«Колло Мари Анн»

Колло Мари Анн в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Колло Мари Анн»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Колло (Collot) Мари Анн (1748, Париж, ‒ 23.2.1821, Нанси), французский скульптор, представительница классицизма. С 1764 училась у Э. М. Фальконе, в 1766‒78 работала вместе с ним в России, с 1767 член петербургской АХ. Вылепила модель головы Петра I (гипс, около 1773, Русский музей, Ленинград) для памятника Петру I работы Э. М. Фальконе в Петербурге. К. ‒ автор многочисленных портретных бюстов (Вольтера, около 1770; Д. Дидро, 1772; оба ‒ мрамор, Эрмитаж, Ленинград), отличающихся живостью характеристик.

    Лит.: Мацулевич Ж. А., Французская портретная скульптура XV‒XVIII веков в Эрмитаже, Л.‒ М., 1940.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Колло́ Мари Анн

    (Collot) (1748—1821), французский скульптор. Представитель классицизма. Ученица Э. М. Фальконе. Работала в России в 1766—1778, создала модель головы Петра I для памятника в Санкт-Петербурге («Медный всадник»).

    * * *

    КОЛЛО Мари Анн

    КОЛЛО́ (Collot) Мари Анн (1748—1821), французская художница и скульптор. Училась у Э. М. Фальконе(см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис), делала портретные бюсты и медальоны во Франции и в России, куда приехала вместе с учителем, приглашенным для создания конного памятника Петру Великому(см. ПЕТР I Великий). Своим талантом снискала благоволение Екатерины II(см. ЕКАТЕРИНА II); работала по заказам двора и знати (портретные бюсты Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, князя Григория Орлова, князя Голицына — все в Русском музее, Санкт-Петербург; портреты Фальконе и Дидро(см. ДИДРО Дени) — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Самая замечательна работа Колло —модель головы для статуи Петра I, которую она вылепила после того, как Фальконе пробовал несколько раз моделировать голову сам, но не смог удовлетворить вкусу императрицы («Я вверил голову Героя мадемуазель Колло», — писал Фальконе); в то время Колло было всего лишь 20 лет.

    Екатерина II пожаловала Мари Анн пожизненный пенсион в 10 тыс. ливров, Императорская Академия художеств возвела ее в звание академика (1767). В 1777 году художница вышла замуж за живописца П. Э. Фальконе, сына своего учителя, однако не была с ним счастлива. После завершения работ над монументом вместе с Э. М. Фальконе покинула Россию (1778) и последовала за ним сначала в Гаагу, затем — вернулась в Париж. После Великой Французской революции (1789) уехала в городок Маримон близ Нанси, совершенно отказавшись от художественных занятий. Автопортрет Колло (1772) — в собрании Русского музея, Санкт-Петербург.

  3. Источник: Энциклопедический словарь