Большая Советская энциклопедия

    (Béranger)

    Пьер Жан (19.8.1780, Париж, — 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиционный фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из «высоких» жанров — в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирическую песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Некоторые его песни построены как лирический монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б. — портретная зарисовка или миниатюрная новелла.

    В пору Первой империи (1804—14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политическая сатира встречается лишь изредка — например, песня «Король Ивето» (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам, к дворянско-католической реакции; его политическая сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть («Бесконечно малые»), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции («Маркиз де Караба», «Белая кокарда»), католическое духовенство и иезуитов («Святые отцы», «Смерть сатаны»), противопоставляя им образы наполеоновских солдат («Старый сержант», «Старый капрал»). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сборники песен и попадал в тюрьму. Вожди официальной оппозиции — буржуазные либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации («14-е июля»).

    Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа («Жак», «Старый бродяга»). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей («Безумцы»). Отвращение к владычеству финансовой аристократии, отразившееся у Б. в резких антибуржуазных песнях («Бонди»), возвращало поэта к мысли о новой революции («Идея»). Нарастание народного недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне «Потоп», предвещавшей Революцию 1848.

    К. Маркс называл Б. «бессмертным». Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50—60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. советские поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

    Соч.: (Euvres complétes, v. 1—4, P., 1868—78; Ma biographie. P., 1857; Correspondance, v. I—4, P., 1860; в рус. пер.— Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893; Полн. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1—2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.

    Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Béranger, P., 1861; Arnould A., Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1—2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Béranger, B., [1960], Touchard J., La gloire de Béranger, [v.] I—2, P., 1968 (имеется библ.).

    Ю. И. Данилин.

    П. Ж. Беранже.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Литературная энциклопедия

    Беранже

    БЕРАНЖЕ Пьер-Жан (Pierre Jean Béranger, 1780–1857) — французский поэт-песенник. Р. в Париже, в семье конторщика. В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и т. д., наконец заводит связи в среде литературой и артистической богемы Парижа. Демократизм Б., предопределенный его происхождением из трудового мещанства и тем, что он рос в условиях Великой французской революции, принципами к-рой он глубоко проникся, направил его литературную работу в формальном отношении по линии оппозиции к царившим в верхах литературы классическим штампам. Однако в борьбе с последними поэт-мещанин не идет по пути тех классов, к-рые создали романтизм, а опирается на «низкую» литературную традицию уличной песни-куплета, импровизируемой в кабачках и трактирах Парижа. Б. следует сперва образцам этого жанра, создаваемым в кружке поэтов-песенников «Погребок» (традиция его тянется еще с XVIII в.), в состав которого вступает, движимый своим глубоко общественным темпераментом, и очень скоро резко обновляет их тематику. Из задорного славословия свободной любви и веселья, каким является песня-куплет у предшественника Б. — Дезожье (см.) и у самого Б. раннего периода («Вакханка», «Великая оргия»), Б. очень скоро создает острый политический памфлет, социальную элегию, углубленное лирическое раздумье.

    Первыми значительными произведениями Б. в этом роде являются его памфлеты на Наполеона I: «Король Ивето» (1808), «Политический трактат» (1815). Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации (1815–1830). Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа (1830–1848) как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Эта направленность сатирического творчества Б. заставляет определить его как представителя революционной в то время мелкой буржуазии в поэзии. Такая характеристика подтверждается и лирической линией его творчества. Здесь господствующим мотивом у Б. является славословие труда, бедности и морального их превосходства над эксплоатацией и богатством. Через все творчество Б. тянется нить чисто лирических песен-раздумий, проникнутых мотивом возвеличения труда и быта трудовых классов («Бог добрых людей», «Мой старый фрак», «Чердак», «Нет, это не Лизетта», «Портной и фея», «Фея рифмы» и др.). Следует однако отметить, что труд индустриального пролетариата в этих песнях не нашел отражения. Поэтом революционного мещанства выступает Б. и в цикле песен, посвященных легенде о Наполеоне. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Чуждый сознанию подлинного пролетариата, этот мотив поэзии Б. чутко отражал настроения трудового мещанства, болезненно реагировавшего на возвращение к власти дворянства и церкви при Бурбонах и на господство финансовой буржуазии при Луи-Филиппе. В этом ограниченном смысле революционность этого мотива не может быть отвергнута. Наконец положительные идеалы Б., раскрытые в ряде песен-утопий, опять характеризуют поэта как представителя революционной мелкой буржуазии. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по необходимости связанной с насилием («Идея», «Мысль»). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье. Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма.

    В обстановке постепенного укрепления контрреволюции, лишь прерываемого время от времени революционными взрывами (1830, 1848), в которой жил и творил Б., господствующие классы в лице их правительств попеременно то пытаются (всегда неудачно) привлечь его на свою сторону как выдающуюся общественную силу, то подвергают поэта суровым репрессиям. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник (1821) навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник (1828) имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на этот раз на 9 месяцев. Оба процесса имели место при контрреволюционном правительстве Бурбонов и послужили лишь к грандиозному росту популярности Б., тюремная камера к-рого каждый раз делалась местом паломничества для лучших представителей всего прогрессивного во Франции той эпохи. Популярности Б. в широких слоях трудовой Франции, помимо его песен, распевавшихся в крестьянской хате, каморке ремесленника, казарме и мансарде, как нельзя более способствовал образ жизни поэта, граничивший с нищетой, при наличии полной возможности занять видное положение при правительстве Луи-Филиппа или Наполеона III, которые были не прочь играть в либерализм и зачислить революционного поэта в свою свиту, независимо от его общественного поведения. При всем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр. в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы (1848–1857) Б. отошел от общественной жизни, поселившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества («Рыжая Жанна», «Бродяга», «Жак» и др.).

    Избрание Б. в Национальное собрание в 1848 не имело реального значения, поскольку он не принимал участия в работах Собрания, и явилось лишь демонстрацией уважения к Б. со стороны широких слоев парижского населения. Слава Б. в этот период была так велика, что после его смерти правительство Наполеона III оказалось вынужденным взять его похороны на свой счет и официально придать им значение общенационального акта.

    Влияние Б. на французскую литературу выразилось гл. обр. в том, что по его следам пошли рабочие поэты: Дюпон (см.), коммунар Потье (см.), Клеман (см.) и песенники конца XIX в.: Аристид Брюан (см.), Жюль Жуй (см.), Жан Риктюс (см.). В России имя Б. становится известным еще в эпоху 20-х гг. XIX в. Он привлекает своих первых переводчиков — И. И. Дмитриева и В. Л. Пушкина — легкостью формы, жизнерадостной веселостью, соединенной с сентиментальностью. А. С. Пушкин упоминает «Беранжера» в «Графе Нулине»; влиянием одной из песен Б. («Le Vilain») отмечена и «Моя родословная» великого поэта. В 40-х гг. начинают ценить уже другие стороны поэзии Б. — его «гражданско-политические») песни, в к-рых он выступает противником власти, в частности монархии, и религии. Как выразитель настроений революционной мелкой буржуазии Б. стал особенно популярен среди нашей разночинной интеллигенции 60-х гг.. когда лучшие песни Б. появляются у нас в переводах Вас. Курочкина. В лице последнего французский «песенник» нашел достойного переводчика. По словам современника, «Курочкин словно воплотился в Б., пережил каждую из переведенных им песен всем своим существом, сделал Б. как бы русским народным поэтом». В мастерском переводе Курочкина сочинения Б. выдержали тогда пять изданий.Библиография:

    I. Изд. сочин. Б.: Oeuvres complêtes, P., 1834; P., 1837; Oeuvres, éd. Boisrobin, P., 1868; Oeuvres inédits, P., 1909; на русск. яз.: Полное собрание песен Б. в перев. русских писателей, Под редакцией Тхоржевского, Тифлис, 1892–1893; СПБ., 1914; Под редакцией С. Трубачева, 4 тт., СПБ., 1904–1905 (полнее первого, но многие переводы неудовлетворительны. К первому тому приложена автобиография Б.). и др. изд.

    II. Коган П., Б. (крит.-биогр. очерк в книге «Песни Б.»), СПБ., 1913; Лелевич Г., Вступит. ст. к книге «Избр. песни Б.», М., 1923; Горбов Д., Жизнь и творчество Б., М., 1925; Janin Jules, B. et son temps, 1866; Arnould A., B., ses amis, ses ennemis, ses critiques, 1864; Sainte-Beuve, Portraits contemporains, t. I; Его же, Causeries du Lundi, tt. II et XV; Boulle A., B., 1908; Strowski, B., 1913; Bédier et Hazard, Histoire de la littérature française, 10 tt., II, 1927.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Литературные герои

    БЕРАНЖЕ (фр. Berenger) - герой нескольких произведений Э.Ионеско, среди которых самое знаменитое - пьеса «Носороги» (1959 г.; появившиеся на русском языке переводы заглавия как «Носорог» противоречат не только содержанию драмы, но и специальным заявлениям автора, всегда подчеркивавшего, что имел в виду множественное число, «однорогих» и «двурогих» животных, наличествующих в пьесе в большом количестве).

    Сумевший всех обескуражить анти-пьесой «Лысая певица» (1950) и трагическим фарсом «Стулья» (1952), Ионеско публикует в различных журналах короткие новеллы, которые остаются до поры до времени незамеченными. Когда после успеха «Носорогов» новеллы были изданы Галлимаром (1962), выяснилось, что они предшествовали многим знаменитым пьесам. В том числе и пьесе, где впервые появляется Беранже (ее название «Tueur sans gages» на русский переведено неточно - «Бескорыстный убийца», правильнее - «никем не нанятый убийца», «убийца-одиночка»; 1957). Новелла написана от первого лица и называется «Фотография полковника». «Я» из новеллы обретает в пьесе имя Беранже и позволяет предполагать в нем альтер-эго автора.

    Живущий среди покорных обывателей, смирившихся с невидимым и непонятным убийцей, терроризирующим обитателей городка, который Беранже хочет превратить в «лучезарный город», он единственный стремится убрать зло, мешающее счастью людей. С упорством, которое кажется окружающим абсурдным, Б. хочет встретиться с убийцей и разгадать его тайну: тот не трогает раболепных чиновников и вообще всех, кто покорен чужой воле. Б. попадается на ту же приманку, которую убийца использовал для предыдущих своих жертв; он наивен и не приспособлен к борьбе, но в его поступке проявляется непокорность, очевидная непохожесть на других.

    В еще большей степени эти черты присущи Б. из «Носорогов» (1959). Оказываясь свидетелем всеобщего оноеороживания, он всеми силами стремится сохранить свою индивидуальность, не утратить человеческий облик даже тогда, когда превращение в носорога оказывается единственной возможной формой существования. В одноименной новелле Б. выступает рассказчиком, и мы с самого начала понимаем, что он уцелел в страшных событиях. В пьесе исход его схватки становится ясен лишь в финальных фразах: «Я последний человек, и я им останусь до конца! Я не сдамся!»

    В обеих пьесах то зло, с коим сражается Б., забирает у него любимую, но утрата придает ему силы пойти до конца. Следующего Б., героя пьесы «Воздушный пешеход» (1962), личные беды минуют: знаменитый драматург, за которым даже на отдыхе охотятся интервьюеры (ситуация, хорошо знакомая Ионеско), приезжает в Англию в сопровождении любящих жены и дочери. Уже герой одноименной новеллы поражал всех способностью летать без помощи каких бы то ни было приспособлений, что невозможно объяснить с помощью здравого смысла. В пьесе эта спо собность Б. открывает перед ним страшные картины разрушительных и опустошительных событий. От обывателей его отличает не столько свободное парение над землей, сколько желание проникнуть в суть происходящего, выработать собственное к нему отношение. И как его одноименные предшественники, он оказывается за это наказан. Не раз появлявшийся в небе самолет сбрасывает бомбы именно на его домик.

    Свидетелем разрушений и полного запустения некогда могущественной безымянной империи становится и самый «высокопоставленный» из Б.- король Беранже I - герой пьесы «Король умирает» (1962). Впервые от Б. многое зависит, но он бездарно распоряжается своей властью и начинает интересоваться судьбами окружающих его людей лишь тогда, когда осознает, что жить ему осталось недолго. Трагикомизм ситуации, в которой оказывается герой, и очевидное стремление драматурга с его помощью представить сатирический вариант единоличной власти выводят Б. за пределы того круга, в котором проявились особенности характеров предыдущих героев по имени Б. Они сопротивлялись оглуплению людей и их покорности перед лицом силы, - он всемерно способствовал этому. Они обладали природным чувством собственного достоинства, и именно это чувство помогало им не отступать перед лицом опасности. Он и перед смертью в своей речи-завещании больше всего говорит о своем величии. А потому, очевидно, что главная краска, которой Ионеско рисует Б., все-таки сатирическая.

    Б. (без королевского титула) остался в творчестве драматурга-абсурдиста самым светлым и самым человечным образом. При всем различии ситуаций, в которые он попадает в трех пьесах, его поведенческие императивы сходны: он - не борец; никакие идеи его не увлекают, он вовсе не интеллектуал, ясно представляющий себе, как надо поступить в данной ситуации; он по самой своей сути, по своей человеческой природе не равнодушен к злу, у него аллергия на стадное существование; коллективизм и индивидуализм (как любой «изм») ему чужды. В Б. есть нерасчетливость и безоглядность Дон Кихота, но больше всего он - «простая душа», без пафоса и деклараций приверженная гуманистическим идеалам, не подлежащим пересмотру даже в абсурдном мире.

    Лит.: Проскурникова Т. Французская антидрама. М., 1968. С.58-74; Строев А. Эжен Ионеско

    //Французская литература 1945-1990. М., 1995. С.548-549; Trois E. «Rhinoceros» d'lonesco. P., 1970; lonesco E. «Rhinoceros»

    //»Notees et contre-notes». P., 1962.

    Т.Б.Проскурникова

  7. Источник: Литературные герои