Словарь Брокгауза и Ефрона

    (санскрит. Çankara - спасительный, благодетельный) - 1) эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр (см.); 2) философ и религиозный учитель Шанкарачарьи (см.); 3) индийский юрист конца XVI в.; 4) философ середины XVI в., особенно известный как автор юридического трактата Дхармадвайтанирная (устранение двусмысленности закона), содержащего разъяснение ряда юридических проблем. Часть этого трактата, трактующая об усыновлении, издана, с переводом, Мандликом.

    С. Б-ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (предположительно 788—820)

    индийский религиозный философ и поэт, реформатор Индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты (См. Веданта)).Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к «Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам (См. Упанишады), «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепроникающая реальность — Брахман, высшее объективное начало, тождественное «я» (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей (См. Майя), особой силой божества; майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности «я», осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них — «Панчападика» Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш. связывают победу учений, исходящих из Вед (См. Веды), над буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.

    Соч.: Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. Н. Date, 2 ed., v. 1—3, New Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947; в рус. пер. — Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.

    Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951; Sen Н. К., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; Karmarkar R. D., Sankara’s Advaita, Dharwar, 1966.

    В. Н. Топоров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ШАНКАРА (кон. 8-9 вв.; традиционные даты 788-820) - религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ШАНКАРА (конец 8 - 9 вв.; традиционные даты 788 - 820), индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т.е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    ШАНКАРА

    (санскр. Sarnkara) — философ, проповедник и реформатор индуизма, общепризнанный основатель адвайта-веданты («недуалистическая веданта») как филос. системы, творивший, по современным датировкам, в 7—8 вв. Как полемист Ш. более всех др. индуистских учителей (наряду с Кумарила Бхаттой) подвизался в деле вытеснения буддизма из Индии. Как религозный реформатор Ш. пытался, с одной стороны, «упорядочить» индуистские культы, освобождая их от оргиастических обрядов и кровавых жертвоприношений, с др. — организовать течения индуистского «монашества», используя начала монастырской жизни, апробированные в том же буддизме. Ш. установил и канон текстов «ведантийского индуизма», включавший «Веданта-сутру», десять основных Упа-нишад и «Бхагавадгиту».

    Хотя Ш., как и многим др. популярным учителям, инд. традиция приписывает великое множество произведений, современная индология, основывающаяся на филологических принципах идентификации его текстов, относит к числу его бесспорных соч.:

    1) «Брахмасутра-бхашью» — обстоятельное истолкование четырех разделов сутр веданты, каждый из которых делится на четыре главы;

    2) комментарии к «Брихадараньяка-», «Чхандогья-», «Айтарея-», «Тайттирия-», «Кена-», «Иша-», «Катха-», «Мундака-» и «Прашна-упанишаде», которые и стали «каноническими Упани-шадами» именно благодаря этим толкованиям Ш.;

    3) комментарий к «Бхагавадгите»;

    4) комментарий к «Мандукья-карике» Гаудапады;

    5) трактат «Упадеша-сахасри» («Тысяча наставлений»), состоящий из 19 глав, написанных стихами и прозой.

    Основную доктрину абсолютистского монизма Ш. составляет учение о Брахмане — простом, безличном и «бескачественном» мировом сознании — единой и в конечном счете единственной реальности, на которую каким-то образом проектируется универсум «имен и форм» — множественного и становящегося феноменального мира — в результате «наложения» друг на друга Атмана и не-Атмана, как следствия безначального действия мирового Незнания (авидья). Авидья обусловливает состояние трансмиграции (сансара) и страдания заблуждающихся индивидов, выход из которых, «освобождение» (мокша) мыслится как осознание идентичности своего Я и Абсолюта. Ш. понимал, что это учение находится в противоречии, во-первых, с реальным опытом, не позволяющим считать внешний мир подобной сновидениям иллюзией; во-вторых, с религиозным сознанием, сопротивляющимся отождествлению Я с Абсолютом и «снятию» в конечном счете реальности самих объектов почитания; в-третьих, с логикой, по которой достаточно трудно совместить строгий монизм с признанием другого (помимо самого Абсолюта), мистифицирующего первоначала мира — того, что у его последователей обозначается как Майя (при включении же его в Абсолют последний должен раздваиваться, теряя свою «простоту»). Из первого затруднения Ш. пытался выйти, применив схему своих же оппонентов буддистов-виджнянавадинов о трехчастной стратификации уровней реальности — в виде различения абсолютной реальности Брахмана, относительной реальности эмпирического мира и фантомной реальности собственно иллюзорных объектов типа небесного цветка и т.п. В результате миру отказывается лишь в конечной реальности, но не в реальности вообще. Второе затруднение преодолевается с помощью конструкции буддистов-мадхьямиков — стратификации самой истины, развивавшейся уже учителем его учителя Гаудападой (6—7 вв.), по которой различаются истина безусловная и условная, позволяющая признать почитание божества-Ишвары как создателя, хранителя и разрушителя мира, а также всего пантеона и соблюдение предписаний дхармы для тех, кто еще не «реализовал» до конца конечную истину веданты. Третью проблему, связанную с локализацией и онтологическим статусом Неведения, Ш. фактически оставил на разрешение своим последователям (а также всем своим будущим оппонентам).

    Ш. полемизирует с материалистами, отождествлявшими Атмана с телом; с джайнами, учившими о соразмерности души телу; с буддистами основных направлений, доказывая, в частности, что способ опровержения виджнянавадинами реальности объектов внешнего мира (Ш. постоянно дистанцируется от иллюзионизма) вполне может быть обращен и против признаваемой ими реальности сознания. Среди неприемлемых положений «ортодоксальных» даршан — учения санкхьи о бессознательной Первоматерии мира, вайшешиков об атомах, отдельных «теистов» о том, что Божество является лишь инструментальной, но не материальной причиной мира. Ш. расходится и с мимансаками, по которым конечное благо есть реализация дхармы и его можно «заработать» выполнением ведийских предписаний.

    Примерами экзегезы Ш. могут служить его истолкования «великих речений» Упанишад типа «Брахман есть блаженство», «То еси ты» и т.д. или соответствующая его учению трактовка «Бхагавадгиты», при которой в текст «вчитывается» идея, что никакой альтернативности между «путем познания» и «путем действия» на деле не существует.

    Ш. и его ближайшие ученики (Падмапада, Сурешвара и др.) оказали решающее воздействие на развитие всей последующей адвайта-веданты. Комментарии к его произведениям, составляемые до настоящего времени, не поддаются калькуляции, а библиография посвященной ему литературы могла бы составить солидный том.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    Ша́нкара

    (конец VIII — IX вв.; традиционные даты 788—820), религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на «Упанишады», «Веданта-сутру», «Бхагавадгиту».

    * * *

    ШАНКАРА

    ША́НКАРА (кон. 8—9 вв.; традиционные даты 788—820), религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед(см. ВЕДЫ)) системы, развил учение адвайта-веданты(см. АДВАЙТА-ВЕДАНТА). Главные сочинения: комментарии на «Упанишады»(см. УПАНИШАДЫ), «Веданта-сутру», «Бхагавадгиту»(см. БХАГАВАДГИТА).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Словарь индуизма

    1) также АДИ-Ш. (т. е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788—812 гг. н. э.) — величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. представитель и классик направления адвайта-веданты в философии. Брахман родом из Кералы, учился в традиции Гаудапады, рано принял монашество (санньясу). Обошел всю Индию, выступая в многочисл. диспутах и побеждая сторонников иных даршан; обратил в веданту в т. ч. великого философа мимансы Мандана Мишру, учредил четыре монастыря (матха): в Гималаях (Бадринатх) в Пури на востоке, в Карнатаке (Шрингери) — на юге, в Двараке на западе Индии. Основал, наподобие буддистского монашества, 10 орденов санньясинов, 5 из к-рых сохранились. Блестящий философский писатель с превосходным стилем, мощный полемист, не всегда беспристрастный в своем отношении к буддийской философии, хотя и упрекаемый ортодоксами в "скрытом буддизме ". Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры ", 11 старших упанишад, "Бхагавадгиту"; великолепные религ.философские поэмы "Вивекачудамани" ("Жемчужина различения"), "Атмабодха" ("Постижение самости"), "Апарокшанубхути" ("Незаочное постижение"), "Анандалахари" ("Волна блаженства" — тантрический текст); гимны Шиве и др. Мн. произведения, приписываемые Ш., в действительности принадлежат главам ведантистских орденов.

    2) Ш. — "Дающий благополучие", "Благостный" — один из эпитетов Шивы.

    А. Парибок

  13. Источник: Словарь индуизма



  14. Сводная энциклопедия афоризмов

    Шанкара

    (предп. 788 — 820 гг.) религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма, крупнейший представитель философии ВедантыДействие не может устранить незнания… — лишь знание устраняет незнание.Знание, возникшее от понимания природы действительного, мгновенно кладет конец незнанию.

  15. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  16. Большой Энциклопедический словарь

    ШАНКАРА
    ШАНКАРА (кон. 8-9 вв.; традиционные даты 788-820) - религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  17. Источник: