Большая Советская энциклопедия

    сторонники религиозного движения в римской Северной Африке 4—5 вв. Движение Д. возникло в 311, когда часть африканских церквей отказалась признать только что избранного карфагенского епископа Цецилиана. Этим было положено начало расколу африканской христианской церкви на «цецилианистов», или «католиков», и противников Цецилиана, позже названных Д. (по имени их руководителя епископа Доната). Ортодоксальную католическую церковь, которая при покровительстве римского императора Константина I и его преемников превратилась в активного защитника существующего социального и политического строя, в Северной Африке поддерживали преимущественно представители господствующего класса. К Д. примыкали главным образом трудящиеся и эксплуатируемые слои: колоны, рабы, городская беднота. Д. проповедовали непримиримость к христианам, отступившим от своей веры в начале 4 в. в период гонений на них римских властей, прославляли «мучеников за веру». С середины 4 в. движение Д. ясно обнаруживает черты оппозиции римской власти. Донатистская церковь поддержала антиримские восстания, возглавленные вождями мавретанских племён, братьями Фирмом (371—373) и Гильдоном (397—398). Однако выступления рядовых Д. против крупного землевладения и эксплуатации (восстания агонистиков (См. Агонистики)) внушали страх епископам Д., которые даже призывали против восставших римские войска. К концу 4 в. к Д. примкнули антиримски настроенные представители господствующего класса. После совместного Карфагенского собора 411 ортодоксальной и донатистской церквей римские власти официально объявили о запрещении донатизма и организовали преследование Д.; однако они существовали в Африке ещё в 6 в.

    Лит.: Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV—V вв., М., 1961 (имеется подстрочная библ.).

    Г. Г. Дилигенский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДОНАТИСТЫ (от имени епископа Доната - Donatus, руководителя донатистов), участники религиозного движения в римской Сев. Африке 4-5 вв., направленного против официальной христианской церкви и римского господства; в основном - колоны, рабы, городская беднота. Левое крыло донатистов составляли агонистики.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    донати́сты

    (от имени епископа Доната, Donatus, руководителя Донатисты), участники религиозного движения в римской Северной Африке IV—V вв., направленного против официальной христианской церкви и римского господства; в основном — колоны, рабы, городская беднота. Левое крыло донатистов составляли агонистики.

    * * *

    ДОНАТИСТЫ

    ДОНАТИ́СТЫ (от имени епископа Доната, Donatus, руководителя донатистов), участники религиозного движения в римской Сев. Африке 4—5 вв., возникшего во время гонений императора Диоклетиана(см. ДИОКЛЕТИАН). Донатисты считали, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей (совершенством признавалась главным образом готовность претерпеть мученичество за веру). Донатисты отличались крайней нетерпимостью к своим противникам, а после гонений, предпринятых против них императором Константином(см. КОНСТАНТИН I Великий), сомкнулись с циркумцеллионами («вокруг сельских жилищ бродящими») — членами крайнего аскетического движения, практиковавшего убийства богатых и высокопоставленных людей. Юлиан Отступник(см. ЮЛИАН Отступник) поощрял донатистов, но они разбились на несколько враждующих между собой толков и сект. Сильным противником донатистов был блаженный Августин(см. АВГУСТИН Блаженный). После его победы в прениях на соборе в Карфагене (411) император Гонорий призвал донатистов к подчинению господствующей церкви.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    сторонники религ. движения в рим. Сев. Африке 4-5 вв., принявшего характер социальной борьбы. Движение Д. возникло в 311, когда часть афр. церквей отказалась признать только что избранного карфагенского епископа Цецилиана. Этим было положено начало расколу афр. христ. церкви на "цецилианистов" или "католиков" и противников Цецилиана, позже названных Д. (по имени их руководителя епископа Доната). Возникновение Д. отражало глубокие противоречия между социально-политич. позициями различных слоев христиан. Ортодоксальную "католич." церковь, к-рая при покровительстве имп. Константина и его преемников превратилась в активного защитника существующего социального и политич. строя, в Сев. Африке поддерживали преим. представители господств. класса. К Д. примыкали гл. обр. трудящиеся и эксплуатируемые слои: колоны, рабы, гор. беднота. Д. проповедовали непримиримость к христианам, отступившим от своей веры в период гонений, прославляли "мучеников" за веру. С сер. 4 в. движение Д. ясно обнаруживает черты оппозиции рим. власти (требование невмешательства рим. власти в церк. дела). Эти стороны идеологии Д. были близки настроениям нар. масс, выражали их ненависть к Рим. империи. Однако социальный состав Д. был неоднороден; выступления рядовых Д. против крупного землевладения и эксплуатации, проявившиеся особенно ярко в восстаниях агонистиков, внушали страх епископам, призывавшим против восставших рим. войска. К кон. 4 в. к Д. примкнули сепаратистски настроенные представители господств. класса. Донатистская церковь поддержала антирим. восстания Фирма (371- 373) и Гильдона (397-398). После Карфагенского собора 411, на к-ром Д. и "католики" изложили свои разногласия, донатистская церковь была разгромлена рим. властями, однако Д. как представители "еретического" направления христианства в Африке существовали еще в 6 в.

    Лит.: Дилигенский Г. Г., Сев. Африка в IV-V веках, М., 1961; Frend W. H. C., The Donatist church; a movement of protest in Roman North Africa, Oxf., 1952; Brisson J.-P., Autonomisme et christianisme dans l'Afrique romaine, P., 1958.

    Г. Г. Дилигенский. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: