«Гердер Иоганн Готфрид»

Гердер Иоганн Готфрид в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Гердер Иоганн Готфрид»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764 1769 был пастором в Риге. В 177071 в Страсбурге сблизился с молодым И. В. Гёте. С 1771 придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 в Веймаре. Его сочинение «Идеи к философии истории человечества» (ч. 14, 178491, сокращенный рус. пер. 1829) проникнуто идеей своеобразия различных эпох человеческой истории, стремлением понять их как нечто органически вырастающее на определённой национальной почве и в специфическом переплетении природных условий и культурных традиций. Высшим принципом развития человечества Г. считал осуществление гуманности, т. е. разума и справедливости («Письма о поощрении гуманности», 179497). Видя в гуманности отличительный принцип человека, изначально присущий ему и характеризующий его природу, Г. рассматривает в связи с этим положение человека в органическом мире как «первого вольноотпущенника природы», имеющего двоякое происхождение естественное и духовное; с точки зрения этих идей Г. рисует широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и др. страны Древнего Востока) до 14 в.

    В работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (176668), «Критические леса» (1769) Г. рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. В работах «Исследование о происхождении языка» (изд. 1772, рус. пер. 1909), «Шекспир» и «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубликован в сборнике «О немецком характере и искусстве», 1773, изд. совместно с Гёте) Г. создаёт теорию народной поэзии, ставшую литературным манифестом «Бури и натиска». В сборнике «Народные песни» (177879; 2 изд. «Голоса народов в песнях», 1807) Г. включил народные песни всего мира, расположив их тематически, чтобы доказать равенство народов в их поэтическом самовыражении. В работе «О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена» (1781) Г. выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Подготовив своим учением движение романтизма, Г. в 90-е гг. выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья. В последние годы жизни Г. с позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой И. Канта «критического периода» («Метакритика критики чистого разума», 1799; «Каллигона», ч. 13, 1800).

    В России творчеством Г. увлекались в кружке Н. М. Карамзина; отчасти это объясняется тем, что Г. уделял значительное внимание изучению культуры славянских стран, в частности фольклора славянских народов.

    Философско-исторические идеи Г. сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля. Сенсуалистско-эмпирический характер антропологии Г. получил развитие у Л. Фейербаха.

    Соч.: Sämtliche Werke, hrsg, von В. Suphan, Bd 133, В., 18771913; Werke, Bd 15, Weimar, 1957; в рус. пер. Избр. сочинения, предисл. В. М. Жирмунского, М. Л., 1959.

    Лит.: Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, пер. с нем., т. 12, М., 1888; Меринг Ф., Иоганн Готфрид Гердер, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. Л., 1934; Гулыга А., Гердер как критик эстетической теории Канта, «Вопросы философии», 1958, № 9; его же, Гердер (17441803), М., 1963; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 17501848, М., 1959; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963; Begenau Н., Grundzuge der Ästhetik Herders, Weimar, 1956; Dobbek W., J. G. Herders Weltbild, Köln-W., 1969.

    Н. П. Банникова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Herder, Johann Gottfried)

    (1744-1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кенигсбергского университета. С 1764 учитель в церковной школе в Риге, в 1767 стал помощником настоятеля двух важнейших рижских приходов. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа. В июне 1770 в качестве спутника и наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского направился вместе со своим подопечным в Гамбург, где познакомился с Лессингом. В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза и близко сошелся с И.В.Гете, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. В 1771-1776 он главный пастор и член консистории в Бюкебурге; благодаря посредничеству Гете в 1776 приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории. Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788-1789, он провел остаток жизни. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Умер Гердер 18 декабря 1803. Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente ber die neuere deutsche Literatur, 1767-1768) и Критические леса (Kritische Wlder, 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона. В статьях Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов и Шекспир в сборнике О немецком характере и искусстве (Von deutscher Art und Kunst, 1773; издан совм. с Гете), программном документе движения "Бури и натиска", Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням. Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778-1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Vlker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гете и М.Клаудиуса. Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (Ideen zur Geshichte der Menschheit, тт. 1-4., 1784-1791), остался незавершенным. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Для Гердера история - сцена деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе. Единственная цель человеческого бытия - прогресс человечества и человечности.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гердер И.Г. Избранные сочинения. М. - Л., 1959 Гулыга А.В. Гердер (1744-1803). М., 1963 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ге́рдер Иоганн Готфрид

    (Herder) (1744—1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764—1769 пастор в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат «О происхождении языка» (1772), сочинения по философии истории («Идеи к философии истории человечества», т. 1—4, 1784—91). Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

    * * *

    ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

    ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764—1769 пастор в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска»(см. БУРЯ И НАТИСК), друг И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг). Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

    * * *

    ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген — 18 декабря 1803, Веймар), немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.

    Жизнь и сочинения

    Гердер учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Канта(см. КАНТ Иммануил), дружил с Гаманом(см. ГАМАН Иоганн Георг)). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Д. Бруно(см. БРУНО Джордано), Спинозы(см. СПИНОЗА Бенедикт), Лейбница(см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм). В 1764—1769 преподавал в церковной школе Риги, где выходят его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 предпринимает путешествие в Париж, где знакомится с Дидро(см. ДИДРО Дени) и Д"Аламбером(см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Возвращаясь в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Лессинга(см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), оказавшего на него огромное влияние. В 1770 жил несколько месяцев в Страсбурге, где знакомится с Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и создает трактат «О происхождении языка» (изд. 1772). В 1771—1776 Гердер — советник консистории в Бюкебурге. В этот период он становится деятельным участником движения «Буря и натиск(см. БУРЯ И НАТИСК)». В 1776 переезжает в Веймар, где становится генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавляет веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимается естественными и историческими науками, создает свой шедевр — «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784—1791).

    Ранний период

    В нач. 1770-х годов Гердер разрабатывает проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоит у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дает одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицает генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергает богоданность языка, но и, полемизируя с Кондильяком(см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де) и Руссо(см. РУССО Жан Жак), утверждает его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й пол. 1780-х годов вовлекается в «спор о пантеизме» и публикует трактат «Бог» (1787), в котором выказывает себя радикальным сторонником спинозизма.

    «Идеи к философии истории человечества»

    В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандизном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора — процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем — к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо(см. РУССО Жан Жак), Гердер возвращается в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.

    Судьба учения Гердера

    Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793—1797), где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступает в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Кантом(см. КАНТ Иммануил). «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.

    В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.

    Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Фихте(см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегеля(см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), антропологии Фейербаха(см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), герменевтики Дильтея(см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), философии жизни(см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), либеральной протестантской теологии.

  5. Источник: Энциклопедический словарь