«Карпентьер Алехо»

Карпентьер Алехо в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Карпентьер Алехо»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Карпентьер (Carpentier) Алехо (р. 26.12.1904, Гавана), кубинский писатель. Начав в 20-е гг. литературную деятельность, принадлежал к «группе меньшинства» (см. Куба, раздел Литература), редактировал прогрессивный журнал «Ревиста де авансе» («Revista de avance»). В 1928‒39 жил в эмиграции в Париже, в 1945‒59 в Венесуэле. После победы революции 1959 активно участвует в общественной и культурной жизни Кубы. Его раннее творчество связано с так называемым афрокубизмом ‒ литературным движением, последователи которого обратили внимание на двойные (европейские и африканские) истоки кубинской культуры. В русле афрокубизма возник первый роман К. «Экуэ Ямба-о» (1933), в котором писатель в натуралистической манере изобразил религиозные обряды негров. К. в своём творчестве начиная с 40-х гг. сопоставляет Латинскую Америку и Западную Европу, отмечает общие особенности исторического и культурного развития. Историческая повесть К. ‒ «Царство земное» (1949, рус. пер. 1962) ‒ о революции на Гаити в конце 18 ‒ начале 19 вв. и мифологической стихии, присущей сознанию негров. В романе К. «Потерянные следы» (1953, рус. пер. 1964) К. доказывает одновременное существование в Латинской Америке разных исторических эпох. В многоплановом историческом романе «Век Просвещения» (1962, рус. пер. 1968) К. ставит проблему специфики истории развития Латинской Америки.

    Соч. в рус. пер.: Музыка Кубы, М., 1962.

    Лит.: Дашкевич Ю., Алехо Карпентьер: романист и его мир, «Иностранная литература», 1970, № 7; Márques Rodríguez A., La obra narrativa de A. Carpentier, [Caracas, 1970].

    Н. С. Зюкова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Карпентье́р Алехо

    (Carpentier) (1904—1980), кубинский писатель. В романе «Царство земное» (1949), «Век Просвещения» (1962), «Весна священная» (1978), развивающем сюжетно-образную символику балета И. Ф. Стравинского, повестях («Концерт барокко», 1975) — вера в возможность гармонизации природного и духовного начал человека — созидателя истории, воплощение концепции «чудесной реальности» Латинской Америки, где во взаимодействии рас и народов свободно творится «новое человечество» и его культура.

    * * *

    КАРПЕНТЬЕР Алехо

    КАРПЕНТЬЕ́Р (Carpentier) Алехо (26 декабря 1904, Гавана —24 апреля 1980, Париж), кубинский писатель, эссеист, музыковед.

    Родился в смешанной семье — француза и русской. Как личность сформировался на Кубе; в детстве он некоторое время прожил в России, духовное родство с которой ощущал на протяжении всей своей жизни, но изначально был ориентирован на европейские культурные ценности. В 1927 Карпентьер выступил с протестом против диктатуры в составе оппозиционной «Группы меньшинства», за что подвергся тюремному заключению. После освобождения эмигрировал во Францию, где провел одиннадцать лет жизни (1928—1939).

    В Европе открыл для себя Латинскую Америку, изучал ее историю и культуру. В Мадриде вышел его роман «Экуэ-Йамба-О!» (1933). В 1939 возвратился на Кубу. В 1944 совершил поездку на Гаити, в 1945—1959 жил в Венесуэле, где окончательно сформировалось его «континентальное сознание». Здесь вышла его повесть «Царство земное», навеянная впечатлениями от Гаити, здесь вынашивался роман «Потерянные следы» (1953). Основу романа составляют философские размышления о творческой личности и современной цивилизации в их соотношении с аутентичной культурой Латинской Америки. Сопоставление писателем двух противонаправленных позиций, двух миров — «своего» и «чужого» — приводит к их обоюдной дискредитации. Эта коллизия воспроизводится и в романе «Век Просвещения» (1958, опубликован в 1963 ),

    В романе «Превратности метода» (1974) Карпентьер вновь сталкивает две антиномичные картины мира, персонифицируя их в фигуре диктатора. Писатель виртуозно реализует основной мотив своей поэтики — существование в промежуточном пространстве, в зеркальной взаимообращенности культур. В 1974 увидела свет повесть с многозначным названием «Концерт барокко», в которой писатель пытается объяснить, что барокко в его понимании не исторический стиль, а «общечеловеческая константа», которая в латиноамериканском контексте означает «обретение порядка через беспорядок».

    В 1978 Карпентьер создал роман «Весна священная». В этом романе Латинская Америка впервые выступает как самостоятельный субъект исторического действия в составе мировых культур. На этот раз «оправдание» латиноамериканской истории автор ищет не в западноевропейской, а в русской культуре, видя концентрированное ее выражение в творчестве Стравинского. Практически одновременно с «Весной священной» он заканчивает повесть «Арфа и тень», посвященную Колумбу(см. КОЛУМБ Христофор). Эта книга, ставшая духовным завещанием Карпентьера, говорит о неизбежной трагичности всякого исторического, т. е. творческого действия, основной смысл которого — в самом факте индивидуального подвига, свершения; сам же образ Первооткрывателя воплощает в себе будущую судьбу Латинской Америки, ее вечную раздвоенность между «здесь» и «там».

    В творчество Карпентьера отразилось наивысшая концентрация латиноамериканского типа художественного сознания, удерживающая в себе все ключевые проблемы, концепции и мифологемы культуры Латинской Америки.

  3. Источник: Энциклопедический словарь