Большая Советская энциклопедия

    (Navigations Acts)

    акты английского парламента, принимавшиеся для защиты морской торговли Англии от иностранной конкуренции. Первый Н. а. был принят в 1381. Акт 1651 устанавливал, что товары из Азии, Африки и Америки следует ввозить в Англию и её владения только на английских судах, а европейские товары — на английских судах или судах страны-экспортёра. Направленный против голландской посреднической торговли и рыболовства, этот акт привёл к англо-голландской войне 1652—54 (см. Англо-голландские войны 17 века), в результате которой Нидерланды вынуждены были примириться с принципами Н. а. Положения акта 1651 были сохранены и развиты в актах 1660, 1663, 1672 и 1696. Н. а., основанные на принципах меркантилизма, сыграли большую роль в развитии английской морской торговли. Н. а. были отменены в середине 19 в. с утверждением английской торгово-промышленной гегемонии и переходом к свободной торговле.

    Лит.: Harper L., The English navigation laws, N. Y., 1939.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Дипломатический словарь

    - ряд постановлений английского парламента, направленных на поощрение и охрану от иностранной конкуренции морской торговли и промышленности Англии. Н. а. издавались в 1381, 1382, 1488-89, 1532, 1540, 1563 1650, 1651, 1660, 1663, 1672 и 1696. Важнейшие из них - H. a. 1650 и 1651, относящиеся к эпохе английской буржуазной революции, и Н. а. 1660, изданный после реставрации.

    В соответствии с Н. а. "О поощрении и об упорядочении торговли английского государства", изданным 1. VIII 1650, были назначены комиссары, составлявшие постоянный совет, который должен был наблюдать за производством отечественных товаров и за торговлей, заботиться о поддержании активного торгового баланса, установлении пошлин и т. п. H. a. 1650 был издан сроком на 1 год. В том же году был издан другой H. a., запрещавший иностранцам торговать в английских колониях без правительственного разрешения.

    В узком смысле Н. а. называется изданный 9. X 1651 "Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации". Издание этого акта было вызвано обострением англо-голландского морского и торгового соперничества. К середине 17 в. Голландия захватила в свои руки как рыболовство в Северном море, так и мировую транзитную торговлю. Создалась угроза английской торговле, промышленности и мореплаванию, переживавшим кризис в результате гражданской войны, предшествовавшей провозглашению в Англии республики (1649). Стремясь парализовать голландскую конкуренцию, Англия предложила Голландии объединиться в одно государство. Это на деле означало бы полное хозяйственное и политическое подчинение Голландии её конкуренту. Голландская буржуазия; естественно, не могла согласиться на английское предложение, и переговоры были прекращены. Н. а. 1651 устанавливал следующие правила ввоза в Англию и ее владения иностранных товаров: 1) товары, произведённые в Азии, Африке или Америке, могли быть доставлены исключительно на английских кораблях, причём капитан и большинство матросов должны были быть английскими гражданами; 2) товары, произведённые в Европе, могли доставляться либо на английских кораблях, либо на кораблях, принадлежащих гражданам той страны, где эти товары произведены. Далее, иностранцам запрещалось перевозить товары из одного английского порта в другой. Английским гражданам было разрешено вывозить товары из портов Испании и Португалии и вывозить из голландских портов шёлковые товары, купленные англичанами в Италии. Специальный раздел акта был посвящен рыболовству. В Англию и её владения разрешалось ввозить на английских судах рыбу, пойманную англичанами. Нарушение постановлений акта влекло за собой конфискацию товаров и корабля. Н. а. 1651, равно как и акт 1650, направленный в первую очередь против Голландии, был расценён голландскими Генеральными штатами как враждебный акт. В начавшейся войне (1651-54) Голландия была побеждена и договором 1654 признала Н. а., наносившие большой ущерб её морской торговле и облегчавшие дальнейшее развитие английского мореплавания и торговли с колониями.

    "Акт о поощрении и развитии кораблестроения и мореплавания" (1660), изданный при Карле II, повторял Н. а. 1651 и, кроме того, предоставлял английским кораблям монопольное право перевозки товаров между Англией и колониями и запрещал вывозить ряд товаров из английских колоний за границу; в дальнейшем список этих товаров неоднократно расширялся.

    Н. а. сыграли важную роль в осуществлении общей политики меркантилизма и протекционизма и в успешной борьбе Англии против Голландии; история этой борьбы "есть история подчинения торгового капитала промышленному капиталу" (К. Маркс). Н. а. были отменены лишь в середине 19 в., когда быстро развившийся английский капитализм перестал нуждаться в законодательной охране от иностранной конкуренции.

  3. Источник: Дипломатический словарь



  4. Энциклопедический словарь

    НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ

    НАВИГАЦИО́ННЫЕ А́КТЫ (Navigations Acts), акты английского парламента, принимавшиеся для защиты морской торговли Англии от иностранных конкурентов.

    Первый навигационный акт был принят в 1381. Важнейшее значение имел навигационный акт 1651, который устанавливал, что товары из Азии, Африки и Америки могут ввозиться в Англию и ее колонии только на английских судах, а европейские товары — на английских судах или на судах страны-экспортера. Направленный против голландской посреднической торговли и рыболовства, этот акт привел к Первой англо-голландской войне 1652—1654, в результате которой Республика Соединенных провинций(см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) была вынуждена смириться с принципами навигационного акта 1651. Его положения были сохранены и развиты в навигационных актах 1660, 1663, 1672 и 1696 гг. Основанные на принципах меркантилизма, навигационные акты сыграли большую роль в становлении и развитии английской морской торговли. Акты действовали до середины 19 века и были отменены в связи с утверждением идей свободной торговли и британской торгово-промышленной гегемонии.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Navigations Acts) - постановления англ. парламента для защиты морской торговли Англии от иностр. конкуренции. Первый Н. а. был принят в 1381. Изданный 9 окт. 1651 "Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации" установил, что товары из Азии, Африки и Америки следует ввозить в Англию и ее владения только на англ. судах, а европ. товары - на англ. судах или судах страны-экспортера. Акт 1651 был направлен против голл. посреднической торговли и рыболовства и привел к англо-голл. войне 1652-54 (см. Англо-голландские войны). После поражения в 1654 Нидерланды вынуждены были примириться с актом 1651. Положения этого акта были сохранены в актах 1660 ("Акт о поощрении и развитии кораблестроения и мореплавания") и 1663, к-рые требовали, чтобы в англ. колонии товары перевозились только на англ. судах, а также вводили запрет на экспорт ряда товаров из колоний за границу. В развитие и дополнение этих актов были изданы акты 1672 и 1696. Н. а., основанные на принципах меркантилизма, сыграли большую роль в укреплении морской торговли Англии, но стали ненужными с завоеванием Англией торгово-пром. гегемонии, и были отменены в сер. 19 в. при переходе к фритреду (см. Фритредеры).

    Лит.: Harper L., The English navigations laws, N. v., 1939.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия