Большая Советская энциклопедия

    древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы СССР, местопребывание высших органов государственной власти страны — Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и правительства СССР.

    Первоначально К. М. — небольшое укрепление посёлка, возникшего на т. н. Боровицком холме — мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Наиболее древние археологические находки на территории К. М. относятся к бронзовому веку (2-е тыс. до н. э.). В раннем железном веке (2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.) здесь было поселение, следы которого открыты у современного Архангельского собора. Славянский городок возник на месте К. М. не позднее конца 11 в. При раскопках найдены остатки деревянных построек, мостовой, инструменты ремесленников, предметы быта, украшения славян-вятичей (См. Вятичи). Среди находок — печать Киевской митрополии 1091—96. Крепость (древнее названием «град» или «град Москва»; название «Кремль» появилось не ранее 14 в.) занимала юго-западную оконечность холма (около 1,5га); открытый раскопками ров ее проходил по территории у западного фасада современного Большого Кремлёвского дворца. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад городка уже занимал верхнюю часть холма; на В., включая современную Соборную и Ивановскую площади, по берегу р. Москвы, он простирался до середины территории современной гостиницы «Россия»; на С. доходил примерно до середины современного Дворца съездов.

    «Город» 1156, построенный по приказанию князя Юрия Долгорукого, охватывал территорию, в 5—6 раз большую, чем первоначальная, оставляя свободной от общепоселковой застройки центральную часть холма. На С. современной Соборной площади находилась деревянная церковь с кладбищем при ней. Укрепление К. М. тогда представляло собой деревянно-земляное сооружение (ров, вал с деревянной конструкцией в его основании). К. М. охватывал во 2-й половине 12 в. на С. и В. территорию современного Дворца съездов, Соборную площадь и территорию первоначальных укреплений на Ю.-З. Посад в это время занимал почти всю верхнюю часть холма, а по берегу Москвы-реки распространялся далеко на В. (включая позднейшее Зарядье). В 1237 во время монголо-татарского нашествия К. М. был разрушен.

    Дальнейшее развитие К. М. тесно связано с ростом значения Москвы как стольного города княжества, а затем столицы централизованного Русского государства. К концу 13 в. относится возведение первых каменных храмов — предшественников Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов. Постройкой этих храмов было положено начало монументальному оформлению главной Соборной площади К. М. При Иване I Даниловиче (Калите) возводится Успенский собор (1327) с приделом Поклонения веригам апостола Петра (1329), церковь Иоанна Лествичника (1329), собор Спаса на Бору (1330) с монастырём при нём и Архангельский собор (1333). С конца 1339 началась постройка стен и башен, рубленных из дуба. Позднее, во 2-й половине 14 в., были основаны Чудов и Вознесенский монастыри. Готовясь к решительной борьбе с татарами, Дмитрий Донской в 1367 приказал построить белокаменные стены и башни К. М. (отсюда «Москва белокаменная»), значительно расширив его площадь. В конце 14 — начале 15 вв. продолжается каменное строительство (в т. ч. церкви Рождества и Благовещения на государевом дворе), реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404). В это время в К. М. работают знаменитые русские живописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор с Городца, создавшие в 1405 иконостас Благовещенского собора. Во 2-й половине 15 в., когда Москва стала политическим и культурным центром единого Русского государства, осуществилась перестройка К. М. с участием итальянских зодчих. К. М. превратился в монументальный ансамбль, величественным центром которого была Соборная площадь с Успенским собором. Его построил итальянский архитектор Аристотель Фьораванти с русскими мастерами в 1475—79 (четвёртое здание на данном месте). Используя достижения русского зодчества предшествующих времён, строители придали традиционному, трёхнефному пятиглавому храму монументальные и величественные формы. Храм расписывали в 15—16 и 17 вв. художники Дионисий, Иван и Борис Паисеины и др. Собор являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов, местом совершения торжественных актов (коронации, венчания князей и царей и др.). В нём сохранилась уникальная коллекция икон 11— 17 вв. Псковские мастера построили новую церковь Ризположения (1486) и Благовещенский собор (1484—89) — домовую церковь московских государей. В нижней части последнего сохранились остатки нижнего этажа ранее существовавшего на том же месте каменного собора (конец 14 в. и перестроенного в 1416). В собор перенесли иконостас работы Андрея Рублёва и др. (1405). В 1508 собор был расписан под руководством живописца Феодосия. В 1505—08 итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый возвёл Архангельский собор, применив к типично русскому храму архитектурно-декоративные приёмы итальянского Возрождения (членение на этажи, капители пилястр, «раковины»). От росписи 16 в. сохранились лишь фрагменты; основные росписи 1652—1666 (мастера Я. Т. Казанец, С. Г. Рязанец, И. Владимиров и др.). Собор служил усыпальницей русских князей, а затем царей (до Ивана V Алексеевича). Постройкой каменного государева дворца (на месте ныне существующего Большого Кремлёвского дворца) с Грановитой палатой (См. Грановитая палата) (1487—91, архитектор Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) было завершено оформление западной стороны Соборной площади. Грановитая палата—парадный приёмный зал, площадью около 500 м2, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб; названа по отделке восточного фасада гранёным рустом. Центром ансамбля К. М. стал высокий столп — колокольня «Иван Великий»(1505—08, архитектор Бон Фрязин). Восточнее его находилась Ивановская площадь с зданием Приказов (конец 16 в.). В 1485—1495 вокруг К. М. были построены новые кирпичные стены и башни (итальянские архитеторы Марк Фрязин, П. А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин), существующие и теперь. В плане К. М. представляет неправильный треугольник площадью 27,5 га; длина его стен 2,25 км,толщина 3,5—6,5 м, высота от 5 до 19 м,в зависимости от рельефа местности. Он имел 18 башен, в том числе 6 проездных (из них 3 — с отводными башнями-стрельницами). Угловые башни круглые, остальные — прямоугольные. В современном К. М. насчитывается 20 башен, включая одну сохранившуюся отводную (Кутафью) и выстроенный (2-я половина 17 в.) над стеной шатёр — «Царскую башню». Со стороны Красной площади (См. Красная площадь) К. М. защищал ров, наполненный водой из р. Неглинной и Москвы-реки. Ров был облицован камнем и укреплен дополнительными невысокими стенами. Все работы были закончены к 1516. В начале 16 в. К. М. был одной из самых мощных крепостей Европы. С 90-х гг. 15 в. характерной особенностью К. М. как ядра столицы было отделение его (по указам Ивана III) свободной от городской застройки зоной.

    В 17 в. в К. М., сильно пострадавшем в период крестьянских войн и польской и шведской интервенции, началось интенсивное строительство. Росла высота зданий, усложнялся декор фасадов, формировался многоцветный, торжественный колорит застройки. В 1600 надстроена колокольня Ивана Великого (81 м). Над Спасской башней в 1625 был сооружен высокий каменный шатёр с разнообразными украшениями и новыми городскими часами. В 1635—1636 над 2-м этажом в северо-восточной части старого дворца (16 в.) построено трёхэтажное здание Теремного дворца с Верхоспасским собором (архитекторы А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков, Б. Огурцов) — типичные парадные, богато декорированные, жилые палаты феодальной знати (до конца 18 в. Теремной дворец являлся самой высокой гражданской постройкой К. М.). К дворцу были пристроены деревянные палаты для царицы Натальи Кирилловны и для царевен. В 1651—52 к С.—З. от дворца, у Троицких ворот, построили палаты для царского тестя И. Милославского, вошедшие после его смерти в число дворцовых помещений под названием Потешного дворца, т. к. в них устраивались первые театральные представления. Патриарх Никон осуществил (1642—56) перестройку своей резиденции (жилые и служебные помещения с Крестовой — приемной — палатой и придворными церквами). Этот комплекс по архитектурно-художественному замыслу и размерам не уступал государеву дворцу.

    С возведением над всеми башнями шатровых завершении из камня (1680-е годы) закончилось формирование К. М. как одного из лучших средневековых русских городских ансамблей. При Петре I из К. М. были выведены правительственные учреждения и построено большое здание Арсенала (1702—36, архитекторы Д. Иванов, Х. Конрад при участии И. М. Чоглокова). В 1707 стены и башни К. М. укрепляются земляными бастионами. Строительство в К. М. продолжалось и после перенесения столицы (1712) в Петербург. В 1773 в К. М. был заложен огромный дворец (по проекту В. И. Баженова; строительство дворца было прекращено из-за отсутствия средств), в связи с чем снесли несколько старых зданий и часть кремлёвской стены (впоследствии восстановлена).

    В 1776—87 архитектор М. Ф. Казаков построил в стиле классицизма здание Сената. Оно органически связано с ансамблями К. М. и Красной площади. После Отечественной войны 1812 развернулись работы (1816—19, архитекторы О. И. Бове и Ф. Соколов) по восстановлению сооружений К. М., поврежденных войсками Наполеона (звонница колокольни Ивана Великого, Арсенал, некоторые башни и участки стен). К. М. оставался историко-художественным центром Москвы. Несколько позднее (в 30—40-х гг. 19 в.) изменили планировку территории и рельеф, снесли некоторые древние постройки, выстроили по проекту архитектору К. А. Тона Большой Кремлёвский дворец (1839—49) и новое здание Оружейной палаты (См. Оружейная палата) (1844—51). Оба здания объединили старые постройки государевой резиденции в своеобразный ансамбль с парадными дворами, с личными комнатами для царской семьи и парадными залами: Георгиевским, Владимирским, Екатерининским, Андреевским и Александровским; последние два зала были перестроены в 1933—34 в Зал заседаний по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица.

    После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории К. М. 3(16) ноября 1917 К. М. был взят революционными отрядами. Этим завершилась борьба за установление Советской власти в Москве. 12 марта 1918 Советское правительство переехало из Петрограда в Москву и разместилось в К. М. В здании Сената, где ныне находится Совет Министров СССР, сохраняются мемориальные кабинет председателя СНК РСФСР В. И. Ленина и его квартира (к 1973 посетило более 700 тыс. человек). По распоряжению Ленина (от 17 мая 1918) началось научное исследование и реставрация К. М.

    За годы Советской власти в К. М. построены здания Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета СССР, 1932—34, архитектор И. И. Рерберг), Кремлёвский Дворец съездов (1959—61). Пять башен К. М. увенчаны рубиновыми пятиконечными звёздами (см. Кремлёвские звёзды). В 1967 установлен памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, лабрадорит; скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский).

    В К. М. созданы музеи. Сохраняются замечательные памятники русского мастерства — Царь-пушка и Царь-колокол. В широких масштабах ведутся реставрационные работы, а также архитектурные и археологические исследования. К. М. связан с выдающимися событиями в жизни СССР. В К. М. проходили 1—5-й конгрессы Коминтерна. 1 мая 1920 в коммунистическом субботнике в К. М. участвовал В. И. Ленин. Здесь проходят съезды КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов, сессии Верховных Советов СССР и РСФСР, съезды и совещания передовиков промышленности и сельского хозяйства, творческих союзов, торжественные заседания, приёмы и др., работают Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР.

    Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы, 2 изд., ч. 1, М., 1905; Бартенев С. П., Московский Кремль в старину и теперь, кн. 1—2, М., 1912—16; Брунов Н. И., Московский Кремль, М., 1948; Сытин П. В., История планировки и застройки Москвы, т. 1—2, М., 1950—54; Тихомиров М. Н., Средневековая Москва в XIV—XV вв., М., 1957; Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв., т. 2, М.,1962; Зонова О. В., Художественные сокровища Московского Кремля, М., 1963 (на рус., нем., англ. и франц. яз.); Кунецкая Л. И., Субботина З. А., По ленинским местам Кремля, М., 1964; Рабинович М. Г., О древней Москве, М., 1964; Древности Московского Кремля, М., 1971 (в серии: Материалы и исследования по археологии Москвы, т. 4. Материалы и исследования по археологии СССР, № 167; Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н., Московский Кремль, [М., 1967]; Федоров В. И., Московский Кремль и реконструкция центра, «Архитектура СССР»,167);№ 6; Иванов В., Московский Кремль, М., 1971.

    В. И. Федоров, Н. С. Шеляпина.

    Москва. Кремль. Аксонометрия. 1 — Мавзолей В. И. Ленина; 2—21 — башни: 2 — Спасская (Фроловская), 3 — Царская, 4 — Набатная, 5 — Константиноеленинская, 6 — Беклемишевская (Москворецкая), 7 — Петровская, 8 — 2-я Безымянная, 9 — 1-я Безымянная, 10 — Тайницкая, 11 — Благовещенская, 12 — Водовзводная (Свиблова), 13 — Боровицкая, 14 — Оружейная, 15 — Комендантская, 16 — Троицкая, 17 — Кутафья, 18 — Средняя Арсенальная, 19 — Угловая Арсенальная (Собакина), 20 — Никольская, 21 — Сенатская; 22 — Успенский собор; 23 — Благовещенский собор; 24 — Грановитая палата; 25 — Архангельский собор; 26 — Колокольня Ивана Великого; 27 — Царь-колокол; 28 — Царь-пушка; 29 — собор Двенадцати апостолов; 30 — Теремной дворец; 31 — Большой Кремлёвский дворец; 32 — Оружейная палата; 33 — Потешный дворец; 34 — Кремлёвский Дворец съездов; 35 — Арсенал; 36 — здание Совета Министров СССР; 37 — здание Президиума Верховного Совета СССР; 38 — памятник В. И. Ленину; 39 — Троицкий мост; 40 — могила Неизвестного солдата.

    Успенский собор. 1475—79. Архитектор А. Фьораванти.

    Теремной дворец. 1635—36. Архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. М. Ушаков.

    Водовзводная (Свиблова) башня. 1488. Архитектор П. Солари. Надстроена в 17 в.

    Церковь Ризположения. 1486.

    Грановитая палата. 1487—91. Архитекторы М. Фрязин, П. Солари.

    Часть стены с Тайницкой башней (1485, архитектор Антон Фрязин).

    Спасская (Фроловская) башня. До 1493. Архитектор П. Солари. Шатровое завершение — 1625.

    Вид части ансамбля с Москвы-реки. Справа налево — 1-я Безымянная башня (15—17 вв.), колокольня «Иван Великий» (1505—08, архитектор Бон Фрязин, надстроена в 1600), Архангельский собор (1505—08, архитектор Алевиз Фрязин Новый), 2-я Безымянная башня (15—17 вв.).

    Кремль Московский. Общий вид сверху.

    Арсенал. 1702—36. Архитекторы Д. Иванов, Х. Конрад (при участии И. М. Чоглокова). Портал.

    Памятник В. И. Ленину. Бронза, гранит, лабрадорит. 1967. Скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский.

    Царь-пушка. Отлита в 1586. Мастер А. Чохов.

    Сенат (ныне здание Совета Министров СССР). 1776—87. Архитектор М. Ф. Казаков. Портал.

    Зал заседаний в Большом Кремлевском дворце. 1933—34. Архитектор И. А. Иванов-Шиц.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу р. Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Кремль Московский в 1156 был укреплен валом; в 1367 возведены стены и башни из белого камня, в 1485-95 - из кирпича. Башни получили в 17 в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Кремле Московском первоклассные памятники русской архитектуры 15-17 вв.: соборы - Успенский (1475-79), Благовещенский (1484-89) и Архангельский (1505-08), колокольня "Иван Великий" (1505-08, надстроена в 1600), Грановитая палата (1487-91), Теремной дворец (1635-36) и др. В 1776-87 построено здание Сената, в 1839-1849 - Б. Кремлевский дворец и в 1844-1851 - Оружейная палата. В 1959-61 сооружен Государственный Кремлевский дворец. Среди 20 башен Кремля Московского наиболее значительные Спасская (с Кремлевскими курантами), Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства - "Царь-пушка" (16 в.) и "Царь-колокол" (18 в.). В 1991 создан Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".В Кремле Московском находится резиденция президента Российской Федерации.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Кремль Моско́вский

    древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Кремль Московский в 1156 был укреплён валом; в 1367 возведены стены и башни из белого камня, а в 1485—95 — из кирпича. Башни получили в XVII в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Московском Кремле первоклассные памятники русской архитектуры XV—XVII вв.: соборы — Успенский (1475—79), Благовещенский (1484—89) и Архангельский (1505—08), колокольня «Иван Великий» (1505—08, надстроена в 1600), Грановитая палата (1487—91), Теремной дворец (1635—36) и др. В 1776—87 построено здание Сената, в 1839—49 — Большой Кремлёвский дворец и в 1844—51 — Оружейная палата. В 1959—61 сооружён Государственный Кремлёвский дворец. Среди 20 башен Кремля Московского наиболее значительны Спасская с Кремлёвскими курантами, Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства — «Царь-пушка» (XVI в.) и «Царь-колокол» (XVIII в.). В 1991 создан Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». В Кремле Московском находится резиденция президента Российской Федерации.Вид на Кремль.

    * * *

    КРЕМЛЬ Московский

    КРЕМЛЬ МОСКО́ВСКИЙ, древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу р. Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Площадь Кремля в плане составляет неправильный треугольник и равна 27,5 га.

    Кремль Московский в 1156 был укреплен валом; в 1367 возведены стены и башни из белого камня, в 1485—95 — из кирпича. Башни получили в 17 в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Кремле Московском первоклассные памятники русской архитектуры 15—17 вв.: соборы — Успенский (1475—79), Благовещенский (1484—89) и Архангельский (1505—08), колокольня «Иван Великий» (1505—08, надстроена в 1600), Грановитая палата (1487—91), Теремной дворец (1635—36). В 1776—87 построено здание Сената, в 1839—1849 — Большой Кремлевский дворец и в 1844—1851 — Оружейная палата. В 1959—61 сооружен Государственный Кремлевский дворец (бывший Кремлевский дворец съездов). Среди 20 башен Кремля Московского наиболее значительные Спасская (с Кремлевскими курантами(см. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ)), Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства — «Царь-пушка» (16 в.) и «Царь-колокол» (18 в.). В 1991 создан Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». В Кремле Московском находится резиденция президента Российской Федерации.

    Исторический очерк

    Древнейшие археологические находки на кремлевской территории относятся ко 2-му тыс. до н. э. Славянские поселения на месте Кремля существовали не позднее 11 в. В 1145 селение на Кремлевском холме было обнесено первыми деревянными стенами и башнями. Впервые оно упоминается в летописи в 1147. Удобное местоположение — у слияния рек Москвы и Неглинки проходил речной путь из западных русских областей (Чернигова, Киева, Смоленска) во Владимиро-Суздальское княжество(см. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО) — способствовало росту поселения, отобранного у бояр Кучковых князем Юрием Долгоруким. Деревянная крепость (в древности называлась «град»; название «кремль» появилось не ранее 14 в.), построенная Юрием Долгоруким(см. ЮРИЙ Долгорукий) в 1156, стала защитными воротами Владимиро-Суздальского княжества. К речным дорогам присоединились сухопутные, сходившиеся к Кремлю из других русских городов. Первоначальное поселение «Кучково» занимало около 1,5 га в юго-западной оконечности Кремлевского холма, детинец Юрия Долгорукого занимал уже в 5—6 раз большую территорию. Под защитой крепости образовалось торжище, будущая Красная площадь. В 1237 при нашествии татар Град был разрушен.

    При Иване Калите(см. ИВАН I Калита) Кремль был расширен и обнесен дубовыми стенами (бревна в диаметре достигали одного метра). Тогда же внутри Кремля было построено несколько каменных церквей (остатки фундаментов найдены археологами). Первые белокаменные стены из подмосковного камня были возведены в 1367 при Дмитрии Донском, причем территория Кремля расширилась почти до размера современной. Нашествие Тохтамыша(см. ТОХТАМЫШ) в 1382 вновь нанесло Кремлю страшный урон, хотя и были предприняты восстановительные работы. В середине 14 в. в Кремле основаны Чудовский мужской и Воскресенский женский монастыри.

    Во второй половине 15 в. старые белокаменные стены Кремля обветшали и частично обрушились. Для его реконструкции Иван III(см. ИВАН III Васильевич), возможно, по совету своей жены Софьи Палеолог(см. СОФЬЯ Палеолог), решил пригласить итальянских («фряжских») зодчих, как лучших в Европе того времени. Перестройка Кремля началась с возведения в 1475—79 годах нового Успенского собора(см. УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве)), расположенного в центре кремлевского треугольника: старый каменный Успенский собор уже не отвечал требованиям, предъявлявшимся к главному столичному храму, в котором должны были находиться захоронения русских митрополитов и проходить венчания на царство. Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти(см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади. В 1484—88 псковскими мастерами были возведены церковь Ризположения и Благовещенский собор. Вторым по значению кремлевским собором является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым(см. АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (Новый)) в 1505—1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами. Каменный Государев дворец с Грановитой палатой (1487—91) довершил формирование западной стороны Соборной площади. Доминантой площади, Кремля и всей Москвы стала колокольня Ивана Великого.

    Кремлевские стены и башни, построенные (1485—95) с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени. К 1516 были закончены работы по устройству рва со стороны Красной площади. В Смутное время(см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) Кремль был занят поляками и удерживался ими в течение двух лет; освобожден народным ополчением К. М. Минина(см. МИНИН Кузьма) и Д. М. Пожарского(см. ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович) 26 октября 1612.

    С воцарением Романовых(см. РОМАНОВЫ) началось интенсивное строительство. Рядом с «Иваном Великим» в 1620-х годах была возведена Филаретова звонница, над Спасской башней — каменный шатер (1624—25), на баше устроены часы. Десятилетие спустя построен Теремной дворец и дворцовые церкви, в 1650-х — Потешный дворец, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов. В 1680-е годы все стеновые башни (кроме Никольской) получили шатровое завершение. Петр I принимает меры к военному укреплению Кремля: начинается строительство Арсенала (1702—36), кремлевские стены и башни усиливаются земляными бастионами. Перенос столицы в Петербург на время остановил новые постройки.

    По повелению Екатерины II В. И. Баженов(см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) планирует возведение на месте Кремля новых сооружений. Освобождая территорию под строительство нового дворца, в 1773 снесли ряд древних кремлевских зданий и часть южной стены, заложили фундамент дворца, но по личному распоряжению Екатерины II работы были отменены (официально — из-за отсутствия средств, на самом деле — из-за негативного общественного мнения), а стены восстановлены. В 1776—87 построено здание Сената.

    Огромный ущерб Кремлю нанесло нашествие Наполеона в 1812. Французы в поисках ценностей осквернили захоронения, разграбили церкви. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Восстановительные работы велись в 1816—19 под руководством О. И. Бове(см. БОВЕ Осип Иванович). В 1830—40-х годах были построены Большой Кремлевский дворец (1839—49) и Оружейная палата (1844—51). К 1917 в Кремле был 31 храм, включая два монастыря.

    Во время Октябрьского переворота Кремль, занятый небольшим отрядом юнкеров, был подвергнут бомбардировке, продолжившейся и после сдачи юнкеров. В ноябре 1917 в Кремль вошли революционные отряды. 10—11 марта 1918 правительство РСФСР переехало из Петрограда в Москву и расположилось в Кремле в здании бывшего Сената. За годы советской власти в Кремле были построены здание Школы красных командиров им. ВЦИК (Военная школа им. ВЦИК, 1932—1934) и Кремлевский Дворец съездов (1959—1961), на пяти башнях установлены звезды (1935—37), на специальных пьедесталах — памятники русского литейного искусства Царь-пушка(см. ЦАРЬ-ПУШКА) (1485) и Царь-колокол(см. ЦАРЬ-КОЛОКОЛ) (1733—35). Стены и сооружения Кремля неоднократно реставрировались.

    На пасху 1918 состоялась последняя служба в Успенском соборе, после чего кремлевские церкви и монастыри были закрыты, начался их частичный снос, в Кремле введен строгий пропускной режим. С середины 1950-х годов был открыт доступ в некоторые музеи, находящиеся на территории Кремля. С 1990-х годов в отдельных храмах постепенно возобновилось богослужение, колокольный звон.

    Кремлевские стены и башни

    Стены и башни Кремля, сохранившиеся до наших дней, возводились в течение десяти лет (1485—95). Первыми были построены укрепления по берегу реки Москвы, откуда обычно совершались татарские набеги на город. Протяженность кремлевских стен 2235 м, они имеют 18 башен, из которых 6 с проездными воротами (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская). Первоначально боевой ход по верху стен и все башни были накрыты тесовой кровлей.

    Первой была возведена в 1435 Тайницкая башня с воротами и тайным ходом к реке. Затем в 1435—38 годах были заложены две круглые угловые башни: Водовзводная и Беклемишевская. После этого было завершено строительство южной стены с башнями вдоль Москвы-реки.

    Главный въезд в Кремль вел через Фроловские ворота, названные затем Спасскими. В 16 в. была сделана деревянная надстройка с часами и звоном. В 17 в. Спасская башня, а затем и другие (кроме Никольской) получили декоративные шатровые завершения. Сегодня трудно себе представить, как в течение ста восьмидесяти лет выглядел Московский Кремль без живописных надстроек над его башнями.

    На Красную площадь выходит Никольская башня с воротами (1491, архитектор Пьетро Антонио Солари(см. СОЛАРИ Пьетро Антонио)). В 1805 башня была надстроена и перестроена в готическом стиле архитектором К. И. Росси(см. РОССИ Карл Иванович). В 1812 она была взорвана отступающими войсками Наполеона, но вскоре восстановлена по проекту О. И. Бове.

    Кремлевская стена, выходившая на Неглинку (на Александровский сад), носила замкнутый характер и имела по центру единственную проездную башню — Троицкую (1495—99, архитектор Алевиз Фрязин(см. АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (Миланец))). Она была надстроена по аналогии со Спасской башней в 1685. Против Троицких ворот через Неглинную и пруды был сооружен Каменный мост на арках, один из первых в Москве. Доступ на мост защищала отводная стрельница — Кутафья башня. Заканчивалась стена у реки Москвы Боровицкими воротами, через которые въезжали в царский дворец. Боровицкая башня, сооруженная в 1490 архитектором Пьетро Антонио Солари, в конце 17 в. была надстроена ярусным завершением.

    Вдоль реки Москвы, кроме основной стены с башнями, шла параллельная ей более низкая стена без башен. Это объясняется тем, что южный фасад Кремля был наиболее опасен в военном отношении. В 1495 были снесены все строения за Москвой-рекой против Кремля, благодаря чему усилилась пожарная безопасность, открылось пространство для простреливания из орудий и улучшилось обозрение Кремля из Замоскворечья(см. ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ) (там впоследствии были посажены сады). В 1680—1681 годах Кремлевские башни получили живописные надстройки, вдвое увеличившие их высоту. Они обогатили архитектуру Кремля, придали ему сказочный облик, для которого характерен русский композиционный принцип ярусности.

    Архангельский собор

    В 1505 на месте белокаменной Архангельской церкви 1333 года начинается строительство Архангельского собора, который затем стал великокняжеской, а позднее и царской усыпальницей. Зодчий Алевиз Новый(см. АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (Новый)) придал облику храма черты классической архитектуры итальянского Возрождения, выраженной в совершенных пропорциях и формах ордерной архитектуры. При этом он сохранил традиционную кубическую архитектурную композицию русского соборного храма. Архангельский собор своими пропорциями и классическими фасадами произвел сильное впечатление на современников и стал объектом подражания. Сохранившаяся стеновая роспись относится к 17 столетию. После попытки Баженова построить новый дворец, для чего в Кремле проводились грандиозные земляные работы, Архангельский собор дал трещину.

    Успенский, Благовещенский собор. Красное крыльцо и церковь Ризположения

    В 1484—89 годах юго-западнее Успенского собора псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор (собор Благовещения Пресвятой Богородицы), ставший домовой церковью московских князей.

    Первоначально храм был трехглавым и имел открытую обходную галерею. Затем галерея была застроена, а храм обогатился еще шестью главами. Благовещенский собор обращает на себя внимание тонкой белокаменной резьбой архитектурных деталей и высоким подклетом. Внутреннее пространство невелико. Иконостас выполнен в 15 в., в его составе иконы работы Андрея Рублева(см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ), Феофана Грека(см. ФЕОФАН Грек), Федора с Городца. Стены в 1508 расписаны Феодосием, сыном Дионисия(см. ДИОНИСИЙ (живописец)). Пол устлан наборной яшмой. Между собором и Грановитой палатой находится Красное крыльцо, предназначенное для торжественных царских выходов. В 1930-е годы оно было разрушено, на его месте построена столовая для работников кремлевских учреждений; в 1999 — восстановлено.

    Вплотную к западной стене Успенского собора примыкает небольшая одноглавая церковь Ризположения (в честь положения Ризы Божией Матери во Влахерне), построенная псковскими мастерами в 1450 в память избавления Москвы от набега татарского царевича Мазовши, совпавшего с праздником положения Риз. Ее архитектура — своеобразный сплав московского и псковского зодчества. Компактный и одновременно монументальный объем церкви завершен изящными килевидными закомарами.

    «Иван Великий» и пристройки

    Колокольня «Ивана Великого» играет исключительно важную композиционную роль в ансамбле Соборной площади и всего Кремля. Ее нижнюю часть построил на месте церкви Иоанна Лествичника (14 в.) зодчий Бон-Фрязин(см. БОН-ФРЯЗИН) (1505—08), а Петрок Малый пристроил к ней звонницу (1532—43). При Борисе Годунове(см. БОРИС ГОДУНОВ) (1600) башню надстроили до современной высоты, а затем в 17 в. с северной стороны возвели так называемую «Филаретову пристройку». В образовавшейся живописной группе построек господствует восьмигранная башня — «Иван Великий». На колокольне и звоннице находится 21 колокол. В 1812 при отступлении войск Наполеона из Москвы звонница и Филаретова пристройка частично были взорваны, но вскоре восстановлены (архитекторы И. В. Еготов(см. ЕГОТОВ Иван Васильевич), Л. Руска, Д. И. Жилярди(см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович)). Живописная группа, состоящая из разновременных построек, производит удивительно цельное впечатление и отделяет Соборную площадь Кремля от Ивановской, где раньше находились здания Приказов и центральных государственных учреждений. «Иван Великий» отмечал кремлевский хސېܠкак главенствующую точку Московского государства 16—17 вв., на которую радиально сходились основные городские магистрали. Столп «Ивана Великого» был доминантой древней Москвы.

    Грановитая палата

    На противоположной стороне Соборной площади располагался Кремлевский дворец, от которого сохранилась Грановитая палата — главный тронный зал дворца.

    Свое название она получила от граненого руста, покрывающего ее главный фасад.

    Построенная итальянскими зодчими Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным(см. ФРЯЗИН Марк) (1687—1891?) Грановитая палата представляет собой одностолпное сооружение площадью около 5000 кв. м, перекрытое четырьмя крестовыми сводами. Современная роспись выполнена в 1881 мастерами-палешанами по описи Симона Ушакова.

    К Грановитой палате примыкают сени, над которыми расположены помещения для царицы и ее приближенных (женщин), чтобы они могли наблюдать торжественные церемонии, проходившие в палате.

    Стоявший позади Грановитой палаты деревянный Кремлевский дворец сгорел в 1636—1637, жилые покои дворца, так называемые «Постельные палаты», были вновь выстроены (из кирпича) и стали называться «Теремом». Этот дворец имеет ступенчатую объемную композицию. Верхний терем предназначался для царских детей.

    Фасады Теремного дворца богато украшены декоративной росписью и поливными изразцами. Интерьеры покрыты «травными» узорами и декоративной резьбой. Печи облицованы полихромными изразцами. Уникальным произведением кузнечного искусства является Золотая решетка, ограждающая главный вход во дворец. Все комнаты были украшены живописью, не дошедшей до наших дней.

    Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата

    В 1838—1849 годах рядом с Теремным дворцом по проекту академика К. А. Тона(см. ТОН Константин Андреевич) был построен Большой Кремлевский дворец, который должен был объединить разновременные дворцовые постройки. Протяженность главного его фасада 117 м. Дворец характеризует эклектичное соединение различных стилей, характерное для архитектуры середины 19 в. В плане он имеет форму каре с внутренним двором. Во дворце около семисот помещений. Фасады и интерьеры решены в русском стиле(см. РУССКИЙ СТИЛЬ), пропагандистом которого был Тон. На первом этаже дворца размещались жилые и хозяйственные помещения, на втором — парадные с двухсветными залами. Залы посвящены дореволюционным российским орденам. Самый большой из них, Георгиевский, перекрыт цилиндрическим сводом, на его стенах установлены доски с наименованиями воинских частей и фамилиями офицеров, удостоенных ордена Святого Георгия. Кроме Владимирского и Екатерининского, имеются также Андреевский и Александровский залы. Они были перестроены в 1934, вновь восстановлены в 1999. В Георгиевском зале устраиваются торжественные приемы, происходит инаугурация(см. ИНАУГУРАЦИЯ) президента России.

    Рядом с Боровицкими воротами в 1851 Тон построил здание Оружейной палаты(см. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА), по архитектуре близкое к большому Кремлевскому дворцу. Оно представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное здание, на втором этаже которого расположены двухсветные залы, стены украшены 58 мраморными барельефными портретами-медальонами русских князей и царей работы скульптора Ф. И. Шубина(см. ШУБИН Федот Иванович). С 1806 — музей, с 1813 открыт для посетителей.

    Арсенал и Сенат

    Северную зону Кремля формируют здания Арсенала, Сената и Кремлевского дворца Съездов. Арсенал был построен в 1702—36 годах (архитекторы Х. Конрад, Д. Иванов, М. Чоглоков) между Троицкой и Никольской башнями и предназначался для хранения оружия и различного военного снаряжения. Здание неоднократно горело, и свой окончательный вид приобрело в 1737, когда архитектор Д. В. Ухтомский(см. УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич) надстроил второй этаж; в 1816—28 восстановлено по проекту Бове. Вдоль фасада Арсенала расставлены трофейные французские пушки в память войны 1812 года.

    Между Никольскими и Спасскими воротами рядом с Арсеналом в 1776—84 по проекту архитектора М. Ф. Казакова(см. КАЗАКОВ Матвей Федорович) было сооружено здание Сената. Композиционный центр здания — торжественный круглый зал заседаний, увенчанный 20-метровым куполом, расположенным по оси Сенатской башни. Прекрасная коринфская колоннада, кессонированная сфера купола является одним из высших достижений архитектуры русского классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ) 18 столетия. Треугольное в плане здание имеет три внутренних двора.

    Напротив Арсенала в 1959—61 годах было построено здание Кремлевского Дворца съездов (архитектор М. В. Посохин(см. ПОСОХИН Михаил Васильевич)). Его архитектура носит характер официальной парадности и диссонирует с окружающими памятниками Кремля. При высоте 29 м здание заглублено в землю на 15 м. Зал заседаний рассчитан на 6000 мест. Сегодня здание используется как вторая сцена Большого театра.

    Чудов монастырь

    Чудов мужской монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский) основан в 1365 митрополитом Алексеем в память чудесного исцеления им ханши Тайдулы. Назван по центральной церкви Чуда архистратига Михаила в Хонех. При нашествии Тохтамыша(см. ТОХТАМЫШ) в 1382 был сожжен, еще несколько раз опустошался пожарами, но всегда возобновлялся. В 16—17 вв. стал Великой Лаврой; в 1744—1833 годах — местонахождение Московской духовной консистории. Сильно пострадал во время нашествия французов в 1812: алтарь соборной церкви был превращен в спальню маршала Даву, святыни поруганы, мощи основателя монастыря, митрополита Алексея, выброшены из раки (впоследствии найдены). С монастырем связано множество исторических преданий. В 1918 вместе с находившимся рядом Вознесенским монастырем (основан в конце 14 — начале 15 вв. великой княгиней Евдокией, в иночестве Ефросиньей, вдовой Дмитрия Донского) был закрыт комендантом Кремля Мальковым(см. МАЛЬКОВ Павел Дмитриевич) как «гнездо контрреволюционеров». В начале 1930-х гг. оба монастыря были взорваны и разобраны. На их месте построено здание Школы красных командиров (впоследствии Президиума Верховного Совета СССР; архитектор И. И. Рерберг(см. РЕРБЕРГ Иван Иванович)).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    древнейшая центр. часть Москвы. Первое летописное упоминание о Москве (1147) является и первым по существу упоминанием К. M. K. M. возник в чрезвычайно удобном со стратегич. точки зрения месте слияния р. Неглинки с Москвой-рекой, на холме. Первоначально это был маленький городок, защищенный с напольной стороны рвом, остатки к-рого обнаружены возле юго-зап. угла Большого Кремлевского дворца. "Город", построенный в 1156 Юрием Долгоруким, охватывал более значит. терр., чем первоначальный, за счет расширения ее к С.-В. И позже, во 2-й пол. 12-13 вв., К. М. рос преимущественно в этом направлении. К. М. в это время имел форму неправильного треугольника, углы к-рого могут быть условно обозначены совр. Боровицкими воротами, примерно серединой Большого Кремлевского дворца и Потешного дворца. По последним археол. изысканиям К. М. представлял собой сложное древо-земляное укрепление (земляной вал, крепленый в своем основании горизонтальными дубовыми бревнами, связанными с насыпью поперечными бревнами, т. н. "курицами", входящими в пазы продольных бревен). От домонгольского периода на терр. К. М. при раскопках найдены предметы ремесла и торговли как русской, так и зарубежной (керамика, стеклянные браслеты и бусы, шиферные пряслица и др.).

    Важное значение в истории К. М. после монг.-тат. нашествия имеет время княжения Ивана I Даниловича Калиты, хотя в это время К. М. и является еще в большей мере цитаделью собственно Моск. кн-ва. В 1339 выросшая до 18 га терр. К. М. была окружена более крепкими, чем ранее, стенами из дуба. Неск. ранее этого возникает соборная группа: Успенский собор (1326), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1329 - на месте позднейшей колокольни Ивана Великого). Т. о., определились границы кремлевского архит. ансамбля. Возведение соборов и прежде всего Успенского было связано с перенесением митрополитом Петром митрополичей кафедры, т. е. центра церк. управления, в Москву.

    Новый этап в истории К. М. относится ко 2-й пол. 14 в. Он связан с экономич. и политич. укреплением Моск. кн-ва, прочно стоявшего во главе объединения рус. земель. В 1367 предпринимается постройка кремлевских стен из белого камня (отсюда "Москва белокаменная"). Стены охватывали еще более расширившуюся терр. Они отличались большой прочностью; в 1382 тат. хану Тохтамышу удалось взять К. М. только обманом. Возникают два монастыря (здания их не сохранились): ок. 1358 - Чудов с его богатейшей библиотекой и до 1386- Вознесенский, усыпальница великих княгинь и цариц. С 1397 по 1416 в К. М. возводится великокняж. Благовещенский собор - трехглавый храм на высоком подклете, под к-рым находилось хранилище великокняж. казны. В 1405 собор был расписан Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

    Во 2-й пол. 15 в. Москва становится центром объединенного рус. гос-ва. В связи с этим Иваном III и затем Василием III предпринимается ген. перестройка К. М. В 1485-95 под рук. итал. мастеров М. Руффо и П. А. Солари возводятся из кирпича кремлевские стены и башни. Они строятся в соответствии с наиболее совершенными приемами европ. фортификац. техники и в то же время с соблюдением традиций рус. крепостных сооружений (в наст. время число башен - 20, общая протяженность стен ок. 2,25 км, высота крепостных стен от 5 до 19 л, толщина - 3,5-6,5 м; терр. К. М. достигла 28 га). Стены дошли до нас почти в первонач. виде, а башни получили шатровые надстройки лишь в 17 в. Вдоль незащищенной реками (Москвой и Неглинной) части кремлевских стен был вырыт т. н. Алевизов ров, соединивший р. Неглинную и Москву-реку, а также ров между Боровицкой и Водовзводной башнями. Алевизов ров был укреплен невысокими стенами из кирпича и белого камня, так что со стороны Красной площади образовался тройной ряд понижающихся стен.

    На месте небольших храмов 14 в. строятся монументальные соборы. В 1475-79 итал. зодчим Аристотелем Фиораванти возводится Успенский собор. В нем органично сочетались лучшие достижения рус. зодчества: владимиро-суздальского (система позако-марных покрытий, аркатурный пояс, перспективные порталы, круглые столбы) и новгородского (суровая гладь стен). Вместе с тем собор был построен на основе лучших достижений итал. строит. техники эпохи Возрождения. Успенский собор стал усыпальницей рус. митрополитов (начиная с Петра), а после 1589 - патриархов.

    В 1484-89 псковскими мастерами был построен Благовещенский собор, сочетавший в себе черты московской и псковской архитектуры. Стены собора были расписаны в 1508 сыном Дионисия Феодосией. В собор был перенесен иконостас 1405.

    В 1505-09 сооружается новый Архангельский собор - усыпальница вел. князей и царей (здесь похоронены моск. великие князья, затем цари от Ивана Калиты до Ивана V Алексеевича). Собор построен миланским мастером Алевизом Новым. В оформлении собора Алевиз привнес заметные черты итал. зодчества эпохи Возрождения (декоративное членение фасадов на этажи, филенки, капители пилястр, оформление порталов). Собор поражает нарядностью своего облика, стены внутри и над зап. порталом снаружи расписаны фресками (1652-66). Соборная группа завершается построенной в 1505-08 итал. арх. Боном Фрязином на месте церкви Иоанна Лествичника звонницей. В 1600 она была надстроена неск. ярусами и стала знаменитой колокольней Ивана Великого - композиц. стержнем соборной группы Кремля (высота колокольни - 82 м). Площадь близ колокольни Ивана Великого получила назв. Ивановской. На этой площади перед приказами подъячие писали челобитные, кабалы и т. п.; на ней наказывали должников и оглашали правительств. распоряжения (отсюда поговорка "кричать во всю Ивановскую"). В кон. 15 - нач. 16 вв. в К. М. происходит строительство и светских сооружений: зала для торжеств. приемов - Грановитая палата (1487-91, арх. М. Руффо и П. Солари), получившая свое наименование из-за отделки гранями ее вост. фасада, выходящего на соборную площадь. Др. дворцовые здания построены в кон. 15 - нач. 16 вв. фасадом на Москву-реку (примерно по линиям ныне существующих Теремного и Большого Кремлевского дворца). Весь сложный комплекс дворцовых построек покоился на едином возвышающемся подклете-аркаде, построенном Алевизом. В итоге К. М. приобрел, с одной стороны, характер мощного крепостного сооружения - цитадели Москвы, а с другой - пышной великокняж. резиденции и церк. центра Руси. Синтез областных черт в архитектуре его построек отвечал тому значению общерус. центра, к-рое имел К. M., a великолепие его соборов и дворцов - тому величию, к-рое все более приобретала Русь на европ. арене. В 16 в. на терр. К. М. размещаются приказы. Во 2-й пол. 16 в. была построена Золотая царицина палата (1586), расписанная т. н. бытийным письмом (библейские сюжеты, не представляющие традиц. церк. изображения праздников и святых).

    След. значит. этап строит, истории К. М. падает на 17 в. В это время он получает наряду с величеств, формами 15-16 вв. ту сказочную нарядность своего оформления, к-рая сохраняет свою важную роль и в его совр. облике. Теперь Москва - центр огромного рус. гос-ва - была недоступна для врагов и уже не нуждалась в мощных фортификац. сооружениях. Кремлевские боевые площадки - башни - получают свои шатровые надстройки. Первой башней, подвергшейся такой перестройке, была Спасская (1624-25). Она была украшена фантастич. изваяниями животных (напр., медведей из белого камня), резными кокошниками. Декоративное убранство стен К. М. со стороны Красной площади еще в 1600 было дополнено зубцами на подпорных стенках Алевизова рва. В 1635-36 рус. арх. Трефилом Шарутиным и Баженом Огурцовым на фундаменте дворцовых построек Алевиза был возведен каменный Теремной дворец. В основе его конструкции лежали традиц. жилые многоярусные рус. постройки (подклеть, клеть, горница и терем). Пышные оконные наличники с венчающими их разрезными фронтонами снаружи и тончайшая резьба с изображением трав и животных в сочетании с занимательным т. н. бытийным письмом внутри дворца придавали ему Исключит. нарядность в лучших традициях рус. деревянного и кам. зодчества. К дворцу примыкал целый ряд построенных неск. позже (гл. обр. во 2-й пол. 17 в.) домовых храмов - таких, как Верхоспасский собор, церковь Воскресения словущего, Распятская церковь,- как и дворец отличавшихся большой пышностью и декоративностью своего убранства. В сер. 19 в. все эти постройки были присоединены к Большому Кремлевскому дворцу. В 1651-52 в К. М. был построен у Троицких ворот еще один дворец (Милославского), получивший с 1679 название Потешного, т. к. в нем размещался придворный театр. Помимо царских построек, на терр. К. М. в 1653-56 возводится патриарший дворец с пятиглавой домовой церковью Двенадцати апостолов. Строительство этого дворца связано с деятельностью патриарха Никона, стремившегося к усилению могущества церкви в рус. гос-ве. В нач. 16 в. в К. М. была учреждена Оружейная палата. Ее назначение было значительно шире названия. Оружейная палата в 17 в. являлась своеобразным художеств. центром России и вместе с тем художеств. школой.

    С переносом столицы России во вновь созданный Петербург политич. значение К. М. падает, хотя по-прежнему в нем вырастает одна постройка за другой. В К. М. стали размещаться учреждения местного, московского, а не общерус. значения. Однако важнейшие здания, сооруженные в К. М. в это время, представляют большой интерес. Это Арсенал (1702-36, арх. Д. И. Иванов, И. Чоглоков, X. Конрад), построенный в формах архитектуры петровского времени, и здание Сената, или Судебных установлений, сооруженное по проекту рус. зодчего 18 в. M. Ф. Казакова (1776-88), треугольное в плане с разделенным на три части внутр. двором. Ротонда с куполом, поставленная Казаковым в углу здания у кремлевской стены, завершила величественный облик здания. Новое сооружение органически вошло в кремлевский ансамбль. В 1812 К. M. был нанесен значит. ущерб. Выполняя варварский приказ Наполеона о взрыве Кремля, отступавшие наполеоновские войска взорвали звонницу колокольни Ивана Великого, ряд башен и часть Арсенала. В 1816-19 под рук. арх. О. И. Бове и Ф. Соколова все пострадавшие строения в К. М. были восстановлены.

    К 18 в. относится составление рус. зодчим В. И. Баженовым грандиозного проекта Большого Кремлевского дворца. В 1773 дворец был заложен, но постройка его не была осуществлена ввиду недостатка средств в связи с рус.-тур. войной и крест. восстанием под предводительством Е. Пугачева. Большой Кремлевский дворец в ныне существующем виде был построен в 1838-49 по проекту арх. К. А. Тона. В нем было построено неск. орденских залов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский, Андреевский и Александровский). Два последних в 1933-34 были соединены и перестроены в зал заседаний Верх. Совета СССР (по проекту арх. И. А. Иванова-Шиц). В Георгиевском зале - зале рус. воинской славы - проходят торжеств. правительств. приемы.

    Новый период в жизни К. М. начинается с окт. 1917. К. М. перешел в руки революц. солдат в первый же день революции 25 окт. 28 окт. обманным путем контрреволюц. войскам удалось захватить К. М., однако ночью 3 нояб. 1917 революц. солдаты и рабочие, руководимые Моск. ВРК, овладели Кремлем, завершив этим победу Окт. революции в Москве (см. Октябрьское вооруженное восстание в Москве). 10-12 марта 1918 Сов. пр-во переехало из Петрограда в Москву. 12 марта 1918 правительств. учреждения были размещены в здании моск. Сената в К. М. В этом же здании жил и В. И. Ленин (ныне здесь мемориальный музей-квартира В. И. Ленина). Ленин проявлял величайшую заботу об охране и реставрации ист. памятников Кремля. В 1919-21 на территории К. М. происходили коммунистич. субботники, в к-рых принимал участие Ленин. В Кремле была создана Школа красных командиров имени ВЦИК. В годы гражд. войны 1918-20 K. M. был штабом борьбы против внутр. контрреволюции и иностр. воен. интервенций, а в годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 - против нем.-фаш. захватчиков.

    В Большом Кремлевском дворце проходили II (1920), III (1921) и IV (1922) конгрессы Коминтерна, парт. конференции, Пленумы ЦК и съезды партии: XV (1927), XVII (1934), XVIII (1939), XIX (1952), XX (1956), XXI (1959). 5 дек. 1936 в К. М. на VIII Чрезвычайном съезде Советов была принята Конституция СССР. В К. М. работают высшие органы гос. власти СССР и РСФСР: Верх. Советы СССР и РСФСР, Сов. Мин. СССР. В 1937 завершавшие проездные башни К. M. изображения двуглавых орлов были заменены рубиновыми звездами, ставшими неотъемлемой частью облика Кремля.

    В 30-е гг. в К. М. храм Спаса на бору (14 в., с перестройками 16 в.), Чудов и Вознесенский монастыри были разрушены, на месте Вознесенского монастыря в 1932-34 построено здание, ныне Кремлевский театр.

    В 1955 К. М. стал доступным для трудящихся. В его зданиях организованы музеи, устраиваются выставки др.-рус. искусства, предметов быта. Постоянно ведутся реставрац. работы, археол. изыскания. В 1961 в К. М. было построено здание Дворца съездов (по проекту М. В. Посохина и др.). В 1961 во Дворце съездов проходил ист. XXII съезд КПСС, принявший новую Программу КПСС.

    Лит.: Фабрициус М. П., Кремль в Москве, М., 1883; Бартенев С. П., Моск. Кремль в старину и теперь, кн. 1-2, М., 1912-16; Брунов Н. И., Моск. Кремль, М., 1948; Кремль Москвы, М., 1957; Художеств. памятники Моск. Кремля, М., 1956; Зонова О., Художеств. сокровища Моск. Кремля, М., 1963 (на рус, англ., немец. и франц. яз.); Луценно В. К., Моск. Кремль (прошлое и настоящее), М., 1963; Сытин П. В., Из истории моск. улиц, 3 изд., М., 1958.

    А. И. Рогов. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: