Большая Советская энциклопедия

    Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Михаил Петрович [17(29).9.1835, Петербург, ‒ 7(20).1.1914, там же], русский живописец. Сын П. К. Клодта. Учился у А. А. Агина и в АХ (1852‒61, с перерывом) в Петербурге. В 1857‒60 работал в Париже. Пенсионер петербургской АХ в Мюнхене (1862‒65). С 1895 ‒ действительный член АХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Автор сентиментальных жанровых композиций, проникнутых состраданием к людскому горю. Произведения: «Рыбаки финны» (1855), «Больной музыкант» (1859), «Последняя весна» (1861) ‒ все в Третьяковской галерее; «Чёрная скамья» (1871, Русский музей, Ленинград).

    Лит.: Григорьева В. А., М. П. Клодт, в кн.: Русское искусство... Вторая половина XIX века. кн. 1, М., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КЛОДТ Михаил Петрович (1835-1914) - русский живописец. Передвижник. Сын П. К. Клодта. Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю ("Последняя весна", 1861).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Клодт Михаил Петрович

    (1835—1914), российский живописец. Передвижник. Сын П. К. Клодта. Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю («Последняя весна», 1861).

    * * *

    КЛОДТ Михаил Петрович

    КЛОДТ Михаил Петрович (1835—1914), русский живописец. Передвижник(см. ПЕРЕДВИЖНИКИ). Сын П. К. Клодта(см. КЛОДТ Петр Карлович). Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю («Последняя весна», 1861).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    КЛОДТ Михаил Петрович (1835—1914), рус. художник, с 1867 акад. живописи. В 1874 на сюжет поэмы Л. «Тамбовская казначейша» К. написал картину «Въезд улан (из «Казначейши» Лермонтова)» (масло; Пензен. картинная галерея им. К. Савицкого; см.: «Художник», 1978, № 11). Картина выставлялась в 1874 на 3-й Передвижной выставке в Москве и Петербурге. В том же году К. выполнил офорт по этой картине, значительно изменив композицию, для «Иллюстрированного каталога» этой выставки (музей ИРЛИ; см.: «Пчела», 1875, № 3). В картине умело изображен быт провинц. города 30-х гг. 19 в., подробно выписан интерьер, выразительны фигуры женщин, застигнутых врасплох неожиданной новостью. В 1876 К. создает к поэме «Боярин Орша» композицию из 13 сюжетов, расположенных на одном листе (см.: «Пчела», 1877, № 2; местонахождение оригинала неизв.). И здесь проявилась любовь художника к жанру. Но изображение боярского быта отодвинуло на второй план образы героев поэмы. В 1891 (в Избр. соч. Л. под ред. В. Острогорского, СПБ, 1891) К. опубл. илл. к произв. «Беглец», «Демон», «У врат обители святой», «Умирающий гладиатор», «Ашик Кериб», «Тамань» — по одной к каждому произв. (оригиналы не сохранились). В том же году для «Первого сб-ка Т-ва рус. художников-иллюстраторов» К. иллюстрирует «Казачью колыбельную песню»: заставка, концовка и страничная илл. — «Казачка у колыбели младенца» (местонахождение оригинала неизв.; незаконч. карандаш. набросок — ГРМ).Лит.: Григорьева В. А., М. П. Клодт, в кн.: Рус. иск-во. Очерки, т. 1, М., 1962, с. 369.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: