол.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Становище кочевников; табор кибиток.

    2.

    Селение, аул (у некоторых народов Сибири и Средней Азии).

    II

    м.

    1.

    Родо-племенное объединение (у тюрко-монгольских народов Сибири, Средней и Центральной Азии).

    2.

    Территория, принадлежащая такому родо-племенному объединению.

    III

    м.

    Административно-территориальная единица типа бывшей волости в Бурятии, Калмыкии и Якутии.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    УЛУС -..1) родо-племенное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири

    2)] В России административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    УЛУС, 1) родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири. 2) В России административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    улу́с "стоянка кочевников", "ряд прямых полей" (Даль), диал. "казенные леса, которые предоставляются в пользование крестьянам", смол. (Добровольский), др.-русск. улусъ "селенье (у татар)", Хож. Игн. Смольнянина (1389–1405 гг.) 4 и сл.; грам. 1315 г. (см. Срезн. III, 1198 и сл.), 1 Соф. летоп. под 1361 г. Из тур., азерб., кыпч., тел., алт., уйг., караим. трок. ulus "народ" (Радлов 1, 1696 и сл.), калм. ulus – то же (Рамстедт, КWb. 449); см. Мi. ЕW 372; ТЕl. 2, 182.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. ulus (поселение или кочевнический лагерь у некоторых народов Сибири)

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    УЛУ́С -а; м. [тюрк.] Ист. В Центральной и Средней Азии, Сибири: родоплеменное объединение, проживающее на определённой территории, подвластное хану или вождю народов. Правитель улуса.

    Улу́сный, -ая, -ое. У-ое правление.

    * * *

    улу́с

    (тюрк. — народ), 1) племенное объединение, поселение у тюркских народов.2) В России — административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.

    * * *

    УЛУС

    УЛУ́С,

    1) родо-племенное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири.

    2) В России административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Советская историческая энциклопедия

    (монг. - гос-во, народ, люди) - 1) в Монголии в период формирования феод. гос-ва (нач. 13 в.) У. - более или менее крупная группа семейств, подчиненных определенному нойону и кочевавших на его землях. В гос-ве Чингисхана У. - собственно монг. гос-во, ему подвластное. В годы империи У. - уделы потомков Чингисхана (Джучи, Чагатая и др.), ставшие со 2-й пол. 13 в. фактически самостоятельными гос-вами - ханствами, лишь номинально подчинившимися главе империи - великому хану. В период феод. раздробленности (15 - кон. 17 вв.) У. - крупное феод. владение в собственно Монголии и название в мусульманской лит-ре гос-в Чингисидов за ее пределами. После завоевания Монголии маньчжурами, разделившими Монголию на аймаки и хошуны, У. перестал употребляться для обозначения владения. Этот термин стал постепенно приобретать значение - народ. В наст. время термин "У." употребляется как синоним термина "государство". 2) У бурят и калмыков после их вхождения в состав России термин "У." сохранялся в значении феод. владения, затем в значении адм. единицы вплоть до Окт. революции.

    Лит.: Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934.

  29. Источник: Советская историческая энциклопедия



  30. Этнографический словарь

  31. Источник:



  32. Большой Энциклопедический словарь

    УЛУС
    УЛУС -..1) родо-племенное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Ср. Азии, Сибири

    2)] В России административно-территориальная единица типа русской волости у бурят, калмыков и якутов.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  33. Источник:



  34. Толковый словарь Даля

  35. Источник: