Турбовинтовой двигатель в словарях и энциклопедиях
(ТВД)
авиационный Газотурбинный двигатель, в котором основная тяга создаётся воздушным винтом (См. Воздушный винт), а дополнительная тяга (до 8—12%) — струей газов, вытекающих из реактивного сопла (См. Реактивное сопло). ТВД используются на до звуковых самолётах и вертолётах. Атмосферный воздух, поступающий в ТВД при полёте, сжимается в Воздухозаборникеи далее в Турбокомпрессоре, а затем подаётся в камеру сгорания, в которую впрыскивается жидкое химическое топливо (обычно авиационный керосин). Образовавшиеся при сгорании топлива газы расширяются в турбине, вращающей компрессор и воздушный винт; окончательное расширение газов происходит в реактивном сопле. Для согласования скорости вращения ротора турбокомпрессора и воздушного винта либо (у вертолётов) для передачи вращающего момента на винт, ось которого расположена под углом к оси турбины, используется Редуктор. Привод компрессора и воздушного винта у вертолётных ТВД обычно осуществляется механически не связанными турбинами. См. также Авиационный двигатель.
В. И. Бакулев.
Принципиальная схема вертолетного турбовинтового двигателя: 1 — воздушный винт; 2 — редуктор; 3 — воздухозаборник; 4 — осевой компрессор; 5 — камера сгорания; 6 — турбины для привода компрессора и воздушного винта; 7 — сопло для отвода газов.
ТУРБОВИНТОВОЙ двигатель (ТВД) - турбокомпрессорный двигатель, в котором тяга в основном создается воздушным винтом, приводимым во вращение газовой турбиной, и частично прямой реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла.
ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВД), авиационный газотурбинный двигатель, в котором тяга в основном создается воздушным винтом, приводимым во вращение газовой турбиной, и частично (до 8 - 12%) прямой реакцией газов, истекающих из реактивного сопла. ТВД появились в начале 1950-х гг., их мощность достигает 11 тыс. кВт. В 1990-х гг. ТВД устанавливаются в основном на гражданских самолетах, предназначенных для коротких (местных) авиалиний.
turboprop engine, turboprop
turboprop engine, turboprop
ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, авиационный двигатель с пропеллером (воздушным винтом), который приводится в действие газовой ТУРБИНОЙ через передаточный механизм (редуктор). Турбина сжимает воздух, который смешивается с горючим; смесь воспламеняется в камере сгорания, и вырывающийся газ вращает турбину, компрессор и пропеллер. см.ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ,ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ.
турбовинтово́й дви́гатель
(ТВД), турбокомпрессорный двигатель, у которого тяга в основном создаётся воздушным винтом, приводимым во вращение газовой турбиной, и частично прямой реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла.
* * *
ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬТУРБОВИНТОВО́Й ДВИ́ГАТЕЛЬ (ТВД), турбокомпрессорный двигатель, в котором тяга в основном создается воздушным винтом, приводимым во вращение газовой турбиной, и частично прямой реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла.
(ТВД) - авиац. газотурбинный двигатель, у к-рого тяга в основном создаётся воз д. винтом и частично (до 8 - 12%) реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла (см. рис.). Энергетич. хар-кой ТВД является эквивалентная мощность, равная сумме мощностей винта и реактивной струи. ТВД нашли широкое применение на дозвуковых пасс. и грузовых самолётах. На вертолётах получили распространение турбовальные двигатели, у к-рых выводной вал приводится во вращение отд., т. н. свободной турбиной (у них реактивная тяга практически равна нулю). Др. разновидностью ТВД является турбовинтовентиляторный двигатель (ТВВД). Его осн. движитель - винтовентилятор представляет собой малогабаритный высоко-нагруж. многолопастной возд. винт с лопастями особой (саблевидной) формы; сохраняет высокий кпд до больших доэвук. скоростей полёта.
Схема турбовинтового двигателя: 1 - воздушный винт; 2 - воздухозаборник; 3 - компрессор; 4 - камера сгорания; 5 - турбина; 6 - реактивное сопло
turboprop engine, turboprop
* * *
turboprop engine
авиац. motore a turboelica, turbopropulsore m
Большой Энциклопедический словарь. 2000.