Словарь Брокгауза и Ефрона

    один из видов личных повинностей XVII в. в Московском государстве, установленный преимущественно для удовлетворения казенных интересов. Ямская повинность могла отбываться или всем населением и состояла в обязанности поставлять готовые подводы и проводников по требованиям правительства, или выполнялась нарочно для того выбранными ямщиками, устроенными правительством на особых землях в ямских слободах. В первом случае каждый раз нанимались подводы; выборные старосты и целовальники собирали со всего посадского и уездного населения деньги, на которые и нанимали "ярыжек" с подводами; ярыжки подряжались иногда на год. Во втором случае из Москвы или из ближайшего города воеводами высылался служилый или приказный человек для устройства яма. "Стройщик" расписывал дорогу, по которой предполагалось устроить ямы, на станы, отстоявшие друг от друга на 40 — 50 вер., и к каждому стану относил ближайшее население по росписи, составленной на основании платежных книг. По приезде на стан, ямской стройщик собирал волостных людей для ямского строения и производил развод по росписи по обжам, сохам и впоследствии по известному числу дворов. Охотников расписывали полюбовно между собою, "кому с кем смежно и сручно". Избрание охотника (из не тяглых, лучших людей) закреплялось особым актом, выбором, в котором обозначались обязанности ямщика. Выбор выдавался ямскому стройщику или приказчику с поручной записью и рукоприкладствами поручителей. Далее ямщик получал от населения подмогу "для дворового и лошадиного доставления", в виде денежной суммы и известного количества ржи и овса. По новгородским ямам выдавалось ямщику ежегодно по 5 руб., 7,5 чтв. ржи и 7,5 чтв. овса, или по 20 руб. и по 10 четв. ржи. Подмога выдавалась из съезжей или земской избы правительством или самой общиной. Иногда условия найма ямщика включались в порядную, по которой ямщик обязывался отправлять Я. повинность, а община платила ему годовое жалованье. Иногда при устройстве ямской слободы частные землевладельцы обязаны были уступать часть земли под ямские дворы и пашню. Крестьяне и посадские люди помогали ямщикам по расчистке дорог, доставляли проводников под ямские подводы и давали корм должностным лицам во время их пребывания на яме. Ямщики своей службой освобождались от податей. Данные об организации Я. повинности содержатся в так называемых "устройных книгах". В 1679 г. должность ямского приказчика была упразднена, и непосредственное заведывание избранием охотников поручено воеводам. В некоторых центрах надзор за исправлением Я. повинности поручался не воеводе, а таможенному голове. Ямщики жили слободами и владели своей особой пашней, делившейся на равные паи. Они обязаны были держать по три мерина, но за "гоньбу" получали прогоны. Ямской приказчик записывал в особые "загонные" книги имена путешественников, их число, проезжие грамоты, количество подвод и заплаченные прогоны. В свободное время ямщики нанимались для перевозки кладей. Различные неблагоприятные условия препятствовали надлежащему исправлению Я. повинности; правительство принимало меры к искоренению злоупотреблений, главным образом определяя количество подвод для "разного чина людей" и размеры кладей, но ямщики продолжали "брести розно", и приходилось их сыскивать так же, как и беглых крестьян. — Кроме постоянного отправления Я. повинности население (особенно монастыри) в военное время должно было поставлять подводы под зелье и другие военные припасы. Раскладка этой повинности производилась по живущим четвертям, причем для отбывания ее несколько городов иногда списывались вместе. Украинные города поставляли подводы для провоза государевой казны в Крым. За подводы и проводников население получало небольшую условную плату от правительства. Ср. Лаппа-Данилевский, "Организация прямого обложения в Моск. государстве "(СПб., 1890); Хрущов, "Очерк ямских и почтовых учреждений" (СПб., 1884); Фабрициус, "Почта и народное хозяйство в России в XVII в." (СПб., 1864).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    государственная повинность тяглого сельского и городского населения России в 10 — начале 18 вв. по перевозкам лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. С 10 в. называется повоз, в 13—15 вв. т. н. Ям, подвода и т. п. При введении регулярных перевозок в конце 15 в. тяглое население обязывалось поддерживать в порядке пути сообщения и ямы, на которых оно по очереди содержало определённое количество подвод, проводников и поставляло продовольствие. С середины 16 в. население выделяло «ямских охотников», оказывая им денежную и натуральную помощь. С 1500 известны «ямские деньги» — один из «большие ямские деньги» (тяжелейший основных государственных налогов в России 16 в. Наряду с ним с 1613 вводятся прямой налог в 17 в.). Отменена в начале 18 в.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ - в России до нач. 18 в. обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой филателистический словарь

    обязанность определенных сословий рус. гос-ва создавать в своей местности для скорой ямской гоньбы почт, станции — ямы, выделять специальных лиц — ямщиков для перевозки гонцов и грузов, а также средства для их передвижения, поддерживать в порядке почт, тракты.

  7. Источник: Большой филателистический словарь



  8. Энциклопедический словарь

    ямска́я пови́нность

    в России до начала XVIII в. обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной.

    * * *

    ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ

    ЯМСКА́Я ПОВИ́ННОСТЬ, государственная повинность тяглого сельского и городского населения России в 10 — начале 18 веков по перевозкам лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. С 10 века эту повинность называли повозом, в 13—15 веках — ямом, подводой. При введении регулярных перевозок в конце 15 века тяглое население обязывалось поддерживать в порядке пути сообщения и ямы, на которых оно по очереди содержало определенное количество подвод, проводников и поставляло продовольствие. С середины 16 века население выделяло «ямских охотников», оказывало им денежную и натуральную помощь. С 1500 года известны «ямские деньги». Побор «большие ямские деньги» был одним из самых тяжких основных государственных налогов в России 16 века. Наряду с ним с 1613 года вводился прямой налог. Ямская повинность была отменена в начале 18 века.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    гос. повинность тяглого сел. и гор. населения России 10-17 вв. по обеспечению перевозок администрации, послов, гос. грузов. Я. п. известна в ден. (см. Ямские деньги) и натуральной форме. Последняя (под назв. "повоз") упоминается в летописях с кон. 10 в. В 13-15 вв. Я. п. известна по источникам под назв. "ям", "подвода", "повоз". Я. п. в общегос. масштабе была упорядочена во 2-й пол. 15 в. при организации регулярной ямской гоньбы: население по сохам было приписано к определ. ямам (станциям), на к-рые оно выставляло по очереди определ. количество подвод, проводников, продовольствия, а также поддерживало в порядке ямы и пути сообщения. Освобождение от Я. п. населения частнофеод. вотчин было очень редким и временным. Тяжесть Я. п. резко возрастала в воен. время. При организации ямских слобод в сер. 16 в. вместо отбывания Я. п. в натуре население выставляло ямских охотников (2 чел. с сохи) и давало им ден. и натуральную подмогу (единовременную и ежегодную). В 17 в. при введении больших ямских денег и наборе ямщиков из вольных людей за населением остались обязанности поддержания в порядке путей сообщения и поставки подвод в экстраординарных случаях. Черносошное население севера и северо-востока отбывало Я. п. в форме "мирских отпусков", поставляя необходимое количество подвод для гос. перевозок (в т. ч. в Сибирь) или собирая деньги для их найма. Я. п. была тяжелейшей гос. повинностью, особенно в сев. и сев.-вост. р-нах страны.

    Лит. см. при ст. Ямские деньги.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ
    ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ - в России до нач. 18 в. обязанность сельского населения предоставлять для государственных нужд подводы, лошадей и возчиков. Для ямщиков ямская повинность была основной.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: