Большая Советская энциклопедия

    Герод (Herondas, Herodas) (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий писатель 3 в. до н. э. Творчество сго стало известно только в 1891. Главное произведение — «Мимиамбы», небольшие бытовые сцепки («мимы»), написанные особым видом шестистопного ямба (холиямб); один из ранних памятников литературы эллинизма. Достоинства «Мимиамбов»— точность и правдивость бытовых зарисовок, живость диалога. Серьёзных общественных и моральных вопросов Г. не поднимает.

    Соч.: Herondae Mimiambi, ed. О. Crusius, 5 aucta, Lipsiae, 1914; Die Mimiamben des Herondas, hrsg. von R. Herzog, 2 Aufl., Lpz., 1926; Herondas Mimiambi, a cura di G. Puccioni, Firenze, 1951; в рус. пер. — Мимиамбы, пер., введение и примеч. Г. Ф. Церетели, Тифлис, 1929; Мимиамбы. пер., ред. и предисл. Б. В. Горнунга, М., 1938 (с греч. текстом).

    Лит.: Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Сексологическая энциклопедия

    (Герод), греч. поэт сер. II в. до н.э.; автор мимиямбов на острые бытовые темы ("Сводня", "Содержатель борделя", "Женщины, жертвующие Асклепию", "Ревнивица" и др.).

  3. Источник: Сексологическая энциклопедия



  4. Энциклопедия Кольера

    или Герод (ок. 300-250 до н.э.), греческий автор мимов, вероятно, с острова Кос. Папирус, найденный в Египте в гробнице 1 в. н.э. и впервые опубликованный в 1891, представил миру ок. 700 строк написанных холиямбом мимов (сценок, разыгрывавшихся одним актером). Восемь мимов дошли почти полностью. В мимах изображается повседневная жизнь низших слоев населения. 1-й мим передает разговор между двумя женщинами, одна из которых выступает в роли сводни, уговаривая другую обзавестись в отсутствие мужа любовником. 2-й мим пародирует судебные речи: содержатель публичного дома подает иск против молодого повесы, который ворвался в его заведение и пытался похитить одну из девиц. 4-й мим изображает двух подруг, явившихся в храм Асклепия для жертвоприношения, они обсуждают знаменитые произведения искусства, которыми украшен храм. В 5-м миме ревнивая госпожа собирается выпороть своего любовника-раба за неверность.

    ЛИТЕРАТУРА

    Герод. Мимиамбы. М., 1938 Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы. М., 1984

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Античные писатели

    Геронд или Герод, Herond (Herod), III в. до н. э., греческий поэт. Автор литературных мимов, называемых мимиямбами, написанных хромым ямбом. Восемь его мимов и несколько фрагментов были открыты в 1890 г. в результате находки папирусного свитка. Это короткие, не превышающие 100 стихов диалоги или даже монологи из жизни жителей городов (Александрии или Коса), часто непристойного содержания. Они объединены в пары, связанные общим содержанием или настроением. Действие мимов I, II и III (а возможно и IV) происходит на Косе. В миме I Сводня (Prokyklis e Mastropos) старая нянька-сводня Гиллис навещает молодую женщину Метриху, муж которой надолго уехал из дому. Гиллис уговаривает Метриху, чтобы та воспользовалась любовью богатого юноши. Молодая жена с отвращением отвергает предложение, но старуха уговаривает ее, потчуя прекрасным вином собственного изготовления. Мим II Сводник (Pornoboskos) — это монолог владельца публичного дома, оглашающего перед судом обвинительную речь. Обвиняемый, финикийский купец, вломился в дом сводника и похитил одну из девушек. Оба этих мима являются живой иллюстрацией кипучей жизни порта Кос и царящих там общественных отношений (в миме II показано положение чужеземца среди коренных жителей). В миме III Учитель (Didaskalos) мать непослушного мальчика просит учителя о назначении ему наказания, поскольку она сама не может справиться с сыном. Большую часть произведения составляет монолог матери, перечисляющей провинности парня. Наказание, назначенное учителем, ее не удовлетворяет. Произведение это часто цитируется в качестве обзора воспитательных методов древних, хотя это только случай, как и всегда у Г., и краски здесь сгущены. В миме IV Женщины в храме Асклепия (Asklepio anatitheisai kai thysiazusai) две женщины в знаменитом храме Асклепия на Косе, куда они пришли принести жертвы, любуются увиденными там росписями и резьбой. Этот мим содержит интересное (характерное для александрийской поэзии) описание произведений искусства, среди которых утраченная картина великого художника Апелла. Мимы V-VII разыгрываются, вероятно, в Александрии. Мим V Завистница и VI Подруги представляют собой очень едкие примеры безнравственного поведения женщин. В V жестокая госпожа приказывает наказать своего раба за измену, что, однако не исполняется благодаря вмешательству молоденькой невольницы; VI — разговор подруг, который, если абстрагироваться от его двусмысленного содержания, представляет собой прекрасное, актуальное по сей день пародийное описание бабьих сплетен. Мим VII Сапожник (Skyteus) — сценка визита двух дам к сапожнику. Сапожник, как и пристало купцу, хвалит товар и жалуется на трудности с закупкой материала и с работниками, дамы критикуют товар, в конце концов все приходят к частичному соглашению. Мим VIII Сон (Enypion), текст которого сильно испорчен, отличается по своему характеру от других мимов. Это автобиографический аллегорический монолог крестьянина-поэта, который рассказывает свой сон и объясняет его значение. Сон описывает посвящение Г. в поэты, его предшественников, общественное отношение к его поэзии. Главным образцом для Г. был Гиппонакс. У него Г. перенял формальные признаки — ионийский диалект мимиямбов, словарь и, возможно, способ раскрытия темы — натурализм и даже вульгарность. В отношении содержания у него были и другие образцы, прежде всего он использовал произведения мимографов классической эпохи (в основном, Софрона), образцы различных комедийных направлений и творчество современных ему александрийских поэтов. У Г. много общего с Феокритом, который творил несколько раньше него. Мимиямбы Г. не были предназначены для постановки на сцене, но они представляют собой литературную обработку анонимных сценических мимов, один из которых под названием Неверная жена сохранился на папирусе II в. н. э.; он обнаруживает отчетливое сходство с V мимом Герода.

  7. Источник: Античные писатели