Большая Советская энциклопедия

    Хичкок, Хитчкок (Hitchcock) Алфред (р. 13.8.1899, Лондон), англо-американский режиссёр. В кино с 1920, как сценарист, затем режиссёр. Получил известность как автор серии детективных фильмов, в которые стремился внести психологическую глубину и напряжённую, зловещую атмосферу. Лучшие фильмы Х., поставленные в Англии, «Шантаж» (1929), «Человек, который слишком много знал» (1934), «39 шагов» (1935), «Леди исчезает» (1938). С 1939 работает в Голливуде, где создал ряд фильмов в том же жанре, внося в них фрейдистские мотивы, подчёркивая патологию поступков часто психически неполноценных персонажей. Наибольшую известность получили: «Ребекка» (1940), «Подозрение» (1942), «Верёвка» (1948), «Головокружение» (1958), «Психо» (1960), «Птицы» (1963), «Марни» (1964), «Исступление» (1972).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Hitchcock, Alfred)

    АЛЬФРЕД ХИЧКОК на съемках.

    АЛЬФРЕД ХИЧКОК на съемках.

    (1899-1980), английский и американский кинорежиссер, широко известный мастер жанра "саспенс", сумевший в рамках коммерческого кино создать ряд шедевров мирового киноискусства. Родился 13 августа 1899 в Лондоне. Закончил инженерное училище, затем изучал искусство в Лондонском университете. Режиссерский дебют Хичкока состоялся в 1925 в Англии. До отъезда в Голливуд (1939) поставил в Англии 23 картины. Британский период творчества Хичкока отмечен появлением таких фильмов, как 39 ступеней (The 39 Steps, 1935) и Леди исчезает (The Lady Vanishes, 1938), где уже выявился его характерный стиль, сочетавший нагнетаемую напряженность с мрачноватым юмором. Американские работы Хичкока, в особенности ранние (Ребекка - Rebecca, 1940; Завороженный - Spellbound, 1945), были во многом неровными, однако в фильмах этого периода - Тень сомнения (Shadow of a Doubt, 1943); Пользующаяся дурной славой (Notorious, 1946); Веревка (Rope, 1948); Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train, 1951); Окно во двор (Rear Window); Не тот человек (The Wrong Man) и более поздних - Головокружение (Vertigo, 1958), На север через северо-запад (North by Northwest, 1959), Психоз (Psycho, 1960) и Птицы (The Birds, 1963) углублялось содержательность и совершенствовалась стилистика. В ряде картин Хичкок ставил перед собой поистине уникальные технические задачи: в Спасательной шлюпке (Lifeboat, 1944) - сведенные до минимума декорации, в Веревке - полное отсутствие монтажа, функцию которого выполняет движущаяся камера, в Окне во двор - использование долгих планов с целью показать, что видит в соседних квартирах подсматривающий в окно герой. Хичкок отлично понимал, что зритель склонен идентифицировать себя с экранными героями, и манипулировал этой склонностью с помощью умело выстроенного сюжета и техники "субъективной камеры". В результате зритель подчас становился союзником героя, преследующего морально сомнительные, но по-человечески понятные цели. Среди других работ Хичкока - фильмы Подозрение (Suspicion, 1942), Страх сцены (Stage Fright, 1950), Неприятности с Гарри (The Trouble with Harry, 1955), Поймать вора (To Catch a Thief, 1955), Исступление (Frenzy, 1972) и Семейный заговор (Family Plot, 1976). В 1979 Хичкок был удостоен премии Американского киноинститута "За выдающийся вклад в киноискусство". Умер Хичкок в Лос-Анджелесе 29 апреля 1980.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Хи́чкок Алфред

    (Hitchcock) (1899—1980), англо-американский кинорежиссёр. Фильмы: «Шантаж» (1929), «Верёвка» (1948), «Головокружение» (1958), «Психоз» (1960), «Птицы» (1963), «Семейный заговор» (1975) и др. Для творческой манеры характерны пристрастие к острым детективным сюжетам, использование различных приёмов киновыразительности для создания специфической атмосферы страха и иронии.

  5. Источник: Энциклопедический словарь