первая нота или тоника каждой гаммы, а также однозвучие — унисон, т. е. совпадение двух звуков одинаковой высоты. Такая П. называется чистой. Увеличенная П. получается от повышения или понижения одного из одинаковых звуков, например до — до — чистая П., до—до или до—до — увеличенная или чрезмерная П. или хроматический полутон. П. обозначает тоже первую скрипку в струнной группе, первый голос в хоре. A prima vista или Р. v. обозначает исполнение пьесы без приготовления, с листа (а premiere vue). Prima volta — надпись над повторяемой фразой при первом ее исполнении.
Н. С.
(от лат. prima — первая)
в музыке, один из Интервалов, а также одна из ступеней (См. Ступень) гаммы, звукоряда. П. называют также первую партию в группе однородных инструментов оркестра или ансамбля, в составе хоровых групп, в музыкальных произведениях для 2 фортепиано и для одного фортепиано в 4 руки.
жен., муз. взаимное отношенье двух нот, звуков; интервал, промежек;
| струна а, на скрипке и виолончели.
| Первый или основный голос, первая скрипка, первая флейта.
ПРИ́МА, -ы, жен.
1. В музыке: первая ступень гаммы, а также интервал шириной в одну ступень звукоряда.
2. Первая струна смычкового музыкального инструмента (спец.).
3. Инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре (спец.).
4. То же, что примадонна (разг.).
-ы, ж. муз.
1.
Первая ступень гаммы, а также основной тон трезвучия.
2.
Интервал в пределах одной ступени звукоряда.
3.
Ведущая партия, исполняемая на одном из группы инструментов в инструментальном ансамбле.
||
Лицо, исполняющее ведущую партию в ансамбле, а также инструмент, на котором исполняется ведущая партия в ансамбле.
— Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы. И. Крылов, Квартет.
4.
Сопрановая разновидность балалайки в русском народном оркестре.
[От лат. prima — первая]
ПРИ́МА, пимы, жен. (итал. prima).
1. Первый или основной звук гаммы, тоника (муз.). «Трезвучием называется аккорд, состоящий из примы, или основного тона, перции и квинты.» Римский-Корсаков.
2. Первая струна (ля) на скрипке, виолончели (муз.).
3. Унисон, совпадение одноименных звуков, тонов (муз.). Играть в приму (в унисон). Чистая прима (полный унисон, напр. ля - ля). Увеличенная прима (отклоняющаяся от полного унисона на полтона, напр. ля - ля диэз).
4. Лицо или инструмент, ведущие первую партию в ансамбле. «Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы.» Крылов.
5. Первый экземпляр переводного векселя (банк., торг.).
I
ж.1.
Первая ступень гаммы, а также основной тон трезвучия.
2.
Интервал в пределах одной ступени звукоряда.
3.
Ведущая партия, исполняемая на одном из группы инструментов в инструментальном ансамбле.
II
ж.1.
Лицо, ведущее первую партию в ансамбле.
2.
разг.то же, что примадонна
ПРИМА - см. Интервал.
ПРИМА (музыкальное), последовательное или одновременное звучание двух одноименных звуков (так называемый нулевой интервал).
жен.
1) муз. tonic
2) first string, top string
3) first violinж.
1. муз. tonic;
2. first string;
3. first violin.
ж.
1)(в гамме) tonique f
2)(первая скрипка) premier violon m
3)разг. prima donna f
ж. муз.
1)tónica f
2)(ведущая партия) primer violín, primer instrumento
- 1) разница между рыночной ценой акций и"х. номинальной стоимостью; 2) см. ПРИМА-ВЕКСЕЛЬ.
ПРИ́МА -ы; ж. [от лат. prima - первая] Муз.
1. Первая ступень гаммы; основной тон трезвучия.
2. Интервал в пределах одной ступени звукоряда.
3. Первая струна смычкового музыкального инструмента.
4. Сопрановая разновидность балалайки в русском оркестре народных инструментов.
5. Ведущая партия в оркестре, хоре; лицо или инструмент, исполняющие ведущую партию.
6. Театр. Примадо́нна; прима-балерина.
* * *
при́масм. Интервал.
* * *
ПРИМАПРИ́МА, см. Интервал(см. ИНТЕРВАЛ).
(от лат. prima - первая).
1) Первая ступень диатонич. гаммы; основной звук (тон) лада; нижний звук аккорда в основном положении.
2) Интервал - последовательное (мелодич.) или одновременное (гармонич.) звучание двух одноимённых звуков. Поскольку понятие интервал подразумевает различие звуков по высоте, принадлежность П. к интервалам оспаривалась старинной муз. теорией. Со временем, однако, помимо чистой П., образующей унисон, стали применять и её хроматич. преобразования, отличающиеся от унисона; с этого времени П. прочно вошла в число интервалов. Различают чистую П. (чистую 1) - 0 тонов, увеличенную П. (ув. 1) - 1/2 тона (напр., с - cis), дважды увеличенную приму (дважды ув. 1) - целый тон (напр., ces - cis).
3) Первая партия (обычно самая высокая) в группах однородных инструментов оркестра или ансамбля, напр. 1-я скрипка, 1-я флейта и т.п.; то же - в составе хор. групп (голосовых партий). Первая партия в муз. произв. для 2 фп. и четырёхручного изложения музыки для одного фп.
В. А. Вахромеев.