Словарь Брокгауза и Ефрона

    один из величайших лирических поэтов Греции, уроженец Митилены на Лесбосе, был современником Сафо и жил за 600 лет до Р. Х. Происходя из знатного рода, он принимал деятельное участие в борьбе, которую его родина вела с внутренними и внешними врагами. Сам он защищал олигархические интересы против демоса, но принужден был со своими сторонниками удалиться из отечества, когда власть перешла в руки Питтака. Он стал во главе других изгнанников и пытался силою возвратиться в отечество, но был побежден Питтаком, который, однако, простил его. В своих одах, разделяемых на политические, застольные и любовные и сложенных на эолийском наречии, он воспевает одушевление к битвам, награду храбрости, ненависть к тирании, прелести свободы и горе изгнания. В других воспеваются радости любви и вино. А. был не творцом, а только завершителем эолийской лирики. Он продолжал разработку стиха в духе архилохских ритмов и из наследованного сокровища их усвоил себе преимущественно логаодические, составляющие так называемую алкейскую строфу, которую Гораций, его счастливый подражатель, перенес в римский язык и римскую поэзию. Схема этой строфы следующая:

    Напр. Odi profanum vulgus et arceo

    favete linguis: carmina non prius

    audita Musarum sacerdos

    virginibus puerisque canto.

    (Гораций).

    Из немецких писателей ей подражал ранее других Клопшток в своих одах, напр. "An Fanny", "Der Erlöser". Из 10 книг од Алкея сохранились только отрывки, которые были собраны Маттэ (Лейпц., 1827) и Бергком, "Poetae lyrici Graeci" (4 изд., Лейпц., 1878). Ср. Кока, "Alkäos und Sappho" (Берл., 1862).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Alkáios)

    (конец 7 — 1-я половина 6 вв. до н. э.), древнегреческий поэт. Родился на острове Лесбос. Аристократ по происхождению. Участник гражданской войны между знатью и демосом. В творчестве А. есть и яростные призывы к борьбе, и горькие размышления в дни поражений. Писал гимны богам, застольные песни. Уцелевшие стихи А. сохранились либо в передаче поздних античных писателей, либо на египетских папирусах 2—3 вв. н. э.

    Соч.: [Фрагменты], в кн.: Poetarum lesbiorum fragmenta, ed. by Е. Lobel et D. Page, Oxf., 1955; в рус. пер. — в кн.: Алкей и Сафо. Собр. песен и лирических отрывков в переводах размерами подлинников Вяч. Иванова, М., 1914; Поэты-лирики древней Эллады и Рима в пер. Я. Голосовкера, М., 1955.

    Лит.: Ярхо В., Полонская К., Античная лирика, М., 1967; Page D., Sappho and Alcaeus, Oxf., 1955.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    АЛКЕЙ (кон. 7 - 1-я пол. 6 вв. до н. э.) - древнегреческий поэт-лирик. В его стихах преобладают мотивы гражданской войны (воспринимаемой с позиции аристократа), а также застольного веселья. Оказал влияние на Горация.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Алке́й

    (alkaios) (кон. 7–1-я пол. 6 в. до н. э., Митилена, остров Лесбос), древнегреческий поэт. Активно участвовал в политической борьбе, провёл несколько лет в изгнании. Возможно, был лично знаком со своей соотечественницей – поэтессой Сапфо: на греческой вазе 5 в. до н. э. они изображены рядом. В одном из сохранившихся отрывков содержится обращение Алкея к Сапфо. Есть также стихотворение Сапфо, которое можно истолковать как ответ на это обращение.

    Вместе с Сапфо Алкей – представитель эолийской (написанной на эолийском диалекте древнегреческого языка) сольной лирики (древнегреческая лирика делилась на сольную и хоровую). В творчестве Алкея представлены практически все виды сольной лирики (песни военные, политические, застольные, любовные, гимны богам) и разные строфические формы, среди которых чаще всего встречается строфа, названная его именем.

    Алкеева строфа:

    u – u – u – uu – uu

    u – u – u – uu – uu

    u – u – u – u – u

    – uu – uu – u – u

    Пример силлаботонической имитации алкеевой строфы («Буря», перевод Вяч. Иванова):

    Пойми, кто может, буйную дурь ветров.

    Валы катятся – этот отсюда, тот

    Оттуда… В их мятежной свалке

    Носимся мы с кораблём смолёным…

    Аллегория корабля-государства, как и многие другие мотивы поэзии Алкея и сама алкеева строфа, стали классикой мировой литературы. Подражания Алкею можно найти не только в античной литературе (Феокрит, Гораций и др.), но и у многих поэтов Нового времени («Арион» А. С. Пушкина).

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедия Кольера

    (р. ок. 620 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Митилене на острове Лесбос в аристократической семье. Алкей принимал активное участие в бурных политических событиях в Митилене. Двое его братьев вместе со своим другом Питтаком убили тирана Меланхра, а устроенный ими заговор с целью убийства другого тирана, Мирсила, завершился их изгнанием. Вторая попытка свергнуть Мирсила принесла успех. В конце 7 в. до н.э. между Афинами и Лесбосом шла война за город Сигей возле Геллеспонта (ныне Дарданеллы). В одном сражении с афинянами Алкей потерял щит, что в древности считалось позором. Однако в написанном по этому поводу стихотворении (впоследствии по его мотивам напишут свои стихотворения Анакреонт и Гораций) Алкей не обнаруживает и тени стыда. Дальнейшие столкновения привели ко второму изгнанию аристократов, в том числе Алкея, и избранию Питтака тираном. Во время своего правления (589-579 до н.э.) Питтак объявил амнистию, которой, вероятно, воспользовался и Алкей. Эти политические превратности и чувства, которые испытывал в связи с ними Алкей, - отчаяние, воодушевление, бодрость, недовольство товарищами - представляют собой наиболее характерный момент его поэзии, сохранившейся лишь во фрагментах. В глазах Горация Алкей - полный воодушевления гражданин, который воспевал "беды изгнания и войны... и битвы, и изгнание тиранов". Найденные в последнее время папирусные фрагменты подтверждают образ стойкого приверженца своей партии, для творчества которого подчас характерны желчность и злобные нападки, направленные прежде всего против умеренного Питтака. Однако необъективность не сказывается на силе и красоте стихотворений Алкея. Написанные на диалекте, близком к языку родного Лесбоса, произведения Алкея являются лирической исповедью воина-поэта. До нас дошли также отрывки из написанных им гимнов, застольных песен и любовных стихотворений. Стихотворные размеры, введенные поэтом, возможно на основе народных песен, использовались после него многими античными поэтами, в частности Сафо и Горацием. Произведения Алкея служили источником вдохновения для политических стихотворений Горация и его лучших застольных песен.

    ЛИТЕРАТУРА

    Античная лирика. М., 1968

  9. Источник: Энциклопедия Кольера



  10. Энциклопедический словарь

    Алке́й

    (конец VII — 1-я половина VI вв. до н. э.), древнегреческий поэт-лирик. В его стихах преобладают мотивы гражданской войны (воспринимаемой с позиции аристократа), а также застольного веселья. Оказал влияние на Горация.

    * * *

    АЛКЕЙ

    АЛКЕ́Й (лат. Alcaeus, греч. Алке́ос), (ок. 626—622 — после 580 до н.э.), древнегреческий поэт из города Митилена на острове Лесбос. Выходец из аристократического рода Алкей участвовал в политической борьбе на стороне аристократов. После победы демократов был изгнан, жил в Египте. Позднее тиран Питтак разрешил Алкею вернуться на родину.

    Алкей, наряду с Сапфо(см. САПФО), основной представитель лирической поэзии на эолийском диалекте. Его стихотворения предназначались для исполнения в кругу членов гетерии (мужского содружества, объединенного сходными жизненными взглядами). Поэтому социальные и политические события нашли широкое отражение в его произведениях. Он сравнивал свою гетерию с кораблем в неспокойном море. Алкей воспевал социальные и этические взгляды аристократии, ее предназначение властвовать, аристократическую гордость. В поэтическом наследии Алкея много места занимают военные песни (стаотика), застольные песни (сколия), любовная лирика (в том числе на мифологические сюжеты), гимны в честь богов, стихи о тяготах изгнания. Поэтический язык Алкея характеризуется конкретностью образов, выделяется так называемый «нанизывающий стиль», состоящий в накоплении коротких двусоставных предложений без всякой орнаментации.

    Произведения Алкея сохранились частично, к его поэтическому наследию относят около 500 стихотворений. В древности поззия Алкея пользовалась большой известностью. В античной лирике известна так называемая «алкеева строфа». Подражание Алкею прослеживается в творчестве Анакреонта, Феокрита, Горация.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Alcaeus,

    Άλκαι̃ος,

    1. см. Perseus, 1; Персей;

    2. см. Hercules, 5;

    3. знаменитый греческий лирик из Митилены на Лесбосе, современник Сапфо, жил ок. 612 г. Принадлежал к знатному роду и к аристократической партии, сражался против афинян в войну за Сигей и принимал самое живое и страстное участие в борьбе своей партии с тиранами: Меланхром, Мирсилом и др., равно как и с Эсимнетом (см. αΐσυμνήτης, Айсимнет), мудрым другом народа Питтаком; но наконец партия А. была побеждена и он должен был на долгое время покинуть отечество. Попытавшись силой вернуться на родину, он попал в руки Питтака, который, однако, великодушно пощадил его. Стихотворения А., которые александрийцами были разделены на 10 книг (до нас дошли только скудные отрывки), были написаны на эолийском диалекте с примесью эпических форм и отличались своеобразными особенностями эолийского поэтического творчества; в них открыто и смело высказывалась личность поэта, его пламенные, легко и сильно возбуждающиеся чувства. Необычайной страстностью гневного воодушевления, но вместе с тем силой и мужеством проникнуты были его политические стихотворения (στασιωτικά), написанные по поводу междоусобиц, в которых участвовал А. как член аристократической партии. Некоторые Горациевы песни (1, 14 и 37) — подражания этим стихотворениям лесбийского поэта. Кроме того, А. писал гимны в честь богов и дышавшие сильной чувственностью застольные и любовные песни (συμποτικά и ερωτικά). Отголоски симпотических произведений Алкея часто слышатся у Горация, напр. Od. 19; о любовных песнях см. Horat. Od. 1, 32, 5 слл. Произведения А. отличались сильным, стремительным, полным достоинства языком, пластичностью образов, художественным совершенством стихотворной формы. А. приписывается изобретение так называемой алкеевой строфы. Отрывки произведений А. дает Bergk, poetae lyrici gr;

    4. А. из Митилены, младший современник и соперник Аристофана, автор 10 не дошедших до нас комедий, сюжеты которых большей частью были заимствованы из мифологии; из них замечательна по заглавию своему комедия Κωμωδοτραγωδία;

    5. А. из Мессении, когда жил — неизвестно. Под его именем в греческой антологии сохранились 22 эпиграммы.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Античные писатели

    Алкей, Alkaios, из Митилены на Лесбосе, VII/VI вв. до н. э., греческий лирический поэт. Современник Сапфо, наиболее выдающийся рядом с ней эолийский поэт (то есть писавший на эолийском диалекте) с острова Лесбос. Происходил из аристократического рода. Жил во времена политической и общественной борьбы, которую аристократия острова вела за сохранение своих наследственных привилегий. А. и два его брата принимали деятельное участие в этой борьбе. Предположительно, А. был еще слишком молод, чтобы участвовать в свержении тирана Меланхра. После его смерти власть в Митилене захватил Мирсил. После неудачного покушения на этого очередного тирана А. вместе с другими заговорщиками вынужден был искать убежища во владениях Пирра, лежавших на другом конце Лесбоса. К заговору принадлежал также Питтак (см. Семь мудрецов), который, однако, впоследствии управлял Митиленой совместно с Мирсилом, а когда тот погиб (триумфальная песнь А., которой подражает Гораций в оде на смерть Клеопатры), Питтак был избран народом в качестве «посредника» (то есть регента с особыми полномочиями, задачей которого было смягчение напряжения и урегулирование внутренних конфликтов) и правил в 590-580 гг. А. считал его изменником и называл в своих песнях тираном. А. был изгнан по меньшей мере еще один раз. В это время он посетил Египет, Фракию, Беотию. Через некоторое время он вернулся на родину, где - согласно древней легенде - примирился с Питтаком. А. писал гимны, стасии (военные песни), застольные и любовные песни. Из его богатого наследия, которое ученые александрийцы собрали и издали в 10 книгах, сохранились лишь фрагменты. С начала XX в. их становится все больше, благодаря открытиям все новых папирусов. Значительную часть произведений А. составляли гимны в честь богов: Афины, Аполлона, Гермеса, Ареса, Эроса и др., а также в честь полубогов и героев: Диоскуров, Ахилла, Аякса. Прозаическое изложение Химерием гимна Аполлону позволяет нам предположить, что поэт менее заботился о выражении религиозных чувств, чем о красочности мифологического повествования, а кульминацией произведения было явление бога на празднестве летнего солнцестояния в Дельфах, когда сама природа приветствовала его появление. Другой гимн был сложен одновременно в честь трех богов: Геры, Зевса и Диониса. Эти песни содержали краткое перечисление атрибутов богов, их славных деяний и событий их жизни, а также просьбы о благосклонности, чаще же всего - о помощи в борьбе с врагом или о возвращении на родину. Еще теснее связаны с политической деятельностью А. стасии, составляющие основную часть наследия поэта. Это были песни, предназначенные для исполнения в кругу товарищей по борьбе, чаще всего во время пира, в прямой и непосредственной форме выражающие чувства и взгляды общественной группы, вовлеченной в бесконечную и беспощадную борьбу за власть. В них А. насмехался над тиранами, особенно над «изменником» Питтаком, выражал боль и отчаяние, вызванные тем, что власть захватили самозванцы, призывал бороться с ними. В одной из песен он представляет невероятно живую и пластичную зарисовку своего дома, внутренность которого напоминает арсенал, так много там блестящего оружия и боевых доспехов. Это описание А. заканчивает призывом к вооруженному восстанию. Наиболее знаменита песня, от которой сохранилось только начало, где описывается корабль, носимый бурей по морю, заливаемый волнами и близкий к крушению. Этот образ, позднее истолкованный как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами, имел для А. несколько иное значение. Он имел в виду не столько государство в позднейшем смысле этого слова, сколько судьбы своей общественной группы и опасности, грозящие ей в борьбе за власть. Аллегории мы находим также и в других его фрагментах. Вслед за Архилохом А. тоже рассказывает в одной из песен, как убегая с поля боя он потерял щит, чтобы спасти жизнь. Другую песню он написал по случаю возвращения брата из вавилонского изгнания; в ней А. прославлял военные подвиги, особенно победу над воином-исполином. Близко к военным песням стоят застольные. Для этого жанра характерно сохранившееся начало песни, где поводом к пирушке является радость при вести об убийстве тирана. Застольные произведения А. отличают те же несдержанные интонации. Он не признает неторопливого, умеренного пития вина, ему близка только буйная пирушка. Любой повод хорош, чтобы начать пить: зимнее ненастье, летний зной, описание которого он взял у Гесиода, приближающийся конец дня, важное событие, радость и печаль, от которой вино - лучшее лекарство. Менее всего сохранилось фрагментов из эротических произведений; эта часть наследия А. лучше известна по произведениям Феокрита. Среди немногочисленных фрагментов обращает на себя внимание отрывок серенады у дверей возлюбленной, а также жалоба девушки, пораженной любовью. Возможно, к любовным песням принадлежало повествование о власти любви над Еленой, которой это чувство велело бросить мужа, бежать с Парисом и стать причиной кровавой войны. А. писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки: «По когтям узнают льва», «Истина в вине»; народное происхождение имеют также употребляемые им стихотворные размеры., среди которых алкеева строфа, названная так, поскольку поэт часто ее применял. А. пользовался большим уважением в древности, и вокруг его личности быстро плодились легенды. Наиболее известная из них повествует о любви А. к Сапфо, которой он тоже посвящал стихи. Им интересовались аттические трагики и комедиографы V в. до н. э., а также авторы схолийй. В александрийскую эпоху А. был включен в число 9 лириков. Его песни были собраны, обработаны и изданы. Его брали за образец выдающиеся поэты этого периода: Асклепиад и Феокрит. В Риме им восхищался Цицерон, а Гораций перенял и алкееву строфу и многие мотивы и замыслы А. В I в. н. э. Дионисий из Галикарнасса славил А. за возвышенность, краткость, красоту и поэтическую силу. Однако наивысшего развития достигла аллегория корабля-государства, которая через Феогнида, Горация и многих других поэтов стала всеобщим достоянием. Из-за использования эолийского диалекта произведения А. не вошли в круг школьного чтения и поэтому быстро погибли. Папирусные находки, однако, свидетельствуют о том, что А. долго еще читали на окраинах греческого мира.

  15. Источник: Античные писатели



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: