Большая Советская энциклопедия

    подвижные поверхности, создающие аэродинамические силу и момент (См. Аэродинамические сила и момент), используемые для управления летательным аппаратом в полёте. В самолётах нормальной схемы (рис. 1) различают: руль высоты, руль поворота, элерон (руль крена). В самолётах типа «бесхвостка» (рис. 2) рули высоты заменены элевонами, расположенными на задней кромке крыла. В самолётах с изменяемой стреловидностью крыла (рис. 3) элероны заменены дифференциальным управлением Стабилизатора. В отличие от газового руля (См. Газовый руль), В. р. предназначены для управления полётом в воздушном пространстве, когда скорости достигают сотен км/ч. В летательных аппаратах, крылья которых обладают большой подъёмной силой (См. Подъёмная сила), действие В. р. практически сводится к управлению аэродинамическим моментом.

    Рис. 1. Самолёт нормальной схемы: 1 — руль поворота; 2 — руль высоты; 3 — элерон.

    Рис. 2. Самолет типа «бесхвостка»: 1 — руль поворота; 2 — элевон.

    Рис. 3. Самолет с изменяемой стреловидностью крыла: 1 — руль поворота; 2 — стабилизатор.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большая политехническая энциклопедия

    ВОЗДУШНЫЕ РУЛИ — управляемые подвижные поверхности, с помощью которых создаются аэродинамические силы и моменты для изменения положения летательного аппарата в воздушном пространстве. Различают воздушные рули высоты, курса и крена.

  3. Источник: Большая политехническая энциклопедия