«Хогарт»

Хогарт в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Хогарт»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Хо́гарт (Hogarth)

    Артур Пол (р. 4.10.1917, Кендал, Уэстморленд), английский график. Сын фермера, учился в художественной школе в Манчестере (с 1934), Лондоне и Париже (1938—39). В 1937 боец Интернациональной бригады. Во время 2-й мировой войны 1939—45 выступал как мастер графического репортажа (рисунок, литография). Произведения Х., созданные во время поездок по Великобритании и многим др. странам, отличаются демократической направленностью содержания, эскизной острохарактерной манерой рисунка.

    Соч.: [Autobiografie a kresby], Praha, 1955.

    А. Хогарт. «Польский каменщик». Рисунок углем. 1953.

    II

    Хо́гарт (Hogarth)

    Уильям (10.11.1697, Лондон, — 25.10.1764, там же), английский живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра по серебру Э. Геймбла, с 1720 — в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 посетил Францию. Славу Х. создали сатирические картины и гравюры на меди, в которых он (в духе идей европейского Просвещения (См. Просвещение)) беспощадно обличал язвы английской действительности [серии: «Карьера проститутки» (6 картин, 1730—31, не сохранились, гравированы в 1732), «Карьера мота» (8 картин, 1732—1735, музей Соуна, Лондон; гравированы в 1735), «Модный брак» (6 картин, 1743—1745, Национальная галерея, Лондон; гравированы в 1745), «Переулок джина» (см. илл.)и «Улица пива» (обе — гравюры, 1751) и др.]. Демократичностью, острой жизненной характерностью образов, полнокровным реализмом манеры отличаются исполненные Х. портреты («Капитан Т. Корем», 1740, Сиротский приют им. Корема, Лондон; автопортрет, 1745, Галерея Тейт, Лондон; «Девушка с креветками», см. илл.). В теоретическом трактате «Анализ красоты» (1753) Х. призвал к использованию асимметрических, дифференцированных форм (например, «змеевидных» линий), позволяющих воспроизвести жизнь во всём многообразии сё индивидуальных проявлений. Идеи и произведения Х. оказали значительное воздействие на европейскую культуру 18 в. (Л. Стерн в Великобритании, Г. Э. Лессинг, Г. К. Лихтенберг в Германии и др.).

    Соч. в рус. пер,: Анализ красоты, Л. — М., 1958.

    Лит.: Кроль А. Е., У. Хогарт, [М. — Л., 1965]; Герман М. Ю., Хогарт, М., 1971; Paulson R., Hogarth: his life, art and times, v. 1—2, New Haven — L., 1971.

    У. Хогарт. Автопортрет. 1745. Галерея. Тейт. Лондон.

    Хогарт У. «Слуги Хогарта». Национальная галерея. Лондон.

    Хогарт У. «Подкуп голосов» (из серии «Выборы»). Ок. 1754. Музей Соуна.

    Хогарт У. «Лорд Ловат». 1746. Национальная портретная галерея. Лондон.

    Хогарт У. «Дети Грэм». 1743—45. Галерея Тэйт. Лондон.

    Хогарт У. «Подписание брачного контракта» (из серии «Модный брак»). 1743—45. Национальная галерея. Лондон.

    Хогарт У. «Сцена в таверне» (из серии «Карьера мота»). 1732—35. Лондон.

    Хогарт У. «Спящие прихожане». Офорт. 1736.

    Хогарт У. «Прибытие в Лондон» (из серии «Карьера проститутки»). Офорт. 1732.

    У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751.

    У. Хогарт. «Девушка с креветками». Национальная галерея. Лондон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.