Словарь Брокгауза и Ефрона

    урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам С. принадлежат койбалы, карагассы, сагайцы, моторы и др., а также сойоты, или урянхайцы. Собственно С. имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей — остяков. Они меньше ростом (1,51—1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи — смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз — большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77—78, тогда как у С. он около 82). Лицо у С. не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы. Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен. По языку С. разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские С. и собственно юраки; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к С, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей, диких оленей, тюленей и т. д., а к зиме возвращаются на Ю в лесную полосу. Живут С. в чумах — конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку. Зимою охотятся на соболей, куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число С., вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. С. прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых С. служат по найму пастухами. Большинство С. считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили еще почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.

    Д. А.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (в русских источниках также Самоядь, самоедины)

    старое название народов, говорящих на самодийских языках (См. Самодийские языки), — ненцев (См. Ненцы) (самоеды, самоеды-юраки), энцев (См. Энцы) (енисейские самоеды), нганасан (См. Нганасаны) (самоеды-тавгийцы), селькупов (См. Селькупы) (остяко-самоеды). О происхождении названия «С. « единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (См. Саамы) (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы. В советской исторической и этнографической литературе ныне вместо название «С.» употребляется название самодийцы (см. Самодийские народы).

    Лит.: Народы Сибири, М. — Л., 1956.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    САМОЕ́ДЫ, -ов, ед. -ед, -а, муж. Прежнее название ненцев и нек-рых других северных народов.

    | жен. самоедка, -и.

    | прил. самоедский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ов, мн. (ед. самое́д, , м.; самое́дка, , мн. самое́дки, -док, -дкам, ж.).

    Старое русское название саамских племен северной Руси, позднее перенесенное на ненцев, энцев, нганасан и селькупов, называемых в настоящее время самодийскими народами.

    [От саамск. самэ-емне — земля саамов]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    САМОЕ́ДЫ, самоедов, ед. самоед, самоеда, муж.

    1. Прежнее, ныне не применяющееся название ненцев.

    2. Название группы северных народностей, в которую входят ненцы, тавгийцы и др. (линг.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн. устар.

    1.

    Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы.

    2.

    Представители этих народностей.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    САМОЕДЫ (летописное - самоядь) (от самэемне - на саамском языке - земля саамов),1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.2) Устаревшее название самодийских народов.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    (старое название некоторых северных народов) samoyedos m pl

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    САМОЕ́ДЫ -ов; мн. [от саамск. самэ-емне - земля саами] Старое русское название самодийцев (чаще всего ненцев).

    Самое́д, -а; м. Самое́дка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Самое́дский, -ая, -ое.

    * * *

    самое́ды

    (летописное — самоядь) (от самэемне, на саамском языке — земля саами), 1) старое русское название саами и других народов Севера России и Сибири.2) Устаревшее название самодийских народов.

    * * *

    САМОЕДЫ

    САМОЕ́ДЫ (летописное — самоядь) (от самэемне, на саамском языке — земля саамов),

    1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.

    2) Устаревшее название самодийских народов.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    старое русское название ряда народностей Сибири. См. Самодийские народы.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Большой Энциклопедический словарь

    САМОЕДЫ
    САМОЕДЫ (летописное - самоядь) (от самэемне - на саамском языке - земля саамов),1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.2) Устаревшее название самодийских народов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  21. Источник: