Большая Советская энциклопедия

    (Martin du Gard)

    Роже (23.3.1881, Нёйи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен,—23.8.1958, Беллем, департамент Орн), французский писатель. Происходил из семьи судейских чиновников. Получил образование в Эколь де Шарт — высшем архивно-историческом учебном заведении. С самого начала писателя привлекала проблема становления человеческой личности, формирования характера. Пафос романа «Жан Баруа» (1913, русский перевод 1958) — в утверждении идеалов демократии и философии материализма. Распад человеческих отношений под влиянием золота рисуется в повести «Старая Франция» (1933, русский перевод 1934).

    Главное произведение — многотомный роман «Семья Тибо» (Нобелевская премия, 1937; русский перевод 1936, 1959, 1972), начат в жанре семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Исправительная колония», 1922; «Солнечная пора», 1923; «День врача», 1928; «Сестрёнка», 1928; «Смерть отца», 1929), которая перерастает в политический роман, в широкую картину французской действительности начала 20 века. «Семья Тибо» завершалась в 30-е годы («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940), в обстановке движения Народного фронта. Под пером М. дю Г. рассказ о распаде буржуазной семьи перерастает в историю упадка целого класса. Жизненный путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному «очерствению», — характерный пример того, как общество калечит человека. Различным формам эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал гармоничной деятельного человека. Антуан Тибо, талантливый детский врач, в конце 1-й мировой войны 1914—1918 перед смертью находит в себе силы осудить избранный им путь компромиссов. Младший из братьев Жак от протеста против семейного деспотизма приходит к революционной деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить путь империалистической войне. В лице Жака Тибо автор создал образ бунтаря и подвижника, выступающего против буржуазного общества. В «Лете 1914 года» даётся строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистическими державами, показан крах 2-го Интернационала.

    Как романист М. дю Г. стремится к максимальной объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Его произведениям присущи характерные черты французской классической литературы: широта социальной панорамы, этический пафос, ясность мысли и чёткость её выражения. В создании крупных человеческих характеров, в стремлении постигнуть «диалектику души» французский писатель опирался на опыт своего любимого автора — Л. Н. Толстого. Творчество М. дю Г. знаменует существенные сдвиги в развитии французского критического реализма. В годы 2-й мировой войны 1939—45 писатель занимал антифашистскую патриотическую позицию. В «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (1955) он защищает реалистические взгляды на искусство.

    Соч.: CEuvres completes, v. 1—2, P., 1955; Les Thibault, Moscou, 1960; R. Martin du Card et J.-R. Bloch. Correspondance (1909—1946), «Europe», 1963, 1964, 1965, № 413—419/420; A. Gide et R. Martin du Card. Correspondance, v. 1—2, P., 1968; Copeau J. et Martin du Gard R. Correspondance, v. 1—2, P., 1972; в русском переводе — Воспоминания, «Иностранная литература», 1956, № 12.

    Лит.: Мотылева Т., Иностранная литература и современность, М., 1961; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Наркирьер Ф., Роже Мартен дю Гар, М., 1963; Роже Мартен дю Гар. Биобиблиографический указатель. [Составитель А. В. Паевская, М.], 1958; Lalou R., R. Martin du Gard, P., 1937; Borgal С., R. Martin du Gard, P., 1957; Boak D., R. Martin du Gard, Oxf., 1963; Robidoux R., R. Martin du Gard et la religion, P., [1964]; Schalk D. L., R. Martin du Gard. The novelist and history, lthaca (N. Y.), 1967.

    Ф. С. Наркирьер.

    Р. Мартен дю Гар.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Мартен дю Гар

    МАРТЕН дю ГАР Роже (Roger Martin du Gard, 1881—) — современный французский писатель. Для творчества М. дю Г. характерны узко-интимные темы, полное отсутствие интереса к политическим и общественным проблемам, романтическая тяга к прошлому, стремление найти и запечатлеть его следы в настоящем. Его творческая деятельность по существу начинается лишь с 1920. Самое значительное произведение М. дю Г. — цикл романов «Семья Тибо» (Les Thibault, P., 1922—1929). Вышло уже 7 томов. Роман в натуралистических тонах рисует историю интеллигентской семьи, проникнутой буржуазными традициями. В разработке индивидуальных семейных взаимоотношений М. дю Г. следует шаблону мещанской беллетристики второй половины XIX в. М. дю Г. является представителем французской буржуазии старой формации. Для него характерны вера в значение «чистой» науки, индивидуализм и расплывчатый либерализм. Литературное значение М. дю Г. сильно преувеличено французской критикой.Библиография:

    I. Весна, Роман, перев. Под редакцией Г. П. Федорова, изд. «Время», Л., 1925; Семья Тибо, Роман, перев. Под редакцией В. А. Зоргенфрея, изд. «Время», Л., 1925; Братья Тибо, Л., 1929; Jean Barois, 1913; Le testament du pere Leleu, farce paysan, P., 1920; La gonfle, P., 1928.

    II. Риза-Заде Ф., Новинки французского романа, «Вестник иностранной литературы», М., 1930, № 3, стр. 194; Prevost Jean, Roger Martin du Gard, romancier, «La nouvelle revue francaise», P., 1929, Janvier; Fernandez Ramon, Les Thibault, «La nouvelle revue francaise», 1924, Janvier; Truc Gonzague, Quelques peintres de l’homme contemporain, P., 1926; Cremieux B., La mort du pere, par Roger Martin du Gard, «La nouvelle revue francaise», P., 1929, aout.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Энциклопедический словарь

    МАРТЕН ДЮ ГАР

    МАРТЕ́Н ДЮ ГАР (Martin du Gard) Роже (1881—1958), французский писатель. В романе «Семья Тибо» (т. 1—8, 1922—40) семейная хроника перерастает в широкую реалистическую картину жизни Франции нач. 20 в. Нобелевская премия (1937).

  5. Источник: Энциклопедический словарь