Словарь Брокгауза и Ефрона

    народ средиземной (белой) расы, кавказского семейства, картвельской группы, живущий в центральной и западной части Закавказья и состоящий из: 1) собственно Г., 2) ингилойцев, 3) Г.-горцев, 4) имеретин, 5) гурийцев и 6) аджарцев. Собственно Г. в числе около 408 тыс. душ об. пола живут главным образом в Тифлисской губ. (менее всего — в Борчалинском и Ахалкалакском уу.), частью в Кутаисской губ. (около 13 т. в Шоропанском у.) и в Терской области (8 т.); в остальных местностях Закавказья Г. встречаются в ничтожном количестве. Ингилойцы (новокрещенные), те же Г., но исповедующие ислам, живут в числе 9 т. в Закатальском округе. Г.-горцы, состоящие из хевсуров (61/2т.), пшавов (9т.) и части тушин (41/2т.), занимают горные долины главного Кавказского хребта в Тифлисской губ. Имеретины в числе 421 т. населяют Кутаисский, Шорспанский, Рачинский, Лечхумский и часть Сенакского у. Кутаисской губ. и в небольшом количестве (около 6 т.) встречаются в Горийском и Душетском уу. Тифлисской губ. Гурийцы в числе 75 т. живут в Озургетском у. Кутаисской губ. Наконец, под именем аджарцев принято разуметь гурийцев-мусульман, составляющих, в числе 60 т., главную часть населения Батумского и Артвинского окр. Кутаисской губ. Таким образом, Г. в широком смысле насчитывается около 993 т. Все перечисленные подразделения Г. составляют, в сущности, один и тот же народ, говорящий на одном и том же грузинском языке, который в различных местностях его территории представляет лишь весьма незначительные различия. Есть основание полагать, что в прежние времена пределы распространения Г., а следовательно, и территория грузинского языка были более обширны. Не более 2 столетий тому назад грузинское население преобладало во всем бассейне р. Чороха и по верхнему течению р. Куры; после водворения турок и мусульманства в этом крае родной язык был забыт и мало-помалу заменен турецким. В настоящее время Г. язык сохранился здесь лишь в Батумском окр. (Аджария и т. п.) и в Ахалцихском у., несмотря на то, что большинство живущих в этой местности Г. исповедуют ислам и долгое время находились под владычеством турок. Ингилойцы, живущие в Закатальском округе, сохранили также остатки грузинской речи, хотя и в весьма искаженном виде. Значительное большинство Г. — православные христиане, небольшая часть — католики (Ахалцихский у.) и, наконец, часть исповедует ислам (аджарцы, часть ингилойцев, часть Г. Ахалцихского у.). Верования Г.-горцев представляют, в сущности, смесь христианства с язычеством и весьма часто приближаются более к последнему, чем к первому. Г. сами себя называют картвели (картули), а страну свою — Сакартвело (Картли); армяне называют их врацами, классические писатели — иберами или иверами, тюркские народы — гюрджи. В Зап. Европе Г. известны под именем Géorgiens, а Грузия — под названием Géorgie; происхождение этих названий неизвестно, хотя, быть может, они представляют искажение русских названий Грузия и Г., которые, в свою очередь, происходят, вероятно, от тюркского — гюрджи. Персидское название Грузии — Гурджистан — представляет смешение двух слов: гурджи, что значит сила, и стан — страна, земля.

    По физическому типу Г. являются одним из красивейших народов на Кавказе, хотя в этом отношении уступают имеретинам, гурийцам и мингрельцам; они среднего роста (среднее из 236 измер., по Пантюхову, — 1649 млн.), сложены хорошо и довольно мускулисты. У большинства волосы темные или черные; нос довольно большой, часто с горбом и с несколько загнутым концом; глаза карие, голубые или зеленоватые; лицо смуглое, иногда с семитическим оттенком; женщины значительно белее мужчин. Интересно, что по некоторым исследованиям (Пантюхов) голубоглазые Г. ниже ростом, чем черноглазые. Большинство Г. суббрахицефалы или брахицефалы. Г. отличаются веселым, общительным и симпатичным характером; они привязаны к отечеству и привержены к старине, к древним преданиям и обычаям; доверчивы и откровенны; легковерны иногда до легкомыслия; добродушны, впечатлительны, гостеприимны; любят песни, пляску и зрелища (борьба) и с удовольствием веселятся в кругу знакомых. К отрицательным чертам характера Г. относятся недостаток энергии и предприимчивости, леность и отчасти косность, чем в значительной степени объясняется их экономическая зависимость от армян, более решительных и предприимчивых. Г. селятся средней величины селениями, раскинутыми по лощинам и скатам гор; в Кахетии, прилегающей к Дагестану и в прежнее время небезопасной от набегов лезгин, селения значительно многолюднее, чем в Карталинии; в них насчитывается иногда от 2 до 41/2тыс. жителей. Грузинские селения издали малозаметны и похожи на груду развалин; улиц нет; каждый строится как ему вздумается; проходы между домами узки, изрыты рытвинами, труднопроходимы и грязны. Сакли крестьян первобытной постройки; почти всегда это — землянки с плоской глинобитной крышей, прислоненные к горе и окруженные такими же, а иногда дощатыми или плетневыми хозяйствен. пристройками. В Карталинии (Тифлисский, Горийский и Душетский уу.) селения иногда совершенно лишены зелени; в Кахетии, наоборот, они большею частью окружены деревьями и виноградниками. Дома дворян и князей и вообще более зажиточных жителей часто бывают двухэтажные, а иногда и вполне европейской постройки. Единственный вход в жилище (сахли, откуда сакля) украшен навесом, поддерживаемым узорчатыми столбиками; дверь ведет в главную и самую большую комнату в доме, в которой проходит вся жизнь поселянина, служа ему гостиной, кухней, спальней и т. п. К потолку привешивается котел, под которым устроен очаг и в котором варится пища. Пол в сакле земляной. В противоположной входу стене имеется ниша, где хранится постель. Мебель состоит из широких, низких тахт, сколоченных из досок и покрытых коврами и мутаками (длинная, круглая подушка); тахты располагаются по стенам; тут же стоят сундуки и ящики для хранения припасов. Посуда почти исключительно деревянная и глиняная: в более зажиточных домах изредка встречаются медная и даже серебряная (азарпеши и турьи рога в серебре, из которых пьют вино). Дома горожан немногим отличаются от деревенских; почти каждый дом снабжен балконами с навесами: жилое помещение состоит из одной огромной комнаты, в которой устроен камин; под домом — погреб для хранения припасов, а в летнее время и воды; на плоских кровлях в летние вечера ужинают, пляшут лезгинку, предаются кейфу и спят. В зимнее время вся семья собирается подле мангала — жаровни с угольями, или камина, греться у которых представляет большое удовольствие для Г.

    Одежда Г. состоит из бумажной, весьма часто цветной рубашки и ситцевого архалука, застегнутого на груди и руках мелкими пуговицами, сверх которого надевается чоха с длинными откидными рукавами; кожаного, а иногда и серебряного пояса, к которому привешен кинжал; широких суконных шаровар, стянутых шнурком с кисточками; кожаных ногавиц и лаптей или сапог из сырцовой кожи. В непогоду сверх костюма Г. надевает черную мохнатую бурку; головной убор обыкновенно составляет черная баранья папаха (шапка). Женщины носят бумажную или шелковую рубашку и такие же панталоны, стянутые шелковым поясом; сверх рубашки платье, подпоясанное цветной лентой, на которое иногда надевается верхняя одежда; характерной чертой одежды грузинки служит головной убор — низкая шапочка (большею частью бархатная) с вышитыми на ней узорами, у богатых украшенная драгоценными камнями, из-под которой на затылок спускается тюлевая косынка; лицо окаймляется черными подвязными локонами. Пожилые женщины сверх костюма на голову и плечи накидывают иногда покрывало (чадра). Г. вообще неопрятны; белье носят долго и надевают новое платье, только когда старое делается никуда не годным или в исключительных случаях (женитьба, праздник и т. п.). Женщины несколько опрятнее мужчин. Г., в общем, весьма воздержны в пище; простой народ часто довольствуется сухим хлебом, зеленью или фруктами и сыром; в обществе друзей и знакомых Г., наоборот, очень любят попировать, на что тратится иногда весьма значительная сумма: для дорогого гостя часто режут барана и начинают новый кувшин вина. На свадьбах и праздниках зажиточными Г. устраиваются настоящие пиры, на которых вино льется рекой. Для еды Г. после омовения рук располагаются с поджатыми ногами на тахтах вокруг очага, а в теплое время года в садах; приборов нет; едят пальцами, разрезывая пищу ножом, который имеется у каждого в кармане или в особых маленьких ножнах при кинжале. Тарелки заменяют виноградные листья или лаваши (тонкие пресные лепешки); последние употребляются также вместо салфеток и в достаточном количестве раскладываются на цветной скатерти. Обыкновенной приправой к кушаньям служат миндаль, изюм, шафран, мед, алыча (род сливы) и т. п. Кушанья запиваются вином; едва ли какой-либо другой народ в мире пьет столько вина, сколько его выпивают грузины, причем пьяны они бывают весьма редко. Во время пирушки один из присутствующих, опытный кутила, избирается толумбашем — распорядителем, который провозглашает тосты и многие лета присутствующим и пьет за упокой усопших, причем проливает несколько капель вина на пол. Толумбаш пользуется деспотической властью над пирующими; все его требования исполняются беспрекословно. Пирушка обыкновенно сопровождается музыкой (чонгури, созандра, зурна) и пляской (лезгинка); созандари (музыканты-певцы; играя, они поют песни и былины и часто импровизируют) представляют необходимую ее принадлежность. В пирушках женщины обыкновенно не принимают участия.

    Семейный быт, общественное устройство и обычаи Г. со времени водворения владычества России в Грузии и связанной с ним перемены экономических и других условий страны потерпели значительные изменения; тем не менее бытовой строй Г. вдали от культурных центров, в простом народе, представляет много особенностей и отголосков старины, сохранившихся то почти в полной силе, то в виде переживания. В древнейшие времена семейная община в Грузии имела широкое распространение; и высшие, и низшие сословия жили большими семьями, в одном общем жилище. Число душ в такой семье прежде доходило до 100, теперь же достигает 30-50. Семья управляется старейшинами, выбираемыми как из мужской, так из женской половины ее; при выборе глав дома играют главную роль личные качества выбираемых лиц. В настоящее время этот патриархальный, родовой строй постепенно разрушается, заменяясь другим, в котором главное значение имеют экономические и трудовые условия: огромные семейные общины распадаются на несколько малых семей. До сих пор во многих местностях большие семьи пользуются большим благосостоянием, чем малые, которые в различных случаях не могут обойтись своими силами и должны прибегать к артельному началу (при составлении плужной запряжки, для которой требуется 8 пар буйволов и не менее 4 рабочих, и т. п.). Положение женщины у Г. было прежде незавидное; она не пользовалась почти никакими юридическими правами, почти никогда не бывала в обществе мужчин, ее советов не спрашивали; каждый мужчина, какого бы звания он ни был, имел преимущество перед женщиной. В церкви мужчины стояли всегда впереди женщин. По законам Вахтанга, споры и иски между женщинами не разбирались в судебных местах; ни одна грузинка не могла быть поручительницей, по жалобе ее нельзя было привлекать к присяге и т. п. Мать не имела права наказывать сына; после смерти жены муж носил траур в течение 6 месяцев, а женщина после утраты мужа — иногда до нового замужества, которое могло быть не ранее 10 месяцев (под страхом лишения наследства и даже доброго имени). Бесплодная женщина у Г. не пользуется уважением мужа и в простом народе подвергается многим стеснениям. По обычаю, вышедшая замуж грузинка не имеет права говорить с ближайшими родственниками мужа до тех пор, пока у нее не будет детей. Грузинки поэтому почти всегда сильно желают иметь детей; одним из самых действительных средств для этого считается молитва в монастыре св. Давида (в Тифлисе), где есть родник, исцеляющий, по преданию, бесплодие. Рождение сына приносит большую радость и торжественно празднуется; рождение дочери, а в особенности нескольких кряду, причиняет отцу огорчение. Переговоры о браке происходят между родителями; свадьба сопровождается рядом торжеств и старинных обычаев (жених носит название царя — мепе, а невеста — царицы, дедопали). Особый интерес представляет у Г. празднование нового года по остаткам старинных языческих обычаев и смешению их с христианскими, затем — масленицы, а в чистый понедельник — кееноба, в память побед Г. над персами. Ночь с Страстной среды на четверг Г. посвящают обряду, целью которого служит предохранение себя от нечистой силы, а на Пасху Г. играют в мяч; игра эта в особенности развита в Имеретии и отчасти в Гурии. Накануне 1 мая девушки собираются для гадания, которое производится опусканием различных предметов в воду, откуда они в день Вознесения при пении особых песен вынимаются маленькой девочкой — первенцем. После каждой строфы вынимается вещь, хозяйка которой судит по смыслу стихов о своей судьбе; первые четыре куплета сулят хорошее, остальные три — различные невзгоды. Простой народ преимущественно чтит Богоматерь; месяц август у Г. носит название месяца св. Марии. Особым почетом пользуется также у Г. св. Георгий. На многочисленные храмовые праздники стекается масса народа, который после службы и жертвоприношений (корова, баран, петух) предается пирушке и играм. Тут же в большом количестве присутствуют кадаги (кликуши), пророчествам коих свято верит народ. Г. очень суеверны; большим значением у них пользуются гадальщицы и знахарки, которые предсказывают будущее, лечат от различных болезней, от дурного глаза и т. п. Народ приписывает многие бедствия нечистой силе, а болезни — посещению духов, которых стараются задобрить музыкой, пением и угощением. Лихорадка, по мнению Г., — худое и бледное существо, состоящее из одного скелета, странствующее по белу свету и посещающее то того, то другого. Еще недавно существовал обычай пахать дождь или засуху: если стоит продолжительная дождливая погода, то 8 пар девушек пропахивают некоторое количество земли около церкви; если засуха, то они же, по пояс в воде, протаскивают плуг взад и вперед по реке. Огромное большинство Г. в настоящее время, как и прежде, земледельцы; производство хлебов, садоводство, а в частности виноградарство — главнейшие их занятия. Техника земледелия вполне первобытна: Г. пашут почву тяжелым плугом, в который впрягается несколько пар волов или буйволов, обмолачивают хлеб доской, в нижней поверхности которой понатыканы острые твердые камни, и хранят зерно в ямах, обмазанных глиной. Приготовление вина, по большей части выдавливаемого ногами и хранимого в огромных глиняных кувшинах, также весьма примитивно. Сбор винограда — самое веселое время для Г.; виноградники наполняются массой народа, повсюду слышны песни и ликование.

    Торгового класса у Г. почти не существует; с незапамятных времен торговлей в Грузии занимались преимущественно армяне. Сословное деление Г., несколько расшатанное в настоящее время, было, в главных чертах, следующее. Высшее сословие, по всей вероятности, явилось у Г. тогда, когда еще не было царей и страна управлялась мамасахлисами (домоначальниками); роды младших братьев последних, получая удел, составили фамилии тавадов (тави — голова), или князей; из них-то вначале и развилось грузинское княжеское сословие, многие представители которого, пользуясь различными благоприятными условиями, правили своими уделами самовластно и мало повиновались царям. Князья грузинские (тавады) в позднейшее время происходили и от царей грузинских, от владельческих княжеских родов других стран (Армения) или возводились в это достоинство царями грузинскими и шахами персидскими из дворян и других сословий. Для получения княжеского достоинства считалось необходимым: 1) иметь 2-3 крепости, несколько деревень и вообще состояние, которое давало бы возможность князю содержать себя согласно достоинству; 2) иметь церковь или монастырь, для погребения членов семейства, и 3) иметь в зависимости нескольких дворян. Цари грузинские выдавали обыкновенно своих дочерей за самых богатых князей, а царицы были дочерьми князей. Первые чины военные и гражданские были наследственны в родах князей. Князья только в редких случах делили свои имения; обыкновенно вся фамилия жила вместе, под главенством и в зависимости от старшего в роде. Азнауры, или дворяне грузинские, разделялись на азнауров царских, княжеских и церковных, смотря по тому, от кого они находились в прямой зависимости. Царские азнауры считались выше других и были жалуемы землями и поместьями от царей. Князья, правя иногда почти самовластно в своих уделах, давали часто своим приближенным звание азнауров (Карталиния), которые, таким образом, становились дворянами княжескими. Наконец, в зависимости от главы церкви на землях церковных сидели азнауры церковные. Сословие азнауров (см.) пользовалось большим значением в Грузии и считалось образованнее других. В военное время азнауры шли на войну вместе со своими князьями, а в мирное сопровождали последних на охоте, в путешествиях и т. п. Купцов и мещан (мокалаки) у Г. вследствие нерасположения последних к торговым предприятиям почти не было, и в настоящее время большинство их — армяне. Ремесленники (амкары) делились и делятся в Г. на множество цехов, во главе которых стоят уста-баши, выбираемые по большинству голосов. Все купцы и горожане имели право покупать крестьян и земли. Наконец, крестьяне разделялись на массахури (служитель), маджалобе (дворовый) и глехи, или кма (крестьянин); находясь в зависимости от князей, азнауров и церкви, они именовались крестьянами тавадскими, азнаурскими и церковными. Власть тавадов и азнауров над крестьянами была неограничена; крестьянин, по законам Вахтанга, был вещью господина, но в большинстве случаев отношения помещиков к крестьянам имели патриархальный характер. Крестьяне имели право свободно распоряжаться своим движимым имуществом и покупать недвижимые имущества по актам, совершаемым в законном порядке. Кроме того, крестьяне в Грузии сохраняли право передвижения и, платя помещику установленные повинности, часто занимались ремеслами, жили в городах, покупали дома и т. п. Главными повинностями крестьян были: доставление прислуги, барщина (бегара), предоставление помещику части урожая за пользование землей, наконец денежные и различные случайные повинности. Последние иногда были весьма оригинальны; так некоторые крестьяне были обязаны бежать у стремени, ловить для угощения гостей тавада рыбу, хоронить на свой счет умерших господ и т. п. Всего хуже жилось крестьянам в имениях мелких помещиков (см. Крепостное право; там же об освобождении крестьян в Грузии). В имениях тавадов и азнауров, кроме принадлежавших им крестьян, жили еще и хизаны (см.) — свободные крестьяне на особом положении. Это были люди, почему-либо бросившие родину и искавшие убежища на землях помещиков. Хизаны селились на вечные времена и не могли быть удалены с занятой ими земли; помещики не имели права произвольно изменять повинностей, которые по раз установленному обычаю отбывались в их пользу хизанами. См. Грузия, Имеретия и Имеретины, Гурия и Гурийцы, Картвельские народы, Ингилойцы, Месхи, Пшавы, Тушины, Хевсуры, Кавказ, Кахетия, Карталиния, Тифлисская губ., Кутаисская губ. и т. п. О Г. законах см. Вахтангов сборник законов (см.).

    Литература. Почти полное указание литературы предмета до 1875 г. включительно находится в "Bibliographia caucasica et transcaucasica" M. Миансарова. Кавказские календари за все время и в особенности за 1888 и 1890-93 г.; "Путеводитель по Кавказу" Е. Вейденбаума. Изд. Кавк. отд. имп. рус. геогр. общ. "Сборник материал. для описания местностей и племен Кавказа". (Вып. I-XIII); "Древнейшие пределы расселения грузин в Малой Азии" А. Хаханова; "О росте некоторых племен Закавказского края" И. И. Пантюхова; "Опыты географии Кавказского края" П. И. Надеждина; "Феодализм и закрепощение в Закавказье" M. H. Кучаева ("Русск. в." 1893 г., янв.); "Сборник сведений о Кавказе"; "Материалы для исследования экономического быта государственных крестьян Закавказского края": "Библиография Азии", Межова; Erckert, "Der Kaukasus u. seine Völker"; A. Leist, "Georgien" (1885); H. Л. Абазадзе, "Семейная община у грузин"; ст. А. С. Хаханова в "Этнографическое обозрение" за 1889-92 гг.: "Празднование нового года у грузин", "Гадатели и чародеи по грузинским законам", "Месхи" и "Обычаи грузинских крестьян при пахании".

    Кн. В. Масальский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (самоназвание в ед. ч. — картвели)

    нация, основное население Грузинской ССР (66,8%, по переписи 1970). Говорят на грузинском языке (См. Грузинский язык). Общая численность в СССР, по переписи 1970, — 3245 тыс. чел. За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные грузинские племена; в Иране — в сёлах Гиляна, Мазендерана и в Ферейдане (провинция Исфахан), куда они были выселены шахом Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранили груз. культуру, язык и обычаи. Верующие Г. в большинстве православные (христианство в Грузии утвердилось в 1-й половине 4 в.), часть — мусульмане (среди аджарцев, лазов). Г. — потомки племён, населявших с древнейших времён в основном ту же территорию, которую занимает Грузинской ССР. Грузинский народ сложился из 3 крупных близкородственных этнических групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из которых, в свою очередь, образовалась в результате длительного процесса консолидации более мелких племён. Единая грузинская народность начала складываться в первых вв. 1-го тыс. до н. э. из племён, находившихся на стадии разложения первобытнообщинных отношений и становления классового общества. В это время возникли крупные племенные объединения (Диаохи, Колхи), которые, однако, из-за неразвитости производительных сил и отсутствия прочных экономических связей были неустойчивыми. Образование ранних государств преимущественно в низменных районах Западной (Колхидское, или Эгрисское, государство в 6 в. до н. э.; см. Колхида) и Восточной (Картлийское, или Иберийское, государство в 3 в. до н. э.; см. Иберия) Грузии способствовало ускорению консолидации грузинского народа, хотя этот процесс не везде был одинаковым (так, в общественно-экономическом развитии население высокогорных районов всегда отставало от населения низменных районов Грузин). Важным этапом в становлении единой грузинской народности было усиление в 1—2 вв. н. э. Иберийского государства, распространившего свою политическую гегемонию на Западную Грузию, населённую мегрело-чанскими племенами. В 4—6 вв. на территории Грузии возникают феодальные государства, которые в 11—13 вв. складываются в централизованную монархию. Процесс формирования грузинской народности в основном завершился в 6—10 вв. Этот период характеризуется окончательным утверждением грузинского языка в качестве общенародного, упрочением государственной территории и развитием общегрузинских форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь и др.). Однако сепаратизм феодалов, периодическое ослабление центральной власти тормозили процесс консолидации и способствовали консервации в отдельных районах местных особенностей. Так, в горных районах вплоть до 19 в. сохранялись жилые и оборонительные башни, пахотные орудия архаических форм, а также пережитки кровной мести, древних религиозных представлений и др. В зависимости от местных особенностей культуры и быта, диалектальных различий определяются этнографические группы Г.: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизикцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гуда-макарцами, мохевцы, имеретины, рачинцы, лечхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны), аджарцы, гурийцы. Присоединение Грузии к России в 1801—10 способствовало процессам развития капиталистических отношений и дальнейшей консолидации Г. в нацию (в основном завершилась во 2-й половине 19 в.). После установления в Грузии Советской власти (февраль 1921) Г. в ходе социалистического строительства сформировались в социалистическую нацию; завершается стирание различий между этнографическими группами Г.

    Грузинский народ создал высокую и своеобразную культуру, которая после Октябрьской революции получила особенно большое развитие. Сформировались новые элементы материальной культуры, новый, социалистический уклад общественной и семейной жизни (исчезли пережитки патриархальных отношений, неравноправия женщин и т. п. ). Стираются различия в условиях жизни и в культуре города и деревни. Старые формы жилищ в значительной мере вытеснены современными, в которых творчески переработаны и учтены национальные традиции. Повсеместное распространение получила одежда современного городского типа. Старые национальные типы одежды используются главным образом во время праздников, в самодеятельности и т. п. Исследования советских грузинских учёных, произведения деятелей литературы и искусства, народных умельцев, развивающих традиционные промыслы (обработка меди и железа, драгоценных металлов, оружейное мастерство, гончарство, обработка льна и др.), народное песенное искусство Г. пользуются широкой известностью. (О хозяйстве, занятиях и культуре Г. см. в ст. Грузинская ССР (См. Грузинская Советская Социалистическая республика).)

    Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М., 1962 (библ.); Чартолани М. И., Хозяйственный быт и материальная культура грузинского народа, Тб., 1964 (на груз. яз., резюме на рус. яз.).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ГРУЗИ́НЫ, -ин, ед. -ин, -а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Грузии.

    | жен. грузинка, -и.

    | прил. грузинский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -зи́н, мн. (ед. грузи́н, , м.; грузи́нка, , мн. грузи́нки, -нок, -нкам, ж.).

    Нация, основное население Грузинской ССР, а также лица, относящиеся к этой нации.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ГРУЗИ́НЫ, грузин, ед. грузин, грузина, муж. Народ, населяющий зап. часть Закавказья.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Народ картвельской этноязыковой группы, составляющий основное население Грузии.

    2.

    Представители этого народа.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ГРУЗИНЫ (самоназвание - картвели) - народ, основное население Грузии (3787 тыс. человек). В Российской Федерации 130,7 тыс. человек (1992). Общая численность 4,14 млн. человек. Этнографические группы: аджарцы, гурийцы, имеретины, картлийцы, кахетины, хевсуры, мегрелы, сваны, джавахи и др. Язык грузинский. Верующие в основном православные.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ГРУЗИНЫ (самоназвание картвели); включает также близкие к основному этносу народности: мегрелы, сваны, лазы, ингилойцы, аджарцы и др., - народ общей численностью 4140 тыс. чел., основное население Грузии (3787 тыс. чел.). Другие страны расселения: Российская Федерация - 131 тыс. чел., Турция - 130 тыс. чел., Украина - 24 тыс. чел., Иран - 20 тыс. чел., Азербайджан - 14 тыс. чел., Казахстан - 9 тыс. чел. Язык - грузинский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть - мусульмане-сунниты.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедический словарь

    ГРУЗИ́НЫ -зи́н; мн. Народ, основное население Грузии; представители этого народа.

    Грузи́н, -а; м. Грузи́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.

    * * *

    грузи́ны

    (самоназв. — картвели), народ, основное население Грузии (3,8 млн. человек). В Российской Федерации 130,7 тыс. человек (1995). Общая численность 4,14 млн. человек. Этнографические группы: аджарцы, гурийцы, имеретины, картлийцы, кахетины, хевсуры, мегрелы, сваны, джавахи и др. Язык грузинский. Верующие в основном православные.Грузины.Грузины.

    * * *

    ГРУЗИНЫ

    ГРУЗИ́НЫ (самоназвание — картвели), народ на Кавказе, основное население Грузии (3663 тыс. чел., 2002). В Российской Федерации живут 197,9 тысяч грузин (2002). Компактными группами грузины живут на северо-востоке Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные грузинские племена; в Иране — в селах Гиляна, Мазендерана и Ферейдана (близ Исфахана), куда они были выселены шахом Аббасом в 17 веке. Общая численность грузин в мире около 4 млн. человек. Говорят на грузинском языке. Верующие грузины в большинстве православные. Христианство в Грузии утвердилось в первой половине 4 века. Среди аджарцев и лазов много мусульман.

    Грузины — потомки племен, населявших с древнейших времён территорию Западного Закавказья. Грузинский народ сложился из трех крупных близкородственных этнических групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из которых, в свою очередь, образовалась в результате длительного процесса консолидации более мелких племен. Единая грузинская народность начала складываться в первых веках первого тысячелетия до нашей эры. Образование первых грузинских государств происходило преимущественно в низменных районах Западной (Колхидское, или Эгрисское, государство в 6 в. до н. э.) и Восточной (Картлийское, или Иберийское, государство в 3 в. до н. э.) Грузии. Важным этапом в становлении единой грузинской народности было усиление в 1—2 веках нашей эры Иберийского государства, распространившего свою политическую гегемонию на Западную Грузию, населенную мегрело-чанскими племенами.

    Процесс формирования грузинской народности в основном завершился в 6—10 веках. Этот период характеризуется окончательным утверждением грузинского языка в качестве общенародного, упрочением государственной территории и развитием общегрузинских форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь). Но в горных районах вплоть до 19 века сохранялись жилые и оборонительные башни, пахотные орудия архаических форм, а также пережитки кровной мести, древних религиозных представлений. В зависимости от местных особенностей культуры и быта, диалектальных различий определяются этнографические группы грузин: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизикцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гуда-макарцами, мохевцы, имеретины, рачинцы, лечхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны), аджарцы, гурийцы.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    (самоназвание в ед. ч. - картвели) - нация, осн. население Грузинской ССР. Числ. в СССР - 2692 т. ч. (1959). За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные груз. племена. В Иране Г. живут в селах Гиляна, Мазандерана и в Ферейдане (пров. Исфахан), куда они были выселены шах-Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранили груз. культуру, язык и обычаи. Язык - грузинский, картвельской группы кавказской семьи языков. Верующие Г. в прошлом в большинстве православные, часть - мусульмане (среди аджарцев, лазов). Г. являются потомками племен, населявших с древнейших времен терр. между Кавк. хребтом на С., Малым Кавказом на Ю.-В. и ниж. течением р. Чорох на Ю.-З. Груз. народ сложился из 3 крупных близкородственных этнич. групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из к-рых, в свою очередь, образовалась в результате длит. процесса консолидации более мелких племен. Картское племя сложилось из месхов (мушки др.-вост. источников) и др. этнич. групп. Мегрело-чанские племена упоминаются в визант. источниках, гл. обр. под наименованием лазы, а в греко-рим. и др.-вост. Источниках - под наименованием колхи. Мисимийцы и гениохи входили в объединение сванских племен. Осн. границы их ист. расселения: карты - в вост., юж. И юго-зап. областях совр. Грузии, мегрело-чаны -в зап.-груз. низменности и значит. части Юго-Вост. Причерноморья; сваны занимали гораздо большую терр., чем в наст. время, и были расселены в сев. р-нах ист. Колхиды. Преемственность археол. культур на терр. совр. Грузии начиная с древнейших времен, свидетельства ист. топонимики, а также сообщения др.-вост. и антич. источников говорят о том, что предки Г. являются древнейшим населением в осн. тех же р-нов Закавказья, к-рые Г. занимают и поныне. Груз. народность начала складываться в первых веках 1-го тыс. до н. э. из племен, населявших басс. р. Чорох, находившихся на стадии разложения первобытнообщинных отношений и становления клас. об-ва. В это время возникли крупные племенные объединения (диаохи, колха), к-рые, однако, из-за неразвитости производит. сил и отсутствия прочных экономич. связей были неустойчивыми и не смогли сыграть серьезной роли в процессе консолидации груз. племен. Образование раннерабовладельч. гос-в в Зап. (Колхидское, или Эгрисское, гос-во в 6 в. до н. э.; см. Колхида) и Вост. (Картлийское, или Иберийское, царство в 3 в. до н. э.; см. Иберия) Грузии оказало более существ. влияние на вышеуказанный процесс, хотя и оно не везде было одинаковым (напр., население высокогорных р-нов даже ко времени складывания в низменных р-нах Грузии феод. отношений жило еще первобытнообщинным строем). Важным этапом в становлении единой груз. народности было усиление в 1-2 вв. Иберийского царства, распространившего свою политич. гегемонию на Зап. Грузию, к-рая была населена мегрело-чанскими племенами. В 4-6 вв. на терр. Грузии возникают феод. образования, к-рые в 11-13 вв. складываются в мощную централизованную монархию. Длительная борьба феод. Грузии за внедрение христианства среди населения горных р-нов способствовала вовлечению грузин-горцев в процесс формирования единой груз. народности, к-рый в осн. завершился в 6-10 вв. Этот период характеризуется окончат. утверждением груз. языка в качестве общенародного, упрочением гос. терр. и развитием общегруз. форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь и т. п.). Однако сепаратизм феодалов, периодич. ослабление центр. власти тормозили процесс консолидации и способствовали консервации в отд. р-нах местных особенностей. Так, в горных р-нах вплоть до 19 в. сохранялась древняя форма дома-крепости, нек-рые виды пахотных орудий, пережиточные формы семейной общины, кровная месть и др. В зависимости от местных особенностей обществ. развития, культуры и быта, форм хозяйствования, диалектальных различий, определяются этнографич. группы Г.: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизикцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гудамакарцами, мохевцы, имеретины, рачинцы, лечхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны), аджарцы, гурийцы. Процесс складывания груз. бурж. нации завершился в осн. во 2-й пол. 19 в. В ходе формирования груз. бурж. нации диалектальные и культурно-бытовые особенности этнографич. групп постепенно теряли свое значение. После установления Сов. власти, в ходе социалистич. строительства Г. сформировались в социалистич. нацию; завершается процесс стирания различий между этнографич. группами Г.

    Груз. племена с древнейших времен были известны как искусные металлурги, их продукция имела распространение далеко за пределами территории расселения Г. Грузия - родина ряда сортов пшеницы и винограда, выведенных и культивируемых груз. племенами с древнейших времен. Сов. Грузия превратилась в республику с развитой металлургией, машиностроением, разнообразными отраслями легкой и пищевой пром-сти, развитым с. х-вом. Всемирной известностью пользуется традиционное нар. песенное и танц. иск-во Г., получившее широкое творч. развитие после Вел. Окт. революции.

    Лит.: Меликишвили Г. A., К истории Др. Грузии, Тб., 1959; Харадзе Р. Л., Груз. семейная община, ч. 1-2, Тб., 1960-61; Очерки общей этнографии. Азиат. часть СССР, М., 1960; Робакидзе А. И., К вопросу о форме поселения в Сванети, "КСИЭ", 1958, в. 29; Бардавелидзе В. В., Древнейшие религ. верования и обрядовое графич. иск-во груз. племен, Тб., 1957; Читая Г. С., К вопросу о происхождении абхазских пахотных орудий, в сб.: Сообщения АН Груз. ССР, т. 2, No 3-4, Тб., 1941; его же, Горное земледелие на Кавказе, в сб.: Мат-лы по этнографии Грузии, т. 11, Тб., 1960; Народы Кавказа, (т.) 2, М., 1962.

    А. И. Робакидзе. Тбилиси.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Москва (энциклопедия)

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: