Словарь Брокгауза и Ефрона

    Франсуа-Жозеф (Talma, 1763—1826) — знаменитый франц. актер. Получил прекрасное образование. Отец его, зубной врач, хотел передать сыну свою профессию, которою Т. одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Française в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции, актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости, но не могли победить силу привычки. Т. настаивал на том, чтобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были строго скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он однажды появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?" Т. упорно продолжал отстаивать свой взгляд, между прочим в статье "Reflexions sur Lekain et sur l'art théâtral". Ту же правдивость Т. старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшивую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье "Карл IX, или школа королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Т. взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столько страданий от упреков совести, что его талант в первый раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы. Привыкшие к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX" ее сняли с репертуара. Это вызвало сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Т. и актером Ноде. Пьесу возобновили, но борьба продолжалась: Т. и многие другие актеры покинули театр и основали свой в здании Пале-Рояля, в улице Ришелье. Таким образом французский театр распался: прежний, под названием Театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "Комитета общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр в улице Ришелье принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом Театра Республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней продолжает там свое существование. Во время реакции Т. должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После Реставрации Т. оставался тем же художником. Выслушивая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что сказалось и в интимной его жизни. Т. был два раза женат, сперва на умной и богатой аристократке Жюли Каро, увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени. Впоследствии Т. с ней развелся и женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшимися там монархами говорить революционные стихи из драмы "Смерть Цезаря". Умирая, Т. не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только потому, что отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу. Т. обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшими его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод, Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).

    В. Крылов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Talma)

    Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж, — 19.10.1826, там же), французский актёр. Окончив в Париже Королевскую школу декламации и пения, в 1787 дебютировал в театре «Комеди Франсез». С 1806 профессор драматического класса Парижской консерватории. Идейно-художественные взгляды Т. сформировались под воздействием французских и английских просветителей. С первых дней Великой французской революции Т. стремился сделать театр проводником революционных идей. В 1791 возглавил труппу революционно настроенных актёров, покинувших «Комеди Франсез» и основавших «Театр Республики». Образы Генриха VIII, Лассаля («Генрих VIII», «Жан Калас, или Урок судьям» Шенье), Муция Сцеволы («Муций Сцевола» Лансиваля) и др. в трактовке Т. олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, против фанатизма и тирании. Актёр классицистской трагедии, Т. вносил в исполнение взволнованность, эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщенность Классицизма. После поражения якобинской диктатуры вернулся в 1799 в «Комеди Франсез». Главное место в его творчестве заняли герои трагедий У. Шекспира (в переделке Ж. Ф. Дюси): Макбет, Отелло, Гамлет («Макбет», «Отелло», «Гамлет»). Добиваясь исторической и этнографической конкретизации образа, Т. осуществил реформаторские начинания в области сценического костюма и грима (ввёл античный, средневековый, восточный и ренессансный костюмы).

    Соч. в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, М.—Л., 1931.

    Лит.: Панов В., Франсуа-Жозеф Тальма (1763—1826), М.— Л., 1939; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

    Ф. Ж. Тальма.

    Ф. Ж. Тальма в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. та́льма;
    2. та́льмы;
    3. та́льмы;
    4. та́льм;
    5. та́льме;
    6. та́льмам;
    7. та́льму;
    8. та́льмы;
    9. та́льмой;
    10. та́льмою;
    11. та́льмами;
    12. та́льме;
    13. та́льмах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , ж. устар.

    Женская длинная накидка без рукавов.

    Подошла пожилая женщина в длинной, поношенной тальме и в платочке. Вересаев, Два конца.

    [По имени французского трагика Ф. Тальма]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТА́ЛЬМА, тальмы, жен. Женская длинная накидка без рукавов. (По имени франц. артиста F. Talma (1763-1826 гг.).)

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Старинный короткий мужской плащ, закрывающий лишь плечи и грудь.

    II

    ж.

    Старинная длинная женская накидка без рукавов.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ТАЛЬМА - во Франции в 19 в. короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь (по имени французского актера Ф. Ж. Тальма); в России женская длинная накидка без рукавов.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ТАЛЬМА (Talma) Франсуа Жозеф (1763 - 1826), французский актер. Во время Французской революции участвовал в создании и работе "Театра Республики" (1791 - 99). Выступал в трагедиях У. Шекспира; создавал образы мятущихся, раздираемых внутренними противоречиями людей, гибнущих в мире зла и корысти. Реформатор костюма и грима.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    тальма́ "верхняя женская одежда", напр. тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 517), более распространено та́льма. От имени франц. артиста Ф. Ж. Тальма (1763–1826 гг.). Это имя происходит от местн. н. Таlmаs (департ. Сомма); см. Ушаков 4, 649; Кипарский, ВЯ, 1956, No 5, стр. 137.

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    уст. talma (плащ без рукавов)

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    ТА́ЛЬМА -ы; ж. Старинная женская длинная накидка без рукавов. Поношенная т. По имени французского актёра-трагика Ф.Тальма.

    Та́льмочка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. Пёстрая т.

    * * *

    та́льма

    во Франции в XIX в. короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь (по имени французского актёра Ф. Ж. Тальма); в России женская длинная накидка без рукавов.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Большой Энциклопедический словарь

    ТАЛЬМА
    ТАЛЬМА - во Франции в 19 в. короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь (по имени французского актера Ф. Ж. Тальма); в России женская длинная накидка без рукавов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  25. Источник: