Большая Советская энциклопедия

    Мондриан (Mondrian, Mondriaan) Пит (собственно Питер Корнелис) (7.3.1872, Амерсфорт, близ Утрехта, — 1.2.1944, Нью-Йорк), нидерландский живописец. Учился в АХ в Амстердаме (1892—97). Работал в Париже (1911—14 и 1919—38), Лондоне (1938—40), с 1940 — в Нью-Йорке. Один из основателей группы «Стиль» (1917). Испытал влияние кубизма. Стремление к «универсальной гармонии» в духе неоплатонизма выразилось в созданном М. к 1917 т. н. неопластицизме (одной из первых разновидностей абстрактного искусства) — строго уравновешенных комбинациях различных прямоугольных фигур, которые разделены контурными перпендикулярными линиями и локально окрашены в основные цвета спектра, а также в ослый (часто преобладающий), чёрный и серый («Композиция», 1922, Городской музей, Амстердам; «Композиция в красном, жёлтом и синем»).

    Соч.: Le néoplasticisme, P., 1921; Die neue Gestaltung, Münch., 1925 (Bauhausbücher, № 5).

    Лит.: Рейнгардт Л., Абстракционизм, в сборнике: Модернизм, М., 1973, стр. 130—138; Seuphor М., Piet Mondrian. Life and work, Arnst., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet)

    (1872-1944), голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. Родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле. В 1911 он познакомился с кубистами, и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника. Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков. В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти, и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж. К этому времени он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников. В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал "Де Стиль" и группу с таким же названием. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра. К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл "чистой пластической реальностью". В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк; двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка. В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма. Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944. Его произведения оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку "Де Стиль", так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Мо́ндриан Пит

    (Mondrian) (1872—1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы «Стиль». Создатель неопластицизма — абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра.

    * * *

    МОНДРИАН Пит

    МО́НДРИАН (Mondrian) Пит (1872—1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы «Стиль»(см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)). Создатель неопластицизма(см. НЕОПЛАСТИЦИЗМ) — абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра.

  5. Источник: Энциклопедический словарь