Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Jules Michelet) — знаменитый французский историк, род. 21 августа 1798 г., в небогатой семье, которую он сам называет "крестьянской". Отец его переселился в Париж и существовал устроенною им здесь типографиею Пока при Республике печать пользовалась относительной свободою, дела типографии процветали, но с установлением империи семье М. пришлось испытывать горе и нужду; бедственное положение ее дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний М. сами должны были исполнять типографскую работу. Ученье молодого М. не могло идти правильно; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него М. наследовал восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещен в детстве) вызвала в нем книга "О подражании Христу". На последние средства родители поместили М. в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу М. ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нем дарование, особенно литературное, и из последних рядов он перешел прямо в первые. В 1821 г. М. сделался учителем в коллегии Sainte-Barbe, где почти против своего желания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняя литература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху и идее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико; сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им "Précis de l'histoire moderne" доставили ему литературную известность, и в 1827 г. он получил место проф. философии и истории в Нормальной школе. В его преподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой он давал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различных народов и их религиозную эволюцию. В это же время в уме его зародилась философская концепция, что история есть драма борьбы между свободою и фатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, ему порученные, М. желал удержать за собою философию и лишь неохотно посвятил себя истории. Плодом занятий ею явились две работы: философская — "Introduction à l'histoire universelle" и первый большой исторический труд его — "Histoire romaine: République" (Пар., 1831). Основная мысль первого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская, философия истории У М. лишена своего метафизического смысла и значения и приведена к совершенно другому результату: венцом всемирно-исторического процесса у М. является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего к самосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивным торжеством свободы в борьбе человека с природою, с материею или роком. В бойкой своей книге о римской республике М. попытался сделать результаты Нибуровских трудов достоянием французской публики, но эта попытка его поколебать рутину преподавания осталась бесплодною; сам он позже уже не возвращался к древней истории. Июльская революция доставила М. место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесь ему открылась возможность заняться историей отечества; он временно увлекся теорией беспристрастия, с которою выступала школа Гизо. В написанных им в это время первых 6 тт. истории Франции (1831—1843) он проявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальных документов и в то же время творческий гений, проникающий в душу действующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать. Позже, увлеченный публицистическою струею, он уже не мог вернуться к такому пониманию средневековой жизни. Не ужившись с Кузеном, новым директором Нормальной школы, М. в 1838 г. перешел в Collège de France, где в первый раз очутился перед вольною аудиториею, требовавшею от лектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивого слова. Кафедра для М. превратилась в трибуну, с которой он развивал свои идеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более и более принимали характер проповеди, créer des âmes — создавать души — все более и более становилось целью его профессуры. Когда с 1840 г. Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную с прогрессом, то в числе многих пришедших к крайним мнениям и революционным тенденциям был и М. В это время особенно развились в М. две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское "écrasez l'infâme" по отношению к клерикализму — и культ народа, которому положил начало Руссо. В 1843 г. он совместно с Э. Кинэ издал ожесточенный памфлет против иезуитов, "Des Jésuites", получивший громадное распространение: он появился в газете, расходившейся в числе 48000 экземпляров, перепечатывался, кроме того, провинциальными газетами и расходился в массе дешевых изданий среди народа. Не меньшее распространение получила брошюра "Le prêtre" la femme et la famille" (1845), где М. развивает направленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнем храма и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. В политической сфере идеалом его сделалась демократическая республика; руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать в изучении "великой революции" 1789 г. Его историю революции называют эпической поэмой с героем — народом, олицетворенным в Дантоне. Первый том ее вышел в 1847 г., последний — в 1853 г. Свои мысли о народе он изложил в книгах "Le peuple" (1848) и "Le Banquet" (1854). М. является здесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожения частной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящего народа, т. е. крестьянства, обусловливался, в глазах М., именно обладанием частною собственностью, своим куском земли, своим полем; он даже требовал в интересах этой частной собственности уничтожения переживших революцию остатков общественной собственности. Несимпатичен был ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он не понимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала с негодованием всякие террористические меры для осуществления идеала любви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, М. горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social). Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхних слоев с народом — сближении, основанном на любви, на отречении от эгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильно идеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал ему преимущество перед книжной рассудочностью образованных классов, приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию в противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взгляды вполне оправдывают данную одним из наших историков М. кличку "народник". Ключ к разрешению социальной проблемы М. находил в психическом явлении, которое представляет собою гений: как гений гармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нем заключающиеся — человек инстинкта и человек размышления, — содействуют друг другу, так и творчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие и верхние слои его действуют в взаимном понимании и согласии. Прежде всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этого должна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждение социальной любви. В этой общей школе должны перебывать год или два дети всех классов, всякого состояния; она настолько же должна служить к сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их. В общенародной школе, по плану М., ребенок должен был, прежде всего, узнать свое отечество, чтобы научиться видеть в нем живое божество (un Dieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в нем потом сознание единства с народом, и в то же время в самой школе предстало бы ему наяву отечество в образе детской общины, предшествующей общине гражданской. С помощью усвоенной с детства гражданской любви М. считал возможным достигнуть идеального государства, основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного из людей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все более и более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами М. ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками, естественными миротворцами гражданской общины. Эта мечта М., как указывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но там, где М. наименее этого ожидал, — в стране, воплощавшей для него гордыню и эгоизм: в Англии. Декабрьский переворот лишил М. кафедры в Collège de France, а за отказ от присяги он потерял место в архив. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adèle Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности. М. и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его "L'oiseau" (1856), "L'insecte" (1857), "La mer" (1861) и "La montagne" (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах. В 1858 г. М. издал "L'amour", в 1859 г. — "La Femme"; его восторженные слова о любви и браке в соединении с большой откровенностью в трактовании этих вопросов вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли редкой популярности. "L'amour" составляет предисловие к "Nos fils" (1869), где М. подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемое им в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей посвящена ранее изданная "La bible de l'humanité" (1864) — краткий очерк нравственных учений, начиная с древности. Наряду с этими соч. М. дал несколько небольших трудов по истории: "Les femmes de la Révolution" (1854), "Les soldats de la Révolution", "Légendes démocratiques du Nord", потрясающий историко-патологический этюд "La sorcière" (1862). В 1867 г. он закончил свою "Histoire de France", доведя ее до порога революции 1789 г. Благодаря своим занятиям естественными науками и психологиею М. чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и во Франции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская война принесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этой войны, М. почти один решился протестовать публично против увлечения тщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка не позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался, однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осаду Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвало у него первый припадок апоплексии. В брошюре "La France devant l'Europe" (Флор., 1871) он высказывает веру в бессмертие народа, остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости и свободы. Едва оправившись, он принялся за новый громадный труд "Histoire du XIX siècle", издал в три года 3 1/2 тома, но довел свое изложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 г. отнял у него надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все больше слабели, и 9 февр. 1874 г. он умер в Гиере; похороны его дали повод к республиканской демонстрации. М., по отзыву Тэна — не историк, но один из величайших поэтов Франции, его история — "лирическая эпопея Франции". Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда он горько сознавал свое одиночество и бедность, сохранилось в нем во всех фазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображение переносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой, кто бы она ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французской историографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страдания людей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследования страшной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям была слишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителем современных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что он внес их в изучение прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных с половины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое и порабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновенная впечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом, связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию и психологии. Отечество и семья были для него постоянно предметами боготворения. Семья, в глазах М., была основанием государства; любовь к семье у него была связана с любовью к родине, а эта последняя — с любовью к человечеству. У М. не было отвлеченной страсти к науке; все, что не было движением и жизнью, мало его интересовало. Характер М. был очень спокоен, образ жизни отличался чрезвычайной правильностью; ежедневно он работал с 6 часов утра до полудня и ложился спать обыкновенно в 10 вечера; никогда он не принимал приглашений на вечера или на обеды. Обхождение его было просто и приветливо, манеры сохраняли традиции вежливости старой Франции. Необыкновенную прелесть и оригинальность ему придавало нечто непосредственное, детское в его натуре, редкое у француза. Лучший материал для его характеристики дают изданные вдовою его из его записок "Ma jeunesse" (1884; см. А-в, "Новая книга о М.", в "Вестнике Европы", 1884, 5) и "Mon Journal. 1820—23" (1888). Ср. о М. essai Тэна (переведено в "Русской мысли" 1886, 12); G. Monod, "Jules M." (П., 1876); его же, "Renan, Taine, M." (1894; отсюда "Жюль М." в "Русской мысли", 1895, 3); Noël, "Jules M. et ses enfants" (1878); Corréard, "M., sa vie, etc." (1886); J. Simon, "Mignet, M., Henri Martin" (1889); В. И. Герье, "Народник во французской историографии" ("Вестник Европы", 1896, 3 и 4). Из сочинений М. имеются на русском языке: "Обозрение новейшей истории" (СПб., 1838); "История Франции в XVI в." (СПб., 1860); "Краткая история Франции до Французской революции" (СПб., 1838); "Реформа. Из истории Франции в XVI в." (СПб., 1862); "Женщина" (Одесса, 1863); "Море" (СПб., 1861); "Царство насекомых" (СПб., 1863); "Птица" (СПб., 1878); "История XIX в." (СПб., 1883—84, под ред. М. Цебриковой) и др.

    А. М. Л.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, — 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии М. стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви (социологические этюды «Иезуиты», «Священник, женщина и семья», «Народ», рус. пер., М., 1965). Если в юности идеалы М. не шли дальше «либеральной монархии», то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая Великую французскую революцию, М., однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям (рассматривая экономическое неравенство как божественный закон). За отказ присягнуть Наполеону III М. в 1852 был лишён профессорской кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива (которую занимал с 1831). В учебниках по новой истории и всемирной истории, оказавших большое влияние на французскую историографию, М. обнаружил наряду со способностью к широким историческим обобщениям эклектизм философско-исторической мысли (соединение циклизма Дж. Вико с теорией прогресса Г. Гегеля). Герой исторического процесса, согласно М., — народ (без деления на классы); великие люди — лишь «символы» (выражение обществ. идей цивилизации), по существу «пигмеи», вскарабкавшиеся «на послушные плечи доброго гиганта — Народа».

    Наиболее значительные из работ М. — многотомная «История Франции», доведённая до 1789, и являющаяся её продолжением «История Французской революции»; они основаны главным образом на источниках (архивных и печатных), на данных географии, нумизматики и др. М. ставил перед собой цель раскрыть психологию французского народа, выявить «народный дух» в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Историческое прошлое он стремился «воскресить» с помощью художественных средств. Исторический метод М. отличается субъективизмом оценок: в его основе — интуиция, воображение, симпатия к изображаемым людям и явлениям.

    Соч.: CEuvres complétes, v. 1—40, P., 1893—1898; в рус. пер. — Обозрение новейшей истории, СПБ, 1838; Реформа (Из истории Франции в XVI в.), СПБ, 1861; Женщина, Од., 1863; История XIX в., т. 1—3, СПБ, 1882—84; Жанна д'Арк, П., 1920; Ведьма, М., 1929.

    Лит. : Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М. — Л., 1940, с. 191—93; Реизов Б. Г., Французская романтическая историография, Л., 1956, гл. 9; Косминский Е. А., Историография средних веков, М., 1963, с. 401—410; Monod G., La vie et la pensée de J. Michelet, v. 1—2, P., 1923; Alff W., Michelet's ideen, Gen. — P., 1966.

    О. Л. Вайнштейн.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Michelet, Jules) (1798-1874), французский историк и моралист, наиболее известный представитель романтической повествовательной историографии 19 в. Родился в Париже 21 августа 1798 в семье разорившегося типографа. Несмотря на трудное детство, получил образование и стал профессором истории Коллеж Сен-Барб (1822), а затем Высшей нормальной школы (1827). Перевел на французский Новую науку Джамбаттисты Вико, учение о развитии человечества от варварства к цивилизации. В 1831 опубликовал труды Введение во всеобщую историю (Introduction l'histoire universelle) и Римская история (Histoire romaine), благодаря которым приобрел известность. Начиная с 1833 выходили в свет тома его Истории Франции (Histoire de France, 17 tt., 1833-1867), настоящей биографии французской нации, которая, как утверждал автор, возникла благодаря смешению различных народностей и смогла пойти собственным путем, создав тот строй и тех правителей, в которых нуждалась. В 1838 Мишле стал профессором Коллеж де Франс. Суть моральных и политических воззрений, которые обладавший даром красноречия профессор передавал восторженной аудитории, можно найти в его книге Народ (Le Peuple, 1846). В 1847-1853 Мишле опубликовал труд История французской революции (Histoire de la rvolution franaise), в котором эпическое описание событий сопровождалось проповедью гуманизма, противопоставлявшегося традиционному католицизму. В 1852 он отказался присягнуть на верность Луи Наполеону, покинул службу, удалился в своего рода ссылку и закончил работу над Историей Франции, к которой в 1869 написал предисловие. Предпринял также попытку вывести из своих исторических размышлений "религиозную философию народа", которая начиналась как философия человечества, замешанная на потребности и в справедливости, и в любви. Эти идеи содержатся в работах: Банкет (Banquet, 1854), Любовь (L'Amour, 1858), Женщина (La Femme, 1860), Ведьма (La Sorcire, 1862), Библия человечества (La Bible de l'Humanit, 1864) и Наши сыновья (Nos fils, 1869). В дальнейшем его интересы распространились на другие области; превознесение гармонии и божественного единства природы можно обнаружить в его работах: Птица (L'Oiseau, 1856), Насекомое (L'Insecte, 1857), Море (La Mer, 1861) и Гора (La Montagne, 1868). Поражение Франции в войне с Пруссией в 1870 и возрождение республики вернуло Мишле к его обязанностям историка французской республики, и он опубликовал несколько работ: Франция перед лицом Европы (La France devant l'Europe, 1871), первые два тома Истории девятнадцатого столетия (Histoire du XIX sicle, 1872-1873).

    Умер Мишле в Йере 9 февраля 1874.

    ЛИТЕРАТУРА

    Мишле Ж. История XIX века, тт. 1-3. СПб, 1883-1884 Мишле Ж. Ведьма. М., 1929 Мишле Ж. Народ. М., 1965

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Мишле́ Жюль

    (Michelet) (1798—1874), французский историк романтического направления. Основные сочинения: «История Франции» (до 1789; т. 1—17, 1833—67), «История Французской революции» (т. 1—7; 1847—53), написанные с воодушевлением и страстью.

    * * *

    МИШЛЕ Жюль

    МИШЛЕ́ (Michelet) Жюль (1798—1874), французский историк романтического направления. Главные сочинения: «История Франции» (до 1789), «История Французской революции».

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Мишле Жюль

    (Michelet)Мишле Жюль (Michelet, Jules) (1798 - 1874)

    Французский историк патриотического направления. Среди произведений - "История Франции" в 17 томах (1833 - 1867), "История Французской революции" в 7 томах (1847 - 1853).Афоризмы, цитаты
    • Женщина консервативна по своей природе, она везде ищет прочных оснований, и это вполне естественно, так как для домашнего очага и колыбели нужна прочная почва.
    • Воспитывать девочку - это воспитывать самое общество, потому что оно исходит из семьи, где душою - женщина.
    • Для англичанина, американца, русского весь мир представляет поле деятельности... Только мы, французы, такой "благоразумный" народ, что сидим на одном и том же месте, если нас не оденут по-солдатски. Мы живем там, где родились.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов