Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Паоло Uccello, 1397—1475) собственно Паоло ди Доно — итальянский (флорентийский) живописец, сначала золотых дел мастер и ученик Лоренцо Гиберти, помогавший ему при исполнении знаменитых дверей флорентийского баптистерия, изучавший потом перспективу под руководством Дж. Манетти и, занявшись живописью, старавшийся щеголять перспективными сокращениями во всех произведениях своей кисти. К первой поре его деятельности относятся четыре картины, изображающие сражения (наход. в галерее Уффици, у г. Ломбарди, во Флоренции, в Лондонской национальной галерее и в Луврском музее в Париже); они были написаны для садов Бартолини в Гвальфонде, близ Флоренции, и отличаются смелостью передачи движений, удачно выполненными ракурсами и тщательною выпискою деталей, в особенности животных, лошадей и птиц (отсюда — прозвище художника; uccello = птица), но слабы по рисунку. В 1436 г. У. написал во Флорентийском соборе колоссальный портрет английского кондотьера Дж. Гоуквуда верхом на коне, замечательный благородством постановки фигуры и правильностью ракурса. Фрески, которыми У. украсил в 1446—48 гг. клуатр церкви Санта-Мариа-Новелла во Флоренции, сильно пострадали от времени; они написаны в два тона, в подражание барельефам, и представляют эпизоды из истории Адама и Евы и сцены всемирного потопа; кроме основательного знания перспективы, в них художник выказал необыкновенное по его времени понимание пропорций и движения фигур. Впоследствии У. работал в Падуе (фрески в Каза-де-Витали) и в Урбино, где им написаны в 1468 г., в коллегии Сколопи, сцены из легенды о похищенном монстранце. В Луврском музее — любопытный портрет работы У., изображающий его самого вместе с Джотто, Донателло, Брунеллески и Дж. Манетти.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Uccello)

    (собственно ди Доно, di Dono) Паоло (1397, Флоренция, – 10.12.1475, там же), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы (См. Флорентийская школа) кватроченто. Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти (в мастерской которого обучался в 1407–14). Помимо Флоренции, работал в Венеции (1425–30), Падуе (около 1447) и Урбино (1465–68). Приверженность к готическим формам причудливо сочеталась в творчестве У. со страстным увлечением проблемами нового, реалистического искусства. Стремясь к органическому соединению художественных образов с научными данными, У. изучал растения, зверей, птиц, строил пространство по законам математической перспективы. Среди произведений У. – героические портреты современников [кондотьера Дж. Акуто (фреска в соборе во Флоренции, 1436)], 3 динамичные, звучные по цвету картины с эпизодами битвы при Сан-Романо, находящиеся у истоков батального жанра в европ. искусстве нового времени (середина 1450-х гг., Национальная галерея, Лондон, и др. собрания), сказочно-поэтическая «Охота» (конец 1460-х гг., Музей Ашмола, Оксфорд).

    Лит.: Sindona Е., Paolo Uccello, Mil., [1957].

    Уччелло П. «Ангел». Фрагменты. Росписи собора в Прато. Приписывается Уччелло.

    Уччелло. «Рождение Марии». Фрагменты. Росписи собора в Прато. Приписывается Уччелло.

    Уччелло. «Диспут св. Стефана». Росписи собора в Прато. Приписывается Уччелло.

    Уччелло. «Поклонение волхвов». Церковь Сан-Бартоломео ин Куарата. Баньо-а-Риполи. Фрагменты. Приписывается Уччелло.

    Уччелло. «Контратака флорентинцев (эпизод битвы при Сан-Романо)». 1450-е гг. Лувр. Париж.

    Уччелло. «Сцены из легенды об осквернении гостии». Кон. 1460-х гг. Национальная галерея Марке. Урбино. Фрагменты.

    Уччелло. «Охота». Кон. 1460-х гг. Музей Ашмола. Оксфорд. Фрагменты.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    УЧЧЕЛЛО (Uccello) (настоящее имя ди Доно) Паоло (1397 - 1475), итальянский живописец Раннего Возрождения. Жизненность наблюдений, пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью, наивностью образов ("Битва при Сан Романо", 1450-е года).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона