Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Сенсуализм.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (латинский — гладкая, чистая доска для письма)

    термин Сенсуализма, означающий состояние сознания человека, ещё не располагающего вследствие отсутствия внешнего чувств, опыта каким-либо знаниями (например, новорождённый). Термин «Т. R.», появившийся ещё в античной философии (у Платона, Аристотеля, в стоицизме), встречается в различных значениях у Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. Т. Гоббс и П. Гассенди сравнивали человеческое сознание с доской, на которую опыт наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после Дж. Локка, использовавшего его в своей критике теории врождённых идей (См. Врождённые идеи)(см. «Опыт о человеческом разуме», в книге: Избр. философские произведения, т. 1, М., 1960).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    f = =

    1)чистая восковая дощечка(для письма у римлян)

    2)чистый лист (бумаги); перен. нечто чистое ( нетронутое )

  5. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  6. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    tabula rasa machen — начисто смести всё старое; покончить с чем-л.; ср.Tabula rasa

  7. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  8. Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений

    "Выскобленная доска", т. е. чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно - древние греки и римляне писали заостренной палочкой на вощеных табличках, и написанное легко стиралось; в расширенном смысле - пустое место; иногда в сочет.: сделать tabula rasa из чего-л., т. е. свести на нет, перечеркнуть, зачеркнуть что-л.

    "Английский философ-материалист Локк, вслед за Аристотелем, сравнивавшим человеческий разум с табличкой для письма ("О душе", III, 430, al), в трактате "Опыт о человеческом разуме" (1690) пользуется образом чистой доски для характеристики интеллекта ребенка до начала воспитательного воздействия на него со стороны окружающей среды. Локк занялся обстоятельной критикой теории врожденных идей и пришел к непоколебимому убеждению, что все наши понятия, представления и отвлеченные идеи составляют плод чувственного восприятия внешнего мира. Отсюда следовало для Локка то же самое заключение, к которому пришли уже древние стоики, что интеллект есть tabula rasa, на которой чувственное восприятие пишет свои знаки". Л. И. Аксельрод, Двойственная истина в современной немецкой философии.

    Если бы всякий стал вычеркивать у древних те места, которых он не понимает, - как скоро мы оказались бы перед tabula rasa.(К. Маркс, Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.)

    Понятно, что все эти свойства рассуждений г. Михайловского остаются неизменными и тогда, когда он переходит к России. Он "приветствует от всей души" столь же странные россказни некоего г. Яковлева, что Россия - tabula rasa, что она может начать с начала, избегать ошибок других стран и т. д., и т. д.(В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве.)

    В последнее время критики наши ввели похвальный обычай нападать на те произведения литературы, в которых изображаются так называемые "больные", то есть полоумные и юродивые. Действительно, ничего не может быть презреннее, нелепее "разочарованных". Это, по большей части, школьники, в юных летах вкусившие трубки, вина и женщин и воображающие, что вне этих трех капитальных фактов жизни человеческой, остальная вселенная есть не что иное, как tabula rasa.(M. E. Салтыков-Щедрин, Брусин.)

    Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать из всего прошедшего tabula rasa: нет собственности, нет семьи.(Л. Н. Толстой, Анна Каренина.)

    Если вы присмотритесь к разным сторонам французской жизни, сосредоточенной в Париже, то вы, вероятно, придете к тому выводу, что идея анархии начала уже охватывать собою не один какой-нибудь общественный слой: она проникла всюду, и в литературе, и в искусстве, в романе и в драме, в лирической поэзии, в нравах и обычаях, во вкусах и привычках - во всем чувствуется стремление сделать tabula rasa из того, что до сих пор считалось правдой, добром, правосудием, справедливостью, заслугой, властью, обязательством, собственностью, добрым именем, культурными обычаями.(П. Д. Боборыкин, Столицы мира.)

    В те годы Стриндберг говорил исключительно языком молний, мир, окружавший его тогда, был как грозовая июльская туча, - tabula rasa, на которой молния его воли вычерчивала какие угодно зигзаги.(А. А. Блок, Письмо к матери, 15.VII 1912.)

    Положительными, жизненными и жизнеутверждающими силами в Шекспире были, с одной стороны, его язычески-чувственная настроенность, простая радость о теле и о цветущей земле, и о приволье живых просторов воплощения, - с другой, его здоровое и строго-нравственное чувство. Но свобода несла в себе адогматизм, не то, чтобы прямо неверие, а разрыв связи с прежнею верой и приглашение верить или не верить во что угодно. Другими словами: отмену всех прежних ответов на мировые вопросы, открытое поле для всяческого сомнения, tabulam rasam осмысливающего мир сознания, необходимость решить по-своему все загадки и противоречия бытия. И Шекспир изнемогает перед этою непосильною задачей, уклониться от которой не может гений.(В. И. Иванов, Родное и вселенское.)

    Идя ближе и ближе к детству, мы находим почти tabula rasa, то есть белый лист, на котором жизнь напишет все содержание.(А. В. Луначарский, О наследстве классиков.)

    Ведь сами же вы, профаны, признаете, что душа ребенка не есть tabula rasa, что она представляет собою сложный продукт целого ряда разнообразных физических, нравственных и умственных влияний, преемственно передаваемых из поколения в поколение.(П. Н. Ткачев, Ташкентские рыцари.)

  9. Источник: Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений



  10. Психологическая энциклопедия

    Одно из осн. положений филос. и психол. позиции, называемой эмпиризмом, заключается в том, что источником всех знаний яв-ся чувственный опыт. Противоположную позицию занимают представители рационализма, утверждающие, что источником знаний — по крайней мере, частично — яв-ся врожденные идеи или врожденная потенциальная способность к их постижению. Термин Т. r. («чистая, неисписанная доска» — лат.) представляет собой метафору, используемую сторонниками эмпиризма для характеристики разума в момент появления ребенка на свет — т. е., разума как пустого состояния, без к.-л. врожденных идей. Представление этой концепции в трудах Локка оказало огромное влияние на развитие совр. психологии.

    Концепция Т. r. признается далеко не всеми. Во времена Локка ее наиболее активным критиком был представитель немецкого рационализма Готфрид Вильгельм Лейбниц, утверждавший, что без врожденной способности к переработке известий из внешнего мира наш разум был бы не в состоянии получить даже малейших представлений о том, что нас окружает. Отстаиваемая Лейбницем позиция в наши дни обнаруживается в теориях когнитивного развития таких ученых, как Жан Пиаже и Ноам Хомский.

    Сегодня немногие психологи согласились бы с характеристикой челов. разума как Т. r. в чистом виде. Даже Локк допускал существование врожденной склонности к приобретению и объединению знаний. Предметом дискуссии яв-ся не вопрос о существовании в чел. разуме врожденной структуры, а вопрос о ее природе и масштабах.

    Р. Шоу

  11. Источник: Психологическая энциклопедия



  12. Философская энциклопедия

    Tabula rasa

    (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Англо-русский словарь по социологии

    лат. "чистая доска"; по Дж. Локку - человеческий разум лишен врожденного знания и представляет потому "чистую доску".

    * * *

    лат. "чистая доска"; по Дж. Локку - человеческий разум лишен врожденного знания и представляет потому "чистую доску".

  15. Источник: Англо-русский словарь по социологии