Большая Советская энциклопедия

    Гриценко Николай Олимпиевич [р. 11 (24). 7.1912, ст. Ясиноватая, ныне Донецкой обл.], русский советский актёр, народный артист СССР (1964). В 1940 окончил училище при Театре им. Евг. Вахтангова и вступил в труппу этого театра. Искусству Г. присущи свободное владение разными жанрами, склонность к глубокому внешнему и внутреннему перевоплощению, умение пользоваться приёмами гротеска, буффонады. Среди крупнейших комедийных работ: Молоков («На золотом дне» по Мамину-Сибиряку), Тарталья («Принцесса Турандот» Гоцци), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Казанец («Стряпуха» и «Стряпуха замужем» Софронова). Комедийная палитра Г. богата красками: от иронической, импровизационной театральной игры до острых и широких сатирических обобщений. Важное место в творчестве Г. заняла работа над драматическими ролями русской классики: Федор Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), князь Мышкин («Идиот» по Достоевскому). В этих ролях актёр передаёт душевную доброту, свободомыслие, бунт против ханжества. Играл роль Цветухина («Первые радости» и «Кирилл Извеков» по романам Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето»). Снимается в кино: Артамашев («Кавалер Золотой звезды»), Рощин (в трилогии «Хождение по мукам» по А. Н. Толстому «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), Каренин («Анна Каренина»). Государственная премия СССР (1952), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1970). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    А. Г. Образцова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич (1912-79) - российский актер, народный артист СССР (1964). С 1940 в Театре им. Вахтангова (Протасов в "Живом трупе" Л. Н. Толстого и др.). Снимался в кинотрилогии "Хождение по мукам" и др. Государственная премия СССР (1952).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Грице́нко Николай Олимпиевич

    (1912—1979), актёр, народный артист СССР (1964). По окончании Театрального училища имени Б. В. Щукина (1940) в Театре имени Евг. Вахтангова. Искусству Гриценко присущи склонность к глубокому внешнему и внутреннему перевоплощению, умение пользоваться приёмами гротеска и буффонады. Среди ролей: Тарталья («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Фёдор Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), князь Мышкин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому). Снимался в фильмах: «Большая семья», «Хождение по мукам», «Анна Каренина» и др. Государственная премия СССР (1952, 1970).

    * * *

    ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич

    ГРИЦЕ́НКО Николай Олимпиевич [11 (24) июля 1912, ст. Ясиноватая, Украина — 8 декабря 1979, Москва], российский актер; народный артист СССР (1964), лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.

    В созданных им сценических образах удивительным образом сочеталось необыкновенное психологическое правдоподобие с острогротескным рисунком роли. Казалось бы, два несовместимых понятия — жизненная достоверность и театральная условность — были основными художественными константами артиста.

    Удачный дебют

    Гриценко вырос в шахтерской семье в Донбассе, но тяга к театру сорвала его с родных мест. В 1937 он поступил в училище при театре им. Вахтангова (впоследствии училище им. Б. В. Щукина(см. ЩУКИН Борис Васильевич)), еще студентом привлек к себе внимание актеров и режиссеров театра неординарностью своей творческой личности. Его самостоятельная работа по рассказу А. П. Чехова «Жилец» оказалась настолько удачной, что он был привлечен к работе в Вахтанговском театре задолго до окончания училища. Кстати, «Жильца» он играл, находя все новые и новые краски, с огромным успехом на эстраде до конца своих дней.

    Сочетаемость несочетаемого

    В 1940 по окончании училища Гриценко уже официально был зачислен в труппу театра. Поначалу он играл небольшие комедийные роли, в которых ярко проявлялся его незаурядный импровизационный дар. Вместе с художником он искал смешные детали костюма своего персонажа, не чурался достаточно рискованного грима. Но все его самые смелые фантазии всегда были оправданы внутренней логикой развития образа, подсмотренного в реальной действительности, выхваченного из самой гущи жизни. Именно поэтому персонажи, даже самые нелепые и диковинные, были убедительны.

    Редчайшую изобретательность проявил Гриценко, создавая образ бывшего золотопромышленника Молокова в спектакле «На золотом дне» (1955, постановка А. И. Ремизовой). Необычайных размеров живот, свинячие глазки, сизый от беспробудного пьянства нос, заплетающаяся речь — все работало на создание комедийного персонажа. Особый успех у зрителей вызывал он, когда, спасаясь от кредиторов, нырял под низкий диван, где непостижимым образом умещалась его грузная фигура.

    В его творчестве шли рука об руку два типа персонажей, взаимообогащая друг друга: острохарактерно комедийный и лирико-героический. И в том и в другом случае актер оставался самим собой, его индивидуальность настолько выразительна, что его невозможно было ни с кем спутать.

    Роль князя Мышкина («Идиот», 1958, постановка Ремизовой) — поразительный сплав трагического и комического. Актер не боялся выводить своего героя в смешном свете, добиваясь при этом потрясающей достоверности. Смешная (если можно назвать ее смешной) наивность не от мира сего придавала трагическому образу Мышкина в обрисовке Гриценко необыкновенную привлекательность.

    Мастер перевоплощения

    И снова — поразительный феномен перевоплощения — почти одновременно им были сыграны две совершенно разноплановые роли — испанского гранда Дон Гуана в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина (1959, постановка Е. Р. Симонова(см. СИМОНОВ Рубен Николаевич)), бесшабашного повесы, отважного забияки, страстного любовника, и Степана Казанца, бывшего фронтовика, передового комбайнера в «Стряпухе» (1959) и «Стряпухе замужем»(1961) (оба спектакля были поставлены Р. Н. Симоновым). Плащ и шпагу сменила выжженная кубанским солнцем гимнастерка, иной стала походка, другой — ритмика речи и даже цвет глаз, казалось, изменился.

    Повороты творческой судьбы непредсказуемы. То герой, то простак, то хватающий за душу трагический персонаж, то вызывающий взрывы смеха в зрительном зале комик. И все это рядом, в одном сезоне. Даже те, кто хорошо знал Гриценко, кто понимал, что его искрометная фантазия не имеет предела, были поражены его мастерством. Трагический, истинно русский образ Феди Протасова из «Живого трупа» (1962, постановка Р. Н. Симонова), страстного правдолюбца, мятущегося в поисках истины и затравленного за пренебрежение к ханжеской морали «высшего света», и комическая маска итальянского площадного театра Тартальи из «Принцессы Турандот» (1963, возобновление постановки Вахтангова Р. Н. Симоновым), мягкого, добродушного, суетливого толстяка, чья бестолковая деятельность запутывает и без того сложные сюжетные перипетии спектакля. Две роли, два противоположных характера. Но именно в этом разнообразии была сущность стиля этого замечательного художника.

    И подтверждение тому — все новые и новые блистательные работы актера. Он сыграл лихого красного бойца Вытягайченко («Конармия», 1961, по И. Э. Бабелю(см. БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович), постановка Р. Н. Симонова) и впавшего в религиозный фанатизм крестьянина Магару («Виринея», постановка Е. Р. Симонова(см. СИМОНОВ Евгений Рубенович)) так, что на фоне многих актерских удач этих спектаклей упомянутые персонажи выделялись своим необыкновенным правдоподобием при острогротесковом рисунке ролей.

    Роль Мамаева

    Исполнение Гриценко роли Мамаева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по А. Н. Островскому(см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) (1968, постановка А. И. Ремизовой) поражало многокрасочностью, обилием ярких приспособлений и приемов, что, впрочем, никак не нарушало единства актерского ансамбля, а скорее даже обогащало его, внося дополнительные оттенки, обусловленные своеобычной индивидуальностью артиста. На первый взгляд казался смешным и жалким этот стареющий представитель бюрократического сословия России конца 19 в., но за нелепостью его внешнего облика скрывался звериный оскал одного из «столпов общества». Гриценко создал цельный, отточенный во всех деталях социальный тип приспособившегося к пореформенной политической конъюнктуре крепостника.

    Спектакли, в которых был занят Гриценко, подолгу благодаря ему держались в репертуаре. Созданные им образы не тускнели со временем, и зрителям трудно было отделаться от ощущения, что перед ними не щедрая новизной находок, обогащенная неисчерпаемой фантазией импровизация, а упорный труд, помноженный на выдающийся талант большого мастера.

    Не менее блистательные кинороли

    Он много и успешно снимался в кино. Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта — в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь разнящиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдает без остатка свою эмоциональную энергию. Какое счастье для нашей культуры, что пленка сохранила шедевры гриценковской фантазии и мастерства: Рощин (трилогия «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), Грацианский («Русский лес»), Каренин («Анна Каренина»), Сперанский («Адъютант его превосходительства»), немецкий генерал («Семнадцать мгновений весны»), Николай Антонович («Два капитана»).

    Не всем актерам, даже многим известным, удается в равной степени состояться на театральных подмостках и перед кинокамерой. Зрители чрезвычайно помогают театральному актеру; возникающее чувство сопричастности, контакта с залом зачастую придает неожиданный импульс исполнителю. Другое дело — один на один с объективом, когда не спрячешься ни за какие приспособления, и глаза твои крупным планом должны передать всю гамму обуревающих тебя чувств.

    Николай Гриценко был одним из немногих, кому судьба подарила редкий дар соединить в своем творчестве сцену и экран.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич (24 июля 1912, город Ясиноватая, Украина — 08 декабря 1979), украинский актер. Народный артист СССР (1964). Государственная премия СССР (1951 — за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды»), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (за театральную работу).

    В 1934 окончил музыкально-драматический рабфак в Макеевке, где работал конструктором на металлургическом заводе. В 1934—1935 учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко,в 1935—1936 — в училище при МХТ-II, в 1936—1937 — в театральной школе при ЦТКА. Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (1940). С 1940 — актер Академического театра им. Евг. Вахтангова, с которым была связана вся его жизнь. Гриценко был одним из самых любимых учеников Р. Н. Симонова, блистательно сыграл главные роли в спектаклях «Идиот», «Живой труп», «Принцесса Турандот», «На всякого мудреца довольно простоты». Он много и успешно снимался в кино (дебютировал в 1942 в фильме Юлия Райзмана «Машенька»). Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта — в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь отличающиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдавал без остатка свою эмоциональную энергию. Среди лучших его киноролей: Рощин (трилогия «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), Грацианский («Русский лес»), Каренин («Анна Каренина»), Сперанский («Адъютант его превосходительства»), немецкий генерал («Семнадцать мгновений весны»), Николай Антонович («Два капитана»).

    1942 Машенька (см. МАШЕНЬКА (1942))

    1946 Старинный водевиль (см. СТАРИННЫЙ ВОДЕВИЛЬ)

    1950 Кавалер Золотой звезды (см. КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ)

    1953 Вихри враждебные («Феликс Дзержинский») (см. ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ)

    1953 Крыса на подносе (см. КРЫСА НА ПОДНОСЕ)

    1953 Судьба Марины (см. СУДЬБА МАРИНЫ)

    1954 Большая семья (см. БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ)

    1954 Шведская спичка (см. ШВЕДСКАЯ СПИЧКА (1954))

    1955 Дорога (см. ДОРОГА (1955))

    1957 Сестры (см. СЕСТРЫ (1957))

    1958 Восемнадцатый год (см. ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД)

    1959 Хмурое утро (см. ХМУРОЕ УТРО (1959))

    1961 Барьер неизвестности (см. БАРЬЕР НЕИЗВЕСТНОСТИ)

    1961 Вольный ветер (см. ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (1961))

    1963 Понедельник — день тяжелый (см. ПОНЕДЕЛЬНИК — ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ)

    1963 Русский лес (см. РУССКИЙ ЛЕС)

    1964 Мать и мачеха (см. МАТЬ И МАЧЕХА)

    1965 Человек без паспорта (см. ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА)

    1966 Два года над пропастью (см. ДВА ГОДА НАД ПРОПАСТЬЮ)

    1967 Анна Каренина (см. АННА КАРЕНИНА (1967))

    1967 Места тут тихие (см. МЕСТА ТУТ ТИХИЕ)

    1968 Журавушка (см. ЖУРАВУШКА)

    1969 Адъютант его превосходительства (сериал) (см. АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА)

    1969 Нервы (новелла в киноальманахе «Семейное счастье») (см. НЕРВЫ)

    1969 Развязка (см. РАЗВЯЗКА)

    1970 Счастье Анны (см. СЧАСТЬЕ АННЫ)

    1971 На всякого мудреца довольно простоты (см. НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ)

    1971 Принцесса Турандот (см. ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ)

    1973 Докер (см. ДОКЕР)

    1973 Земля Санникова (см. ЗЕМЛЯ САННИКОВА)

    1973 Семнадцать мгновений весны (сериал) (см. СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ)

    1973 Таланты и поклонники (см. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ (1973))

    1973 Человек в штатском (см. ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ)

    1973 Черный принц (см. ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ)

    1976 В горах мое сердце (см. В ГОРАХ МОЕ СЕРДЦЕ (1976))

    1976 Два капитана (см. ДВА КАПИТАНА (1976))

    1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса (см. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ФЕРДИНАНДА ЛЮСА)

    1976 Мартин Иден (см. МАРТИН ИДЕН)

    1976 Преступление («Нетерпимость», фильм первый) (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ (фильм первый))

    1976 Преступление («Обман», фильм второй) (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ (фильм второй))

    1976 Стажер (см. СТАЖЕР)

    1977 Враги (см. ВРАГИ (1977))

    1978 Мятежная баррикада (см. МЯТЕЖНАЯ БАРРИКАДА)

    1978 Отецъ Сергiй (см. ОТЕЦ СЕРГИЙ (1978))

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: