Большая Советская энциклопедия

    (от греч. kategoría — высказывание, обвинение; признак)

    в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.

    В ранних формах философских мышления К. выступали в виде исходных принципов, «первоначал» мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, К. приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором К. трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи К. Система К., созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.

    В новое время мыслители выдвигали различные системы К., трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал К. как априорные формы рассудка. Они — только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, К. являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные К. человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.

    Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система К. — в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логические К. таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику К., их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.

    Некоторые современные буржуазные философы рассматривают К. как особый, автономный мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что К. не имеют объективного содержания. Так, например, представители Экзистенциализма исходят из того, что любая категория, которой пользуется человек в своём мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы её выражения в понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося «очеловечить» понятия К., лишить их объективного содержания, придать им эмоционально-субъективный смысл, Неопозитивизм пытается свести К. философии к терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания. Представители Неотомизмавкладывают религиозный смысл в К., утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств и отношений.

    Используя достижения мировой философской мысли, марксизм разработал К. на диалектико-материалистической основе. К. материалистической диалектики являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, качество, количество, меру и др. К., отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. К. являются основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отражения. Понятия специальных областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отдельной сферы бытия. Однако никакая система аналитических понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощённого в глобальных философских К.

    К. являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.

    Характеризуя познавательное значение К., В. И. Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание К. В ходе истории изменялись роль и место отдельных К. Материалистическая диалектика обогащается новыми К. (например, структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление и обогащение уже имеющихся К.

    К. являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. К. диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, которые играют методологическую роль лишь в определенной сфере мышления, пронизывают собой всю ткань научного мышления. Отражая действительность, К. являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретическое воспроизведение действительности и ее мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. К. выступают в роли «мерки» умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности.

    К. философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных специальных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно К. человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря К. единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение К. в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.

    К. материалистической диалектики находятся в определенной связи между собой и представляют систему. О составе К. этой системы и их иерархии ведутся дискуссии. Общепризнаны некоторые исходные принципы ее построения. Они заключаются в следующем. В объективной действительности все взаимосвязано и находится во всеобщем взаимодействии. Поэтому и отражающие мир К. находятся в определенной взаимосвязи. Каждая из К. отражает какую-либо сторону объективного мира, а все вместе они «... охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно двужущейся и развивающейся природы» (там же, с. 164). Каждая из К., отражая универсальную связь вещей, выражает тем самым нечто абсолютное. Поэтому ни одна из К. не может ни заменять, ни «снять», ни перейти в другую. Система К. строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развертывание К. в система марксистской философии должно в сокращенном виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. К. связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание.

    Лит.: Категории материалистической диалектики, М., 1956; Георгиев Ф. И., Категории материалистической диалектики, М., 1960; Шептулин А. П., Система категорий диалектики, М., 1967.

    А. Г. Спиркин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание; признак) - в философии - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    КАТЕГОРИИ

    (от греч. kategoria — высказывание; признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура, представляет собой сеть основных К. мышления, их устойчивую конфигурацию и взаимосвязь, при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Образно говоря, К. — это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире. Категориальная структура представляет собой систему координат мышления: его вопросов к самому себе и ожидания ответов на них. Такая структура, являясь инвариантным аспектом мышления, обеспечивает его единство, целостность и постоянную воспроизводимость несмотря на динамику и многообразие конкретных областей его приложения.

    Система К. вырастает из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими-то отдельными ее областями, напр. философией, теологией или наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система К. Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы К., что возникает сомнение в том, что последующая эпоха способна понять предыдущие. В частности, О. Шпенглер был убежден в том, что такое понимание невозможно, и одна эпоха или культура наглухо закрыта для другой.

    Основатель эволюционной эпистемологии К. Лоренц полагал, что К. — это функции нейросенсорной организации, сформировавшейся в интересах выживания.

    Анализ К. как наиболее общих характеристик всякого сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о К. попытался развить Аристотель в трактате «Категории», обобщившем более ранние попытки выделить основные К. и охарактеризовать их. Аристотель выделил такие К., как «сущность (субстанция)», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие» и «страдание». Эта система К. с несущественными изменениями обсуждалась в философии вплоть до Нового времени. И. Кант истолковал К. как априорные неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт, и подразделил их на следующие разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Г.В.Ф. Гегель выделял в качестве К. «бытие» (качество, количество, мера), «сущность» (основание, явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), «понятие» (субъект, абсолютная идея, объект).

    Системы К., создававшиеся в рамках нем. классической философии, поражают своей искусственностью, оторванностью от реального мышления. Эти системы основываются на нескольких ошибочных предпосылках: существует замкнутый перечень К.; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с нею; система К. представляет собой не результат анализа реального мышления, а следствие определенных общих филос. идей, касающихся реальности, и др. В дальнейшем системотворчество в сфере изучения К. резко пошло на убыль.

    Современная философия ввела в число К. такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «объяснение», «понимание», «содержание», «форма», «редукция», «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д. Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня К. не существует, что множество К. является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе К. следует говорить с большой осторожностью. Каждая филос. концепция вводит свои собственные К., претендующие на то, чтобы быть экспликациями К. обычного мышления. Все филос. классификации К. (т.н. таблицы К.) в значительной мере искусственны, и нет оснований думать, что в будущем философия даст естественную и, значит, единственную их классификацию. В философии существует множество направлений, и каждое из них предполагает свою систему К., т.е. собственную их классификацию.

    Из числа тех К., которые, так или иначе, предполагаются, по всей вероятности, большинством филос. систем К., можно выделить следующие: «существование», «время», «пространство», «изменение», «определенность», «рациональность», «добро», «истина», «убеждение», «знание» и т.д. Первая часть этих К. касается мира самого по себе, вторая — познания мира человеком. Перечень К. не является исчерпывающим уже потому, что познание — не единственная сфера человеческой жизнедеятельности.

    Единая категориальная структура мышления отчетливо распадается в своих приложениях к конкретному содержанию на две противостоящие друг другу системы понятий. Иногда они также называются «К.», а иногда — «категориальными характеристиками».

    В первую из этих систем входят абсолютные понятия, представляющие свойства объектов, во вторую — сравнительные понятия, представляющие отношения между объектами. Существование как свойство — это становление (возникновение или исчезновение); существование как отношение — это бытие, которое всегда относительно («А более реально, чем не-А»). Время как свойство представляется динамическим временным рядом «было—есть—будет»; время как отношение — статическим временным рядом «раньше—одновременно—позже». Пространство как свойство — это «здесь» или «там»; пространство как отношение — это выражения типа «А дальше В», «А совпадает с В» и «А ближе B». Изменение как свойство передается понятиями «возникает», «остается стабильным» и «исчезает»; изменению как отношению соответствует «А преобразуется (переходит) в B». Определенность существующего, взятая как свойство, передается рядом «необходимо—случайно—невозможно»; определенность как отношение передается выражением «А есть причина B».

    Рациональности как свойству соответствует понятие «обоснованно» («утверждение А является обоснованным»), как отношению — выражение «А более рационально, чем 5». Добро в качестве свойства — это ряд «хорошо—безразлично—плохо»; добро как отношение — ряд «лучше—равноценно—хуже». Истина как свойство передается понятиями «истинно—неопределенно—ложно», как отношение выражением «А более вероятно, чем В». Убеждению как свойству соответствует ряд «убежден—колеблется—отвергает»; убеждению как отношению — выражение «А более приемлемо, чем B». Знание как свойство представляется рядом «знает—сомневается—отвергает»; знание как отношение — выражением «А адекватнее, чем В».

    Абсолютные категориальные характеристики принято называть А-понятиями, сравнительные — В-понятиями.

    Единая категориальная система распадается, т.о., на абсолютные и сравнительные К. За каждой из этих подсистем стоит свое видение мира, свой способ его восприятия и осмысления. Если К. это очки, через которые человек смотрит на мир, то наличие двух подсистем К. говорит о том, что у человека есть очки для ближнего видения, связанного с действием (абсолютные К.), и очки для дальнего, более абстрактного и отстраненного видения (сравнительные К.). Вопрос о том, зачем необходима не одна, а две системы К., дополняющие друг друга, остается открытым.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    катего́рии

    (от греч. katēgoría — высказывание; признак) (филос.), первопонятия, предельно общие, основополагающие понятия, классы, типы; в средневековой философии назывались также предикаментами. Родоначальник учения о категориях — Аристотель, выделивший, исходя из основных форм высказываний о сущем, 10 категорий (субстанция, или сущность, количество, качество, отношение, место, время и т. д.). И. Кант рассматривал категрии как априорные условия возможного опыта, «чистые понятия рассудка», осуществляющие синтез данного в созерцании, или многообразия. Попытки построения всеобъемлющей системы категорий бытия были предприняты Г. В. Ф. Гегелем, Н. Гартманом, А. Уайтхедом и др.

    * * *

    КАТЕГОРИИ

    КАТЕГО́РИИ (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Начала современного естествознания

    (от греч.kategoria — высказывание, признак)

    1) (в философии) первопонятия, «родовые понятия» (Кант); наиболее общие, основополагающие понятия, классы, типы, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество и т. д.); основателем учения о категориях является Аристотель, который различал 10 категорий (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение), тогда как Платон выделял 4 другие категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость; Декарт и Локк различали 3 категории: субстанция, состояние (модус), отношение;

    2) разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков.

  9. Источник: Начала современного естествознания



  10. Социология: словарь

    - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

  11. Источник: Социология: словарь



  12. Античная философия

    «КАТЕГОРИИ» (Κατηγορίαι), первый трактат в составе «Органона», одно из самых ранних его сочинений Аристотеля: работа над ними велась параллельно с «Топикой», с которой они связаны содержательно. Известное заглавие трактата не принадлежит Аристотелю, в своих сочинениях он ссылается на него как на «формы высказывания» (σχήματα τῆς κατηγορίας).

    Согласно хронологии написания, текст делится на 2 части: Cat. 1-9, до 11Ь8 (более ранняя) и Cat. 10-15, 11Ь9-15Ь32 (относительно самостоятельные главы, т. н. postpraedicamenta). To, что это более позднее добавление, показывает переходная формула 11Ь8—15. По сообщению Симпликия, уже Андроник Родосский, первый издатель Аристотеля, рассматривал эту часть как дополнение. Ряд крупных аристотелеведов 19—20 вв. считали неподлинными или весь трактат (А.^Брандис, В. Розе, Р. Шпенгель, К. Прантль, А. Герке, Э. Дюпреэль, В. Йегер), или только главы 10-15 (Ф. Вайтц, Э. Целлер, Г. Гомперц). Со времени дискуссии между И. Хусиком и У. Д. Россом в «Journal of Philosophy» 36 (1936), p. 427-^33 новые аргументы приведены не были, и вопрос о подлинности можно считать решенным положительно. Сторонники подлинности трактата - Л. Минио-Палуэлло, И. Хусик, У. Д. Росс, Дж. Экрилл, И. Дюринг.

    Текст трактата представляет собой анализ слов (в качестве определений понятий) и семантической функции различных типов слов. Фон для «К.» составляет платоновский анализ понятия «бытие» (εἶναι): бытие как «существование» и бытие каким-то образом или в каком-то качестве (εἶναι в функции связки в предложении); ср. различения между οὐσία, ποιόν и πρὸς τι в «Пармениде» и «Софисте». Противопоставление бытия самого по себе (καθ' αὑτό) и бытия относительного (πρός τι) играло значительную роль в философских дискуссиях 370-350 до н. э. «Бытием самим по себе» для Платона были «идеи», для Аристотеля им стала «сущность» (οὐσία), а «бытие в отношении» стало отправной точкой для создания учения о различении значений слов.

    Выбор слова «категория» в значении «высказывание» (представленное у Платона в таком значении только один раз) показывает, что Аристотель сознательно дистанцировался от онтологических спекуляций своих старших товарищей по Академии, подчеркивая, что речь идет о языковом семантическом анализе. Также Аристотель избегает платоновского метода «диэрезы»: ни одна из категорий не может быть выведена из другой. Метод Аристотеля таков: он рассматривает отдельного человека и спрашивает, какие осмысленные высказывания можно сделать об этом человеке. Так, он выделяет 10 категорий: 1) он человек («сущность», τί ἐστί, οὐσία, лат. essentia); 2) он такого-то роста («количество», ποσόν, лат. quantitas); 3) он образован («качество», ποιόν, qualitas); 4) он старше/младше другого («отношение», πρός τι, relatio); 5) в Ликее («место», πού, ubeitas); 6) сегодня («время», ποτέ, quandeitas); 7) сидит («положение», κεῖσθαι, situs); 8) у него есть сандалии («обладание», ἔχειν, habitudo); 9) он говорит («действие», ποιεῖν, actio); 10) о нем говорят («претерпевание», πάσχειν, passio). T. обр., категории представляют собой типы предикатов, которые могут быть высказаны о каком-либо предмете.

    Содержательно текст делится на 3 части: 1): главы 1-3. Вводные терминологические замечания. Здесь важно разделение сущности (oysia) на первую (конкретная единичная вещь) и вторую (вид и род). Например, конкретный человек и понятие «человек». Общее (род и вид) обладает только логическим существованием, объективным же существованием обладают единичные вещи; 2): главы 4-9. Анализ первых четырех категорий. Все качества он подразделяет на устойчивые и неустойчивые, т. е. такие, при потере которых объект перестает быть самим собой, и такие, которые легко теряются без ущерба для объекта (в «Топике» и «Метафизике» за ними закрепился термин «привходящие» (συμβεβεκότα, accidens). Учение о категориях получает дальнейшее развитие в «Метафизике», кн. 12-я, где исследуется структура сущего. Термины, имеющие в «К.» исключительно логико-семантическое значение, там приобретут онтологический смысл (см., напр., Met. XII, 1, 1069а20); 3): главы 10-15 (в схоластике получили название postpraedicamenta). Собрание статей, содержащих: анализ четырех видов противолежания (получает развитие в Тор. И, 7-8; Met. V, 10), различение пяти видов предшествования (получает развитие в Met. V, 11), анализ понятия «одновременно» (ἅμα) (ср. Phys. V), анализ видов движения (ср. Phys. Ill—VI) и понятия «обладание» (ср. Met. V, 23).

    «К.» - чрезвычайно популярный у античных комментаторов текст; сохранились комментарии неоплатоников Порфирия, Дексиппа, Аммония, Симпликия, Олимпиодора, Иоанна Филопона, Элия и Анонимный комментарий (подробнее см. Аристотеля комментаторы).

    Рус. пер.: M. H. Касторского (1859), А. В. Кубицкого (1939, ред. 1978 менее удачна)

    Текст: Anstotelis Categoriae et liber De Interpretatione. Rec. L. Minio-Paluello. Oxf., 1949. 19562; Aristotle. Categories and De Interpretatione. Tr. and comm. by J. L. Ackrill. Oxf., 1963. Категории. Пер. А. В. Кубицкого, - Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978, с. 53-90.

    Лит. Ryle G. Categories, - Idem. Collected Papers. Vol. 2. L., 191 \; Frede M. Categories in Aristotle, - Idem. Essays on Ancient Philosophy. Oxf., 1987; К вопросу о подлинности: Husikl. The Categories of Aristotle, - Idem. Philosophical Essays. Oxf., 1952; RijkL. M. de. The Place of the Categories of Being in Aristotle's Philosophy. Assen, 1952; Frede M. Titel, Einheit und Echtheit der Aristotelischen Kategorienschrift, - Zweifelhaftes in Corpus Aristotelicum. В., 1983.

    Ε. Г. ПАРФЕНОВА

  13. Источник: Античная философия



  14. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  15. Источник:



  16. Словарь бизнес-терминов

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: