Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Arne Garborg, pод. в 1851 г.) — норвежский романист натуралистической школы, родом из крестьянского сословия. Долго находился под влиянием Эленшлегера и романтической школы и потом только выработал себе чисто импрессионистскую манеру, раздробляя общие жизненные впечатления в ряде отдельных, рисуемых с замечательной точностью картин. С одинаковым беспристрастием воспроизводит он отрадное и прискорбное, красивое и уродливое. В общем, получаются сильные жизненные картины в натуралистическом стиле. Г. отличается также чутким пониманием природы, придающим поэтичность его произведениям. Г. оказал сильное влияние на молодую немецкую литературу, в лице Арно Гольца и других "модернистов", начавших с увлечения крайним натурализмом. Главнейшие произведения Г. — "Усталые души" и "У мамы".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Garborg)

    Арне (25.1.1851, Тиме, — 14.1.1924, Лабротен), норвежский писатель. Деятель либерального культурнического движения «Молодая Норвегия», считавшего норвежского крестьянина основной социальной силой страны (статьи «О благостности иллюзий», «В защиту народных сказаний»). Г. поддерживал движение за национальный язык лансмол (книга «Ново-норвежское лингвистическое и национальное движение», 1877). Автор реалистического романа «Крестьяне-студенты» (1883) о влиянии капитализма на норвежскую деревню. В драме-памфлете «Непримиримые» (1888) Г. показал борьбу буржуазных деятелей за министерские портфели. Романы «У мамы» (1890), «Усталые люди» (1891) разоблачают капиталистических дельцов. Перевёл «Одиссею» (изд. 1918) на норвежский язык. На многие произведения Г. оказал влияние натурализм. В позднем творчестве усилилось влияние декаданса и мистицизма.

    Соч.: Skrifter i samling, bd 1—8, Oslo, 1951; Artikiar, Oslo, 1967: в рус. пер. — Собр, соч., т. 1—7, М., 1911—12.

    Лит.: Брандес Г., Собр. соч., пер. с дат., 2 изд., т. 1. СПБ. [1906]; Thesen R., Arne Garborg, bd 1—3, Oslo, 1933—39.

    E. А. Суриц.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Гарборг

    ГАРБОРГ Арне (Arne Harborg, 1851—) — норвежский писатель. Крестьянин по происхождению. Литературную деятельность Г. начал журналистикой. Ярый пиетист в молодости, Г. впоследствии переходит в лагерь «свободомыслящих» и издает либеральную газету «Faedreheimen» (Родина). Был ярым поборником чисто норвежского литературного яз., основанного на народных диалектах. Свои произведения писал по-норвежски.

    Первый роман Г. «Fritenkjar» (Вольнодумец, 1881) не отличается большими художественными достоинствами. Наиболее известным произведением первой поры его творчества является роман «Bondestudentar» (Крестьяне-студенты, 1883) — жизнеописание крестьянского парня, ставшего студентом, — выходец из деревни всеми силами старается превратиться в горожанина. Город манит его своей легкой жизнью и внушает отвращение к работе, которого он не может преодолеть, даже терпя голод. Приобщение к городу для этого деревенского парня означает не принятие городской культуры, а приобретение внешнего лоска и материального благополучия мелкого буржуа. Чем больше он становится горожанином в этом смысле, тем ниже падает морально.

    Герои Г. характерны для части норвежской интеллигенции. Выходцы из крестьянства, они в процессе капиталистического расслоения деревни были выброшены в город, но не сумели пустить крепкие корни в новой среде и деклассировались. Отсюда у его героев тоска по деревне и ненависть к городу, мечты о крепких бытовых и религиозных устоях. Таков Грамм из романа «Traette Maend» (Усталые люди), в к-ром Г. дает анализ душевного состояния интеллигента-крестьянина. Разочарованный в науке и политике, Грамм ищет опору в воображаемой «аристократии будущего» и находит ее в религиозной вере. Другой его герой — из повести «Потерянный отец» — находит спасение в возврате от города к полям и нивам, от атеизма к дедовской религии. Сам писатель под старость вернулся к религии, увлекся теософией и спиритизмом. Религиозным умонастроением, богоискательством проникнуты его романы «Мир», «Учитель Гаве» и особенно «I Heheim». Кроме вышеупомянутых произведений, Г. еще написал ряд рассказов, из к-рых наиболее удачны рассказы из быта крестьян, и несколько романов; из последних наибольшей известностью пользуются «Ungdom» (Юность), положивший начало целой серии романов из жизни богемы в скандинавской литературе, и «Mannfolk» (Мужчины, 1880), в котором Г. выступает как противник господствующей морали, за ничем не ограниченную индивидуальную свободу. В своих лучших романах — «Крестьяне-студенты», «Усталые люди» и другие — Г. — выдержанный натуралист.Библиография:

    I. На русск. яз. перев.: Собр. сочин., Под редакцией Я. Сегаль, 7 тт., изд. В. Саблина, СПБ., 1911 (т. I, Усталый; т. II, У мамы; т. III, Крестьяне-студенты; т. IV, Мужчины; т. V, Потерянный отец и др.; т. VI, Море и др. рассказы, т. VII, Учитель и др.); Ein Fritenkjar, 1878, Bondestudentar, 1883; Farteljingar og sogur, 1884; Mannfolk, 1886; Uforsonlige, 1888; Hjaa ho Mor; Kolbotnbrev, 1890; Knudaheibrev, 1904; Jonas Lie, 1925; Soersten, 1897.

    II. Брандес Г., Скандинавская литература, т. I; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, журн. «Образование», 1903, I—II, VI; Фриче В. М., Художественная литература и капитализм, Гиз, М., 1922; Arne Garborg, 25 januar 1851 — 25 januar 1921, Bergen, 1921.

    III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

  5. Источник: Литературная энциклопедия