Большая Советская энциклопедия

    (псевдоним; настоящая фамилия — Лифшиц)

    Александр Моисеевич (р. 10.2.1919, Минск), русский советский драматург. В 1949 окончил сценарный факультет ВГИКа. Опубликовал сборник «Рассказы» (1954). Автор пьес «Фабричная девчонка» (пост. 1956), «Пять вечеров» (1959), «В гостях и дома» (1960), «Старшая сестра» (1961; одноимённый фильм 1967), «Назначение» (1963); киносценариев «Звонят, откройте дверь» (1965), «Похождения зубного врача» (1966), «Загадочный индус» (под названием «Фокусник», 1968) и др. Рисуя людей «незаметных» профессий, В. выступает против рутины, догматизма, обывательской психологии — за право человека на утверждение своего назначения в жизни. Некоторые пьесы В. подверглись критике в печати за элементы дегероизации действительности. В 1971 во МХАТе поставлена новая пьеса В. — «Дульсинея Тобосская». Награждён медалями.

    Соч.: Фабричная девчонка, Л. — М., 1957; Для театра и кино, М., 1967.

    Лит.: [Дискуссия о «Фабричной девчонке»], «Театр», 1957, №4, 5, 6, 7; Сурков Е., Женька Шульженко, ее друзья и недруги, «Знамя», 1958, № 3.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ВОЛОДИН (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (родился в 1919), русский драматург. Сюжеты из повседневной жизни в пьесах "Фабричная девчонка" (постановка 1956), "Пять вечеров" (1959), "Старшая сестра" (1961), "Ящерица" (1982), "Блондинка" (1984) и др., в которых сопрягаются драматические и лирокомические моменты, обнажают социальные, нравственные, психологические конфликты современного общества. Сценарии фильмов: "Звонят, откройте дверь!" (1965), "Осенний марафон" (1979) и др., некоторые пьесы также экранизированы.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Воло́дин

    (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (1919, Минск – 2001, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург, прозаик.

    А. М. Володин

    А. М. Володин

    Учился в Московском авиационном ин-те. В 1939 г. поступил в Государственный ин-т кинематографии, который окончил после войны в 1949 г. С 1939 г. – в армии, участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен. Находясь на излечении, написал первое стихотворение. Первая книга – сборник «Рассказы» (1954) – стала «подступом» к драматургическим опытам. В 1967 г. был издан первый сборник пьес и киносценариев «Для театра и кино», куда вошли и автобиографические «Оптимистические записки», которые выглядели как комментарии к драматургии. Володин – автор пьес «Фабричная девчонка» (1956), «Пять вечеров» (1959), «Старшая сестра» (1961), «Назначение» (1963). Пьеса «Фабричная девчонка» принесла автору громкую и неоднозначную известность, её ругали «за очернительство, критиканство и искажение действительности». Уже в первой пьесе Володина проступают контуры его стиля – условность, пародия, которые станут более очевидны в «Назначении» – сатирической комедии о советской бюрократии. Пьесы Володина ругали и за «пессимизм», и за «мелкотемье». Долго не допускались на сцену произведения притчевого характера «Две стрелы» (1967), «Кастручча» (1968), «Ящерица» (1969), «Дульсинея Тобосская» (1969), «Мать Иисуса» (1970). Пьесы драматурга вскоре после написания стали очень популярны, их ставили прославленные режиссёры – О. Н. Ефремов, Г. А. Товстоногов, Б. А. Львов-Анохин, А. В. Эфрос.

    Володин – автор киносценариев популярных фильмов: «Звонят, откройте дверь» (1965), «Похождения зубного врача» (1965), «Дочки-матери» (1975), «Пять вечеров» (1979), «Осенний марафон» (1979).

  5. Источник: Литературная энциклопедия