Большая Советская энциклопедия

    (De Roy)

    Леруа (Le Roy) Хендрик [латинизиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт, — 17.2.1679, там же), голландский философ-материалист, физиолог и педагог. Пропагандировал механистическую физику и физиологию Декарта, но отверг его дуалистическую метафизику («Основания физики», 1646; «Разъяснение о человеческом уме», 1647); объявил душу лишь «модусом» (свойством) тела, выступил против учения о врождённости идей, допуская существование в душе только способности мышления. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистическую физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В систематическом курсе «Естественной философии» (1654) Де Р. резко выдвинул на первый план физику, которая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории познания.

    Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, «Под знаменем марксизма», 1932, № 5—6; Vrijer М. J. A. de, Henricus Regius..., 's-Gravenhage, 1917.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ДЕ РУА

    (De Roy), Л e p у a (Le Roy) Хендрик [лати-низиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт,— 17.2.1679, там же), голл. философ-материалист, физиолог и педагог; врач. С1634 проф. Утрехтского университета. По словам Маркса, Де Р. был основателем того материалис-тич. направления в картезианстве, которое отправлялось в своём учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 140). Будучи сторонником физики и физиологии Декарта, Де Р. отверг его дуалистич. метафизику. В соч. «Основания физики» («Fundamente physicae», 1646) и «Разъяснение о чело-веч. уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) Де P. признал единств. субстанцией материю и объявил душу модусом (свойством) тела. Выступал против учения о врождённых идеях и рационалистич. теории познания, противопоставив им сенсуалистич. учение о чувственном (опытном) происхождении знания. Отверг декартовское доказательство существования бога, а также подчинение философии религ. догме и обоснование религ. веры с помощью философии. В систематич. курсе «Естеств. философии» («Philosophia naturalis», 1654) Де Р. выдвинул на первый план физику, которая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории познания.

    Быковский Б., Принципы философии Г. Де-Р., «Под знаменем марксизма»,1932, № 5—6; U г i J е г M. I. A. de, Henricus Regius..., s'Gravenhage, 1917.

  3. Источник: Философская энциклопедия