Словарь Брокгауза и Ефрона

    С именем П. Арбитра (Petronius Arbiter) до нас дошло от первого века Римской империи в отрывочном виде сочинение под заглавием, которое в рукописях обозначается различно, но в изданиях и у историков римской литературы всего чаще встречается в форме Сатирикон (Satiricon или satirarum libri). Сочинение это написано прозой и стихами вперемежку, как писались сатиры, называвшиеся менипповыми. По содержанию своему это — сатирический роман, состоящий из множества отдельных сцен, в которых живо и с большим талантом рассказываются забавные похождения и грязные истории. Роман этот имел, очевидно, большие размеры: дошедшие до нас отрывки, относящиеся к 15-й и 16-й книгам сочинения, сами по себе представляют объем настолько значительный, что из них выходит целая книга в нашем смысле. О содержании потерянных книг мы сказать ничего не можем, так как древние романы не имели такой цельности, какая требуется от нынешних. Уцелевшие отрывки представляют собой ряд сцен без строгой взаимной связи, нередко без начала и без конца, содержания очень пестрого. Связью для них служит рассказ о похождениях трех приятелей-шалопаев из сословия вольноотпущенников. Главное действующее лицо — Энколпий, человек с литературным образованием, понимающий недостатки современного обучения в риторских школах, где будущие ораторы учатся говорить речи на самые неправдоподобные темы; имена двух его спутников — Аскилт и Гитон. Эти последние, состоящие между собой в особых интимных отношениях, не занимаются литературными и педагогическими вопросами, хотя и состоят в компании с Энколпием в качестве странствующих ученых и литераторов, а всецело посвящают свой ум и деятельность на плутни и мошенничество, предаваясь при этом необузданному разврату, в котором им не уступает и более образованный товарищ. Главный эпизод сохранившейся части романа — пир у Тримальхиона, богатого самодура из вольноотпущенников, не знающего, какую новую роскошь и чудачество придумать для своего безграничного чванства и удовольствия. Тут развертываются перед нами картины мытья в бане, домашней и обеденной обстановки, вульгарных увеселений, декламации стихотворных экспромтов, глупости и пошлости поведения хозяина, его покрытой золотом и драгоценностями, но скупой до скаредности жены, необыкновенно грубых супружеских пререканий в присутствии гостей; самим Тримальхионом рассказывается история достижения им, бывшим рабом, колоссального состояния, которое он думает еще увеличить присоединением к своим владениям Апулии. Все это рисуется с необыкновенной живостью, обличающей в авторе писателя с большим литературным талантом, с тонким уменьем наблюдать и воспроизводить явления обыденной жизни во всей их пестроте и разнообразии. К беспутному, пошлому, падшему и омерзительному миру, среди которого движется его повествование, автор относится с точки зрения спокойного наблюдателя, не чуждого, правда, юмора, но без всяких признаков протеста, скорби или ужаса. Это не мешало римскому читателю пробегать страницы романа с интересом, какой вообще возбуждает в массе публики пикантное чтение. Для нас сочинение П. драгоценно, как превосходный источник для знакомства с нравами средних и низших слоев римского общества первого века империи, оживающими перед нами в своем повседневном языке, которым автор пользуется с большим искусством. Вопрос о том, кто автор "Сатирикона", с давнего времени занимал ученых, приходивших к самым различным решениям. Так, Нибур относил роман ко времени Александра Севера, т. е. к III столетию христианской эры, Бурман — ко времени Августа, Пети — ко времени Константина Великого; огромное же большинство филологов, начиная со светил филологической науки XVI—XVII столетий (Питу, Казобон, Липсий), не колеблясь приписывали его Т. Петролию, известному, по Тациту, законодателю вкуса (elegantiae arbiter) при дворе Нерона. В настоящее время по этому вопросу, кажется, нет более разногласия, особенно после того, как Бюхелер, главный знаток языка романа, заявил, что не только по всем обстоятельствам, среди которых движется роман, но и по языку и по технике стихотворных размеров он должен принадлежать к Нероновскому времени. Прежде думали, что Сатирикон есть то самое описание развратных подвигов Нерона, которое, по сообщению Тацита ("Ann.", XVI, 19), было в последние минуты жизни отправлено П. к Нерону и где он "изобразил гнусности государя с приведением имен разделявших его разврат мужчин и женщин и описал все, что в его сладострастных сношениях было нового". Но это мнение падает само собой при соображении, что небольшая тетрадь, написанная П. перед смертью, ни в каком случае не могла быть объемистым романом величиной приблизительно в 20 книг римского калибра. Гастон Буассье ("L'Opposition sous les Césars") думает, что Сатирикон был написан П. прямо для Нерона и развратников, окружавших его и Поппею, и что своим осмеянием богатых вольноотпущенников, игравших такую роль при дворе Клавдия, а также пародией на поэму Лукана, у которого Нерон оспаривал поэтическое первенство, автор хотел угодить Нерону и помимо развлечения пикантным содержанием. Прозвище Arbiter, придаваемое автору романа рукописями, не принадлежит П., о котором повествует Тацит, но очевидно взято из Тацита, характеризующего его словами elegantiae arbiter. Что Сатирикон пользовался большим кругом читателей не только в древности, но и в средние века, об этом свидетельствует значительное количество дошедших до нас списков тех отрывков, по которым мы знаем о существовании целого. Не было недостатка в поклонниках романа П. и в новое время. Наилучшее (критическое) издание П. принадлежит Бюхелеру (Б., 1862). В 1891 г. вышло интересное издание отрывка, заключающего в себе описание обеда Тримальхиона (Cena Trimalehionis), с немецким переводом и объяснительными примечаниями Фридлендера. Есть немало французских переводов. Один из последних принадлежит Heguin de Guerte (П., 1860). По-русски неполный перевод издан Вл. Чуйко (СПб., 1882). Новейшие труды о П.: Коллиньон, "Etudes sur Pétrone. La critique littéraire, l'imitation et la parodie dans le Satiricon" (П., 1892); его же, "Pétrone au moyen áge et dans la littérature française" (Нанси, 1893); Э. Тома (Thomas), "L'Envers de la societé Romaine d'après P." (П., 1892); Kokkia, "Napoli e il Satiricon di Petronio" (Неаполь, 1893); его же, "La satira e la parodia nel Satiricon di P. A., studiate in rapporto col ambiente storico" etc. (Турин, 1897).

    В. Модестов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter) (г. рождения неизвестен — умер 66 н. э., Кумы), римский писатель. При дворе Нерона назван «арбитром изящества». Опутанный дворцовыми интригами, покончил с собой. П.— наиболее вероятный автор написанных в форме «Менипповой сатиры» (См. Мениппова сатира) «Сатур», или «Сатирикона», правдиво отражавших моральное вырождение римского общества. Жанровые сценки на площадях, в тавернах, притонах дают реалистическую картину быта средних и низших его слоев. Сюжетную канву образуют любовные и плутовские похождения героев социального «дна»; эротическая тема трактуется в низменно-комическом плане. Большой интерес представляет так называемый «Пир Трималхиона» — часть романа, описывающая быт и нравы вольноотпущенников. С позиций аристократа и эстета автор создал сатирические типы претенциозных выскочек. Повествовательная манера «Сатирикона» сочетает изящество словесного выражения и бурлескный стиль. Особый литературный и лингвистический интерес представляют образцы народного латинского языка персонажей. Текст плохо сохранился, найденные рукописи составляют лишь незначительную часть романа.

    Соч.: Satyricon. Cum apparatu critico ed. К. Müller, Münch., 1961; в рус. пер.— Сатирикон, пер. Б. Ярхо, в кн.: Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт..., М., 1969.

    Лит.: История римской литературы, т, 2, М., 1962; Paratore Е., Il Satyrycon di Petronio, pt 1—2, Firenze, 1933: SuIIivan J. P., The Satyricon of Petronius, L., [1968].

    Н. М. Сантросян.

    «Сатирикон». Илл. к амстердамскому изданию 1756. Гравюра на меди.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ПЕТРОНИЙ (Petronius) Гай (? - 66 нашей эры), римский писатель (имел прозвище "арбитр изящества"). Заподозренный в заговоре, по приказу Нерона (Петроний состоял при дворе императора) покончил с собой. В духе "менипповой сатиры" роман "Сатирикон" ("Сатуры"), в иронически сниженном плане рисующий нравы римского общества.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Литературная энциклопедия

    Петроний

    ПЕТРОНИЙ (в рукописях П. Арбитр) — римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося (отрывки из XIV—XVI книг) комико-реалистического романа «Сатуры» (или «Сатирикон»); повидимому тождествен с тем П., к-рый был «арбитром изящества» и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора. Как литературное явление роман П. стоит в античной литературе изолированно. Автор — законченный представитель аристократического эстетства — с презрительно-небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко высмеивая при этом подымающиеся средние классы — вольноотпущенников, муниципальных землевладельцев и торговцев — и афишируя беспощадную откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные герои «Сатирикона» — скитающийся искатель сомнительных приключений, преследуемый «гневом Приапа», бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует «гнев» Афродиты). Герои эти попадают во всевозможные переделки, в к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники — пестрый калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом «низших» жанров античной литературы — новеллы и мима. Центральный эпизод сохранившейся части романа, «Пир Тримальхиона», содержит блестящие зарисовки новобогачей-вольноотпущенников и их быта. По внешней форме «Сатирикон» представляет собой «мениппову сатиру» — чередование прозы со стихами — и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний проповедует «откровенность», и художественные достоинства романа не могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса, к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на злободневные литературные споры: вкрапленная поэма «О гражданской войне» пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного риторического стиля. Реалистической установке «Сатирикона» соответствует и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым латинским яз. Объем романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности, он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в дошедшей до нас части только эпизод «Пира Тримальхиона» сохранен полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и хотя фальсификация была немедленно обнаружена, «дополнения» Нодо продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах «Сатирикона».Библиография:

    I. Издания текста: Buecheler-Heraeus, Berlin, 1922; Ernout, Paris, 1922; комментарий к «Пиру Тримальхиона», Friedlander, Lpz., 1891 (русск. перев., Под редакцией Б. И. Ярхо, Л., 1924).

    II. Потемкин В., Петроний и его роман, «Русская мысль», 1900, VII; Клингер В., Петроний и его роман, Киев, 1908; Boissier G., L’Opposition sous les Cesars, P., 1875 (русск. перев.: «Общественное настроение времен римских цезарей», П., 1915; Collignon A., etude sur Petrone, P., 1892; Его же, Petrone au moyen age et dans la litterature francaise, P., 1893; Thomas E., L’envers de la societe romaine-Petrone, 2-me ed., P., 1901; Collignon A., Petrone en France, P., 1905; Rosenbluth M., Beitrage zu Quellenkunde v. Petronien Satiren, Diss., Киев, 1909.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Советская историческая энциклопедия

    Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter (Arbiter elegantiae - законодатель изящества)) (ум. 66 н. э.) - приближенный имп. Нерона, к-рому приписывают сохранившийся в отрывках роман "Сатирикон". Это иронич. описание любовных и плутовских похождений неск. беспутных юношей, в образах к-рых воплощены духовное оскудение, развращенность, авантюризм совр. П. общества. Изображение в романе быта и х-ва вольноотпущенников представляет интерес при изучении социально-экономич. истории Др. Рима 1 в. н. э.

    Соч.: Le satiricon. Texte établi et trad., 3 éd., P., 1950; Сатирикон, пер. под ред. Б. И. Ярхо, М.-Л., 1924.

    Лит.: Сантросян Н. M., Основные образы романа Петрония "Сатирикон", "Уч. зап. Ереван. гос. ун-та. Сер. филолог. наук", 1962. т. 79, в. 2.

    Н. М. Сантросян. Ереван.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Сводная энциклопедия афоризмов

    Петроний

    (Petronius)Петроний, Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter) (или Тит)

    (г. рожд. неизвестен - ум. в 66)

    Римский поэт - сатирик и лирик. Считался законодателем вкуса при дворе Нерона, "арбитром изящества". В 66 был обвинен в связях с участниками заговора и покончил жизнь самоубийством. До нас дошли фрагменты 15-й и 16-й книг сатирического романа "Сатирикон" (“Сатуры”), высмеивающего римское общество и предположительно пародирующего путешествия Одиссея.Афоризмы, цитаты
    • Чем ты обладаешь, то обладает и тобой.
    • Отсутствие наряда служит иногда лучшим нарядом.
    • В беде познаешь друга.
    • Каков хозяин, таков и слуга.

  13. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  14. Античные писатели

    Петроний, Гай; Petronius, Gaius, прозванный Арбитром, ум. в 66 г., римский писатель и поэт. Жизнь П., его характер, а также смерть по приказу Нерона описывает Тацит в Анналах. Прекрасно образованный, он умел пользоваться жизнью и был в Риме авторитетом в области хорошего вкуса (поэтому его называли арбитром изящества — arbiter elegantiarum — отсюда и его прозвище), но он также хорошо исполнял свои обязанности консула (62 г.) и проконсула в Вифинии. В качестве знатока придворного этикета и отношений снискал симпатию и доверие Нерона в самых интимных делах. Обвиненный в участии в заговоре Пизона вынужден был совершить самоубийство. Как свидетельствует Тацит, он принял смерть посредством вскрытия вен так же легко, как воспринимал жизнь. Перед смертью прислал Нерону письмо, в котором содержался перечень постыдных деяний императора. Сохранившееся под именем П. произведение Сатирикон (Satyricon libri; фр.) некоторые ученые склонны были приписывать автору, жившему при Августе или Тиберии, основываясь на некоторых указаниях на время действия, но, по-видимому, оно было написано Гаем Петронием по прозвищу Арбитр. Это сочинение до XVII в. было известно только в разрозненных отрывках из XV и XVI книг; лишь в 1650 г. в Траве в Далмации нашли рукопись XV в., в которой находился неизвестный до того времени обширный фрагмент, названный Пир Тримальхиона (Cena Trymalchionis). С точки зрения формы Сатирикон можно считать менипповой сатирой, то есть это произведение написано прозой со стихотворными вставками, всегда великолепными. Это первый и единственный в своем роде римский приключенческий роман, отличающийся по характеру от известного нам из греческой литературы любовного романа, хотя и в произведении П. присутствует пара влюбленных. Это молодой Энколпий и прелестный мальчик Гитон (из-за этого Сатирикон считали пародией на роман), которых разлучает и толкает навстречу новым приключениям оскорбленный Энколпием божок Приап, подобно тому, как виновником приключений Одиссея был разгневанный Посейдон. Энколпий, главный герой и рассказчик, вместе с Гитоном и Асцилтом, тоже влюбленным в Гитона, ведут беспокойную жизнь, странствуя с места на место, ввязываясь в авантюры и сцены ревности, не гнушаясь также краж и разврата. В один из дней их приглашают на пир к Тримальхиону; они оказываются там вместе с ритором Агамемноном, с которым Энколпий вступает в спор о причинах упадка красноречия. Хозяин дома Тримальхион, вольноотпущенник и выскочка, пригласил также множество гостей из своего круга, которых он старался поразить роскошью и ученостью. Герои повествования сбегают с пира и с поэтом Эвмолпом пускаются в морское путешествие. П. вложил в уста Эвмолпа две поэмы: о гражданской войне и о взятии Трои. Обе содержали скрытые аллюзии. Первая пародировала Фарсалии Лукана, вторая намекала на поэтические амбиции императора Нерона. Сатирикон, как и греческие романы, включал множество эпизодов и экскурсов, к которым принадлежит, например, знаменитая история об эфесской вдове, признанная милезийской новеллой (см. Милетийские повести), или рассказ об оборотне. В произведении П., как обычно в романе, действие переносится с места на место довольно быстро, герои переживают свои приключения в разной обстановке: на суше, на море, мы видим их в Кампании, в Кротоне и Массилии, вероятно, в Кумах. На основе приключенческой фабулы П. нарисовал образ римского мира. С подлинным реализмом и тонкой иронией он рисует картину нравов и характерные для деморализованного общества времен Нерона типы. Он клеймит моральную испорченность, бесправие женщин, высмеивает вычурность речи. В образе Тримальхиона, который сам себя характеризует каждым своим словом и действием, П. с саркастическим юмором представил часто встречающийся тип выскочки. О высоком писательском мастерстве говорит его манера представления различных событий и образов героев и чрезвычайно богатый язык: мы находим здесь как правильный разговорный язык образованных классов, например, в дискуссии Энколпия и Агамемнона, так и язык мира Тримальхиона, родившегося в маленьком провинциальном городе в Южной Италии, возможно, в Кумах. Это так называемая народная латынь, вульгарная, с жаргонизмами вольноотпущенников и грецизмами. Таким образом, язык Сатирикона тоже является образом эпохи.

  15. Источник: Античные писатели