Большая Советская энциклопедия

    Андровская (настоящая фамилия Шульц) Ольга Николаевна [р. 9(21).7.1898, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Сценическую деятельность начала в Театре бывшего Корш. В 1919 поступила во 2-ю студию МХТ, с 1924 в труппе МХАТ. С блестящим комедийным мастерством играла А. роль Сюзанны («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927), которую она создала под руководством К. С. Станиславского. Исполнение Д. характеризуется тонким изяществом сценического рисунка, поэтической одухотворённостью, грациозным обаянием. Среди ролей: Лиза («Горе от ума» Грибоедова), Варвара («Гроза» А. Н. Островского), Рокси («Реклама» Уоткинс), Панова («Любовь Яровая» Тренева), Леди Тизл («Школа злословия» Шеридана), Роз Григе («Осенний сад» Хелман), Полежаева («Беспокойная старость» Рахманова) и др. Снималась в кино в экранизации произведений А. П. Чехова «Медведь», «Человек в футляре», «Юбилей» и др. Государственная премия СССР (1952). Награждена 2 орденами, а также медалями.

    Лит.: Пожарская М., Ольга Николаевна Андровская, М., 1951.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АНДРОВСКАЯ Ольга Николаевна (1898-1975) - российская актриса, народная артистка СССР (1948). С 1924 во МХАТе. Преимущественно комедийная актриса, обладавшая большим обаянием, блестящей сценической техникой, лукавым юмором. Роли: Сюзанна ("Безумный день или Женитьба Фигаро" П. О. Бомарше, 1927), леди Тизл ("Школа злословия" Р. Шеридана), пани Конти ("Соло для часов с боем" О. Заградника). Государственная премия СССР (1952).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    О. Н. Андровская. 1950 г.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Андро́вская Ольга Николаевна

    настоящая фамилия Шульц (1898—1975), актриса, народная артистка СССР (1948). С 1924 во МХАТе. Преимущественно комедийная актриса, обладавшая большим обаянием, блестящей сценической техникой, лукавым юмором. Роли: Сюзанна («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше), леди Тизл («Школа злословия» Р. Шеридана), пани Конти («Соло для часов с боем» О. Заградника). Государственная премия СССР (1952).

    * * *

    АНДРОВСКАЯ Ольга Николаевна

    АНДРО́ВСКАЯ Ольга Николаевна (наст. фам. Шульц) (9 (21) июля 1898, Москва — 31 марта 1975, там же), российская актриса, народная артистка СССР (1948); жена Н. П. Баталова(см. БАТАЛОВ Николай Петрович).

    Дочь адвоката, будучи студенткой Высших юридических курсов, она участвовала в любительских спектаклях. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 в театре Корша(см. КОРША ТЕАТР) в Москве под руководством Н. М. Радина(см. РАДИН Николай Мариусович); одновременно была участницей студии им. Шаляпина. В 1919 поступила во Вторую студию МХТ; первая большая роль — Исабель («Дама-невидимка» П. Кальдерона, 1924). В спектаклях МХТ(см. МХАТ) участвовала с 1919, в 1924 со Второй студией вошла в его труппу.

    Андровская — актриса преимущественно комедийная, обладавшая исключительным обаянием, отточенной сценической техникой, изяществом, лукавым юмором. Первым большим творческим достижением Андровской была роль Сюзанны («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927). Задорная, умная и проницательная Сюзанна в исполнении Андровской была истинной подругой Фигаро. В спектаклях «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1925, 1938) и «Гроза» А. Н. Островского (1934) актриса дала новую интерпретацию образов Лизы и Варвары, соединив в своем исполнении национальную бытовую характерность с легкостью и изяществом сценического рисунка. Одной из самых популярных ролей Андровской была леди Тизл в «Школе злословия» Р. Б. Шеридана (1940, в 1952 была запечатлена в фильме-спектакле). Среди лучших ролей Андровской также Смельская («Таланты и поклонники», 1933) и Лебедкина («Поздняя любовь»Островского, 1949), миссис Чивли («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945), Вера Филипповна («Дачники» М. Горького, 1953), Роз Григс («Осенний сад» Л. Хелман, 1956).

    Последняя роль Андровской в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973, Государственная премия РСФСР, 1974) стала гимном не только мастерству, но и мужеству актрисы (на последние спектакли ее привозили из больничной палаты). В ее не поддающейся возрасту пани Конти узнавались обворожительные молодые героини Андровской; игра актрисы была пронизана печалью расставания и мудрости. Снималась в кино: «Медведь» (1938), «Человек в футляре» (1939), «Юбилей» (1944) и др. Сталинская премия (1952). Вела педагогическую работу в Оперно-драматической студии им. Станиславского и в ГИТИСе (с 1963 — профессор).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Шульц; 1898–1975) – рус. актриса, нар. арт. СССР. Преим. комедийная актриса, обладавшая большим обаянием, блестящей сценич. техникой, лукавым юмором. Роли: Сюзанна («Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1927), леди Тизл («Школа злословия»), пани Конти («Соло для часов с боем») и др. Лауреат Гос. пр. СССР.

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  10. Энциклопедия кино

    АНДРОВСКАЯ Ольга Николаевна (наст. фамилия — Шульц) (21 июля 1898, Москва — 31 марта 1975, Москва), российская актриса. Народная артистка СССР (1948).

    Дочь адвоката, будучи студенткой Высших юридических курсов, она участвовала в любительских спектаклях. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 в театре Корша,; одновременно была участницей Студии им. Шаляпина. В 1919 поступила во 2-ю студию МХТ; первая большая роль — Исабель («Дама-невидимка» П. Кальдерона, 1924). В спектаклях МХАТ участвовала с 1919, в 1924 со 2-й студией вошла в его труппу. В дальнейшем вся ее творческая жизнь была связана с Художественным театром.

    Комедийная актриса обладала исключительным обаянием, отточенной сценической техникой, изяществом, лукавым юмором. Несмотря на то что Андровская — преимущественно театральная артистка, созданные ее образы в кино только прибавили ей славы. Она снялась всего в нескольких фильмах, но во всех запомнилась своей яркой театральностью, острой характерностью.

    1938 — Медведь (см. МЕДВЕДЬ (СССР))

    1939 — Человек в футляре (см. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ)

    1944 — Юбилей (см. ЮБИЛЕЙ)

    1952 — Школа злословия (см. ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ)

    1959 — Накануне (см. НАКАНУНЕ (1959))

  11. Источник: Энциклопедия кино



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: